РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Проектная деятельность в разделе программы Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"

«Проектная деятельность в разделе программы Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"

В Концепции модернизации общего образования 2010 г. [6] написано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся…». Отличительной особенностью стандартов второго поколения является их личностная ориентация, т.е. ОСОБАЯ РОЛЬ отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА [18].

Каждый педагог, выполняя государственную программу, достигает данный показатель благодаря своей методике работы. Например, О. М. Гусева [3] в своей книге представляет разработки уроков ИЗО для 5 класса в соответствии с программой Б.М.Неменского [15], где изучение ею каждой темы происходит через связь предмета с музыкой, литературой, историей.

При этом важно учитывать главное: в данном возрасте учебная деятельность занимает большую часть времени, но перестаёт быть источником развития, дети зачастую не умеют превращать информацию в знания, обилие информации не приводит к системности. Именно проектная деятельность важна и особенно нужна подросткам [9;13].

Идея развития различных компетенций школьников посредством проектной деятельности также нашла отражение в работе образовательных учреждений Ардатовского района. Методическое объединение образовательной области «Искусство» работает над темой «Осознание роли и места ЧЕЛОВЕКА в художественной культуре», а педагогический коллектив МБОУ «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2» - «Личностно-ориентированное обучение как технология формирования нравственного поведения и навыков учебной деятельности учащихся».

Чем же заинтересовал меня метод учебных проектов? Во-первых, это учение через самостоятельную деятельность учащихся. Во-вторых, всегда направлено на результат. В-третьих, осуществляется в разных видах.

Проблема статьи: педагогические условия формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников.

Цель статьи: изучение методики организации проектной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства при изучении раздела.

Объект статьи: процесс организации проектной деятельности школьников при изучении раздела «Декор-человек, общество, время» в 5 классе общеобразовательной школы на различных этапах урока по ИЗО.

Предмет статьи: педагогические условия организации проектной деятельности школьников, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Методы написания статьи: изучение методической, психолого-педагогической и справочной литературы; знакомство с уже имеющимися разработками в области данного предмета; проведение уроков по разделу.

Принципами работы: культур сообразность; поли художественный подход; личностно-ориентированная проекция содержания и методики.

Теоретическая значимость работы:

  • проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников;
  • разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Декор-человек, общество, время»;
  • разработана структура проектной деятельности при изучении раздела.

Практическая значимость статьи: разработка раздела учебной дисциплины, посвящённого организации проектной деятельности.

1) Почему для написания взята программа Б.М.Неменского [15]?

Актуальность.

Особенность программы и суть проектного обучения [10] сводятся к тому, что содержимое урока проживается детьми на уроках, становясь собственным чувственным опытом.

Учебно-методический комплект

  1. Программа [15].
  2. Учебник [5]. Это известный учебный курс, имеет учебно-методический комплект, состоящий из пособия для учителя [1] и рабочей тетради [2].

2) Почему для написания взят раздел «Декор – человек, общество, время»?

Актуальность.

Учащиеся учатся «видеть» в произведениях декоративно-прикладного искусства социальную окрашенность и проявлять эмоциональный отклик. Именно проектная деятельность на уроках данной четверти лучше других технологий «раскрывает» учащимся смысл человеческих взаимоотношений: работая над решением конкретной проблемы, учащиеся коллективно проектируют и выполняют все этапы проектной деятельности.

Цели раздела:

  • освоение стилистическими особенностями декора разных стран и времён,
  • овладение техниками «поп-ап» и «квиллинг»;
  • приобретение опыта разрешения различных проблем социума;
  • развитие художественного вкуса;
  • приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

Задачи раздела:

  • уровня культуры;
  • формирование основ демократических отношений [9];
  • развитие кругозора и предметной эрудиции, познавательных способов и стратегий;
  • развитие творческой активности и потенциала (гуманистический смысл проектного обучения);
  • формирование художественных знаний, умений и навыков;
  • самоопределение и самореализация, самоорганизация и саморегуляция.

Актуальность «нововведения».

Количественное увеличение часов на изучение тем:

  • (I) «Декор и положение человека в обществе» - 3 часа (уроки №2-4);
  • (II) «Одежда говорит о человеке» - 2 часа (уроки №5-6);
  • (III) «О чём рассказывают гербы и эмблемы» - 3 часа (уроки №7-9)).

Увеличение количества часов при изучении темы I способствует, во-первых, ознакомлению учащихся с декором Древней Греции (отсутствует в Программе), во-вторых, овладению ими навыком работы в технике «поп-ап». Увеличение количества часов при изучении темы II способствует, во-первых, ознакомлению учащихся с декором Древней Японии (отсутствует в Программе), во-вторых, выполнению проекта на тему «Бал. Средневековье».

Увеличение количества часов при изучении темы III способствует (отсутствует в Программе), во-первых, ознакомлению учащихся с декором геральдики Нижегородской области и Ардатовского района, во-вторых, овладению ими навыком работы в технике «квиллинг», в-третьих, выполнению проектов на темы: «История герба России», «Гербы моей малой Родины», «Эмблема своего класса», в-четвёртых, проведению проектной дискуссии на тему «Взгляд на символику», в-пятых, вовлечению учащихся в деятельность по выполнению проекта «Подарок для одноклассницы».

Изучение - это путь к осуществлению интеграции заданий изобразительного искусства с предметом история, эффекта длительного проживания темы, что способствует реализации проектов и выполнению цели и задач Программы.

Д.Пойа справедливо заметил: «Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей» [4]. Средства проектной деятельности фрагментарно разрабатывались и использовались русскими педагогами, которые именовали его «методом проблем» [11]: С.Т.Шацким, В.Сорокой-Росинским, А.Макаренко.

В современном прочтении ценность метода Д.Дьюи заключается в возможности освоения подростком способа самостоятельного познания. В «Федеральном компоненте государственного стандарта» указывается на тот факт, что «важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся… Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект». В современной педагогической и методической литературе по данному методу имеется достаточно информации. В работах И. Д. Чечель [17], К.Н.Поливановой [13], Б. Валясэк [7], Е.Петуховой [7], Е.С.Полат [12], Л. Ивановой [7], Н.А. Беломестновой [7], Н. Ю. Пахомовой [11], С.Г.Щербаковой [21] раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников. В трудах К.Н.Поливановой [13], С.Г.Щербаковой, Н. Мансурова [22], Т. Герасимовой [22], В. Рохлова [22] охарактеризованы этапы учебного проекта, раскрыта роль учителя на каждом из них. И.Д. Чечель и С.Г.Щербаковой предложены различные варианты оценивания проектной деятельности. М.П.Нечаевым раскрыта суть социального проекта [9], в интернет-ресурс ([16], [19]) представлены разработки к урокам ИЗО. При организации своей проектной деятельности учитываю методику вышеперечисленных педагогов.

Деятельность по созданию проекта называется проектированием [9]. Термин «проект» в переводе с латинского языка - это «брошенный вперёд».

Н. Ю. Пахомовой [11] предложено своё толкование понятия «проектная деятельность»: «совокупность различных видов деятельности: мыслительной, коммуникативной, практической, презентационной». В.Б.Петрова [16] по-своему понимает данный термин: «целенаправленная, творческая, результативная, групповая, ограниченная определённым временем, деятельность». К.Н.Поливанова в своей книге [13] указывает на тот факт, что проектная деятельность строится «от результата», основной формой которой является метод проектов. В литературе циркулирует большое количество определений данного понятия: одни рассматривают его уже, другие, например, К.Н.Поливанова [13], - шире.

К.Н.Поливанова [13] и С.Г.Щербакова [21] отмечают, что метод проектов нужно применять обязательно с младшего школьного возраста. В своей книге Н.Ю.Пахомова [11] предлагает рассматривать понятие «учебный проект» с двух сторон: учащегося и учителя. С.Г.Щербакова [21] в своей книге указывает на тот факт, проблемы, лежащие в основе проекта, имеют свою классификацию. В своей статье Б. Валясэк [7] представляет точку зрения Мирослава С. Шиманськи, который выделил категории, по которым можно отличить метод проектов от других (традиционных) методов обучения: 1) прогрессивная роль учителя; 2) субъективность учащегося; 3) стирание границы между школьной и внешкольной жизнью; 4) отсутствие традиционной оценки.

По мнению К.Н.Поливановой [13], проектная деятельность педагога всегда субъектна и целесообразна и имеет определённую структуру. Данный вопрос нашёл отражение в статье [18] Интернет-ресурс. В статье [18] Интернет-ресурс описаны критерии технологии педагога, рассмотрены её особенности. В своих работах Н.Ю.Пахомова [11] и В.Б.Петрова [16] указывают на соответствующее обеспечение проведения проектной деятельности.

В литературе существуют различные типологии проектов. Но в реальной практике чаще всего встречаются смешанные типы проектов. Рассмотрим классификации проектов С.Г. Щербаковой [21] и Е.С.Полат [12], являющейся основной. Кроме этого, существуют проекты по масштабу работы: моно-, мульти-, мега проект.

В своих литературных источниках И.Д.Чечель [17] и С.Г.Щербакова [21] предлагают различные формы защиты проектов - виды презентаций. Также И.Д.Чечель раскрывает смысл понятия «мультимедийная презентация», приводит её классификацию, знакомит с требованиями по оформлению и публичному выступлению, даёт рекомендации. Е.С.Полат [12] в своей статье перечисляет критерии к оцениванию результата проекта. А С.Г.Щербакова [21] в своей книге рекомендует следовать требованиям к презентации, использовать листы: «Защита-презентация проекта», «Оценивание проекта». И.Д.Чечель [17] отмечает, что при использовании метода проектов существует два варианта оценки: внутренние и внешние параметры оценки (критерии оценки). В своей статье И.Д.Чечель предлагает определённые требования к структуре проектной работы.

В статье интернет-ресурс [19] приведены цели и задачи учебного проекта на уроках изобразительного искусства.

В.Б.Петровой [16] и Н.Ю.Пахомовой [11] предлагаются к рассмотрению возможные варианты оформления проекта с описанием этапов проведения проектной деятельности.

В практике мной также используются проекты социальной направленности, сущность которых подробно описал М.П.Нечаев [9].

Правильный выбор метода и приёма в учебном процессе, умения проникнуть во внутренний мир учащегося, умелое осуществление функций управления - вот главные условия для развития современного школьника [23]. Процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками.

Изучение раздела «Декор – человек, общество, время» в 5 классе проходит в течение 10-ти уроков III четверти. Постигая ответы на вопросы «что», «как» и «зачем», связанных с восприятием произведений декоративного искусства, материал четверти даёт ответ на ведущий, главный вопрос «зачем». В основном использую комбинированный тип урока, применяя словесные методы в виде рассказов и бесед, использую наглядные методы в виде пособий, плакатов, стендов, раздаточного материала, проектных работ, учебников, зарисовок на классной доске, Интернет-ресурс, мультимедиа.

При изучении раздела используются различные виды краткосрочных предметных проектов. Методика работы над обучением учащихся проектированию предполагает работу на уроках трёх видов. Первый вид - это урок мини-проект, который полностью состоит из работы над выполнением проектов. Второй вид - это урок по реализации: 1) мини-проекта, в ходе которого могут использоваться элементы проектной деятельности; 2) недельного проекта, работа над которым организуется во внеурочное время, что расширяет познавательные возможности. Третий вид - это урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод частнопредметных умений в обще учебные и универсальные умения (учебная деятельность по добыче и анализу информации): выделение главного в тексте, письменный или устный пересказ, игра и моделирование ситуации.

Методика организации учебного проекта предполагает обучение модели анализа проекта: начинание (разработка проектного задания), планирование (этап разработки плана работы), реализация проекта (этап реализации проекта), завершение (этап завершения проекта). Способы оценивания проектов: в традиционной пятибалльной системе; зачтено – не зачтено; рейтинговая оценка.

Система моей работы опирается на принципы:

  1. само актуализации;
  2. субъектности;
  3. выбора;
  4. творчества и успеха;
  5. применение метода проектов, личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, схемных и знаковых технологий обучения.

При методической организации проектной деятельности стараюсь: чтобы она помогала неавторитетным учащимся класса укрепить авторитет; неактивным подросткам - проявить активность; недисциплинированным подросткам - стать организованными; подросткам, чем-то себя скомпрометировавшим - вернуть потерянный авторитет.

Заключение.

Для меня, как учителя изобразительного искусства, очень важно, каким образом получаются знания, умения, навыки, какие взаимоотношения рождаются, а главное, каковы результаты в процессе проектной деятельности учебно-воспитательного процесса.

Ежегодно психолог школы выявляет показатели внимания [14], объёма слуховой и зрительной памяти [8], а также уровень мотивации [20].

На основании ежегодного теоретического анализа и результатов мониторинга мной выявляются следующие факты:

  1. изменение проектных умений учащихся класса: развитие умения учащихся осуществлять анализ учебной проблемы при разработке проектов; развитие умений прогнозировать проектный результат и доводить его до реализации;
  2. преобразование академических знаний в реальный жизненный опыт учащихся, использованию знаний, умений и навыков в решении проблем социума: учащиеся класса, будучи представителями по статусу разных семей (благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи), выполняя совместно творческую работу, тем самым ЛОМАЯ СТЕРЕОТИПЫ БЕДНЫХ И БОГАТЫХ В КЛАССЕ, проявляя толерантность, начинают дружить; учащиеся класса поддерживают связь со школьниками-инвалидами.

Наблюдения показали: в основном учащиеся 5 класса способны не терять из поля зрения значимую цель проектной деятельности, не утрачивают интереса к длительной работе, умеют определять границы своих возможностей и нести ответственность за принятые решения.

Для себя приняла решение: учитывая мотивы и потребности учащихся, направлять их ход развития, внося равновесие в развитие критического и творческого мышления; работать в зоне ближайшего развития; организовывать дальнейшее вовлечение учащихся в проектную деятельность и коллективную творческую работу.

Мои показатели работы как учителя ИЗО: ежегодно учащиеся 5 класса показывают, занимая призовые места, свою предметную компетентность в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней; анализ 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 уч. лет указывают на факт стабильности показателей учебного процесса: успеваемость – 100%; качество знаний – 100%; бывшие ученицы школы, Солнышкина О., Дацё Е., в настоящее время являются преподавателями художественного отделения МБОУ «Мухтоловская детская школа искусств».

Список литературы.

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс (2007).
  2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. / М.: Просвещение, 2011.
  3. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. / М.: ВАКО, 2011. – 144 с. – (В помощь школьному учителю).
  4. Засоркина Н.В. [и др.]. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. / Волгоград: Учитель, 2010. – 135 с.
  5. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под редакцией Б.М.Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.: ил.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. / М., 2002. – с.10.
  7. Методика организации проектной деятельности школьников. knowledge.allbest.ru›
  8. Михальчик Т.С., Гурьянова Е.Я. Семинарские и практические занятия, контрольные и курсовые работы по психологии: Учеб. пособие. - М., 1987.
  9. Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление». Подходы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие. / М.: УЦ Перспектива, 2009. – 136 с.
  10. Особенности образовательных программ обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. centrobrrostov.ru›index.php?option=com…view…
  11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. / М.: АРКТИ, 2009. – 112 с.
  12. Полат Е.С. «Метод проектов» letopisi.ru›images/a/ac/Метод_проектов_Полат.pdf
  13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. / М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
  14. Практическая психология в текстах, или как научиться понимать себя и других. Методика изучения уровня внимания у школьников. / М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.. 376 с.: ил.
  15. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под. рук. Б.М.Неменского. / М.: Просвещение, 2008г.
  16. Проектная деятельность на уроках. petrovavb.21411s27.edusite.ru›p5aa1.html Москва
  17. Проектное обучение… Для оценивания проектов. Чечель И. shkola.net.ua›view.php…
  18. Способы умственных действий (СУД) distant.ivanovo.ac.ru›students/book Selevko.htm
  19. Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность/mvlapaeva.edurm.ru›index.php?…article…2010-10-08…3
  20. Школьный психолог. Опросник Ч.Д.Спилбергера. / №8, 2004 г., с.29.
  21. Щербакова С.Г. [и др.]. Организация проектной деятельности в школе: система работы. / Волгоград: Учитель, 2009. – с.107-108.
  22. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как... bg-prestige.narod.ru›proekt/
  23. Ястребцева Е.Н. (общ. ред.). Современная городская школьная медиатека. Модель технического оснащения и возможные формы организации работы: методические рекомендации. / М., 1992. – с.9.
Дажинова Валентина Юрьевна15.11.2012 65270 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar