РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание Ь после шипящих на конце разных частей речи"

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце разных частей речи"

Цель урока: познакомить уч-ся с правилом написания Ь после шипящих на конце сущ.ж.р.ед.ч., сущ.ж.р.мн.ч., стоящих в форме Р.п., глаголов 2-го лица ед.ч.

Задачи урока:
1. Познакомить с новым правилом русского языка;
2. Развитие речи уч-ся, орфографической зоркости и орфографического самоконтроля;
3. Воспитание любви к родному языку.
Оборудование: плакаты-рисунки, таблицы, карточки со словами, плакат-алгоритм, памятка для каждого ученика «Как списывать текст?», ученические тетради, доска, учебники.

Ход урока:

1. Орг.момент (проверить готовность детей к уроку).


2. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Страну Частей речи и узнаем об удивительных приключениях Ь, о его встрече с разными словами, на конце которых есть шипящие согласные. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступень школьной грамотности, узнать, когда пишется Ь после шипящих, а когда нет.

3. Словарная работа.
Помогите учительнице: составьте словарный диктант из 8 – 10 слов, где есть Ь в конце слова. Подчеркните его, а также подчеркни все другие «опасные места». (Примерные слова: КОРАБЛЬ, КАРТОФЕЛЬ, КИСЕЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, МОРКОВЬ, РОЯЛЬ, ТЕПЕРЬ, ВЕРМИШЕЛЬ, КРОВАТЬ, МЕТЕЛЬ, КИПЕТЬ, КАРАМЕЛЬ, МЕБЕЛЬ).
- Для чего служить Ь в этих словах? (для смягчения согласного)
- Сегодня эту букву мы и возьмём с собой в путешествие.

4. Изучение нового материала.

1) Путешествие в Страну Существительных.
Букву Ь учёные называют буквой-помощницей.
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Ь сначала отправился в Страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находятся несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь (по ходу работы открываются на доске слова: 1 – дочь, мышь, рожь;
2 – страж, меч, грач).
- О каких шипящих идёт речь? (Ж Ш Щ Ч)
- Ь освободил некоторые существительные. Последний звук каждого слова шипел: Ч-Ч-Ч, Ш-Ш-Ш, Ж-Ж-Ж (открываются слова 1-ой строчки).
-Прочитайте эти слова. Что вы заметили? (во всех словах этой строки на конце пишется Ь)
- Какого рода эти существительные? (женского рода)
- В каком числе они стоят? (ед.ч.)
- Запишите слова в тетрадь и подчеркните Ь вместе с шипящими на конце. Придумайте свои такие слова и запишите 2-3 слова.

Ь хотел освободить и все остальные слова Из Страны Существительных, но вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся СТРАЖ, в руках он держал МЕЧ, а на плече у него сидел чёрный ГРАЧ (эти слова открываются на доске). Эти слова все вместе закричали: «Если ты, Ь, к нам подойдёшь, то от меча и погибнешь». Смертельно испугался Ь и убежал.
- Давайте прочитаем слова 2-ой строчки. Что вы заметили? (все они с шипящим на конце, но без Ь)
- Определите, какого они рода? (м.р.)
- В каком числе они стоят? (ед.ч.)
- Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните «опасные места», попробуйте придумать такие слова, запишите их в тетрадь.

Страна Существительных – большая страна, стрелой промчался Ь мимо существительных ЛУЖ, ДАЧ, КРЫШ (слова открываются на доске). И они тоже свистели, шипели. Ь понял, что к ним тоже опасно приближаться.
- Запишите эти слова. На какой вопрос они отвечают? (чего)
- В каком падеже они стоят? (Р.п.)
- А в каком числе? (мн.ч.)
- Какого они рода? (ж.р.)
- Придумайте такие слова (Маш, каш, рощ…), запишите их в тетрадь (2-3 слова), подчеркните «опасное» место.
- Давайте повторим изученное правило с помощью алгоритма (на доску вывешивается плакат):

С

ДА НЕТ

ГРАЧ

ДА НЕТ
ТУЧ
РЕЧЬ

Ь Ь

2) Путешествие в Страну Глагола.
Помчался Ь в соседнюю страну Глагола. Тут его встретил очень любопытный глагол, который спросил: «Что ты тут делаешь?»
- Спаси меня, - попросил Ь.
- Хорошо. Не убегай, остановись. Да ты ДРОЖИШЬ. Ты у меня ПОЖИВЁШЬ, ОТДОХНЁШЬ на берегу моря. Тебе надо ЛЕЧЬ, а я тебя буду БЕРЕЧЬ (по мере рассказывания открываются на доске таблички со словами).
Глагол привёл Ь на берег моря, а сам побежал за ужином. А Ь взял волшебную палочку и начал чертить ею на песке. Вот, что у него получилось:

Ж
Ш Ь
Ч

Тут к нему прибежал любопытный глагол, посмотрел на рисунок на песке и поставил печать.
- Прочитайте ещё раз слова. Что вы заметили? (это глаголы, отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕШЬ? И во всех них пишется Ь)
- Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните опасные места. Придумайте 2-3 таких же слова.

5. Физминутка.
Ь предлагает поиграть с ним в игру «Прятки». Если я прочту вам слова, в которых на конце слова после шипящих должен писаться Ь, то вы – подпрыгиваете, а если я прочту слова, в которых нет Ь после шипящих на конце, то вы – хлопаете в ладоши.
КУПИШЬ, БРОШЬ, НАЙДЁШЬ, МЕЧ, ИГРАЕШЬ ВОЗЛЕ ДАЧ, СТЕРЕЧЬ ШАЛАШ, ПОСЕЕШЬ РОЖЬ, УВИДИШЬ МЫШЬ, БЕЖИШЬ НА ПЛЯЖ.

6. Закрепление пройденного.

Вот и подошло к концу путешествие Ь по странам разных частей речи. Везде он встречался со словами, которые оканчивались на шипящий согласный, но не со всеми подружился. Сейчас у Ь отдых. В Стране Существительных есть цирк. Купив билет, Ь отправился в него. Билет с текстом лежит и у вас на столах. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. В этом вам помогут советы Памятки «Как списывать текст?»

Памятка «Как списывать текст?»

1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.
2. Отметь опасные места.
3. Прочитай вслух так, как написано.
4. Не глядя на запись, так же повтори.
5. Пиши, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.
6. Проверь:
  • Читай по слогам и слушай себя – все ли звуки обозначены;
  • Сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы.

В цирке имён существительных.
В полн…ч… на манеж… вышел ц…ркач… и его доч… . На нём был плащ… . В руке он держал меч… . Скр…пач… заиграл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале с…дела м…л…дёж… . Стояла тиш… . А ты любиш… ц…рк?

7. Итог урока.
С тех пор Ь в различных частях речи живёт строго по определённым законам. Они записаны в таблице (вывешивается на доску).Она ещё не вся. Мы её продолжим в других классах. Глядя на неё, повторите, что же вы узнали о правилах написания Ь в конце слова после шипящих.

Ь после шипящих

существительное глагол
Ж.Р. КТО? 2 лицо ед.ч.
ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕШЬ?
Дочь, рожь поёшь, летишь

Ь – НЕТ – НЕТ – НЕТ

существительное существительное
М.Р. КТО? МН.Ч. Р.п.
ЧТО? КОГО? ЧЕГО
Врач, плащ луж, дач, каш

8. Домашнее задание.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены