РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Постижение И.А.Ильиным диалектики общечеловеческого и национального в творчестве А.С.Пушкина.

Постижение И.А.Ильиным диалектики общечеловеческого и национального в творчестве А.С.Пушкина. 

Молодёжникова Ольга Изировна, 
учитель русского языка и литературы 
гимназии № 295 г.Санкт-Петербург
 
«Каждый народ имеет свою, свойственную только ему природную данность и свою историческую проблематику <…> свое призвание и свой путь, духовный, культурный, политический, экономический»,- утверждает философ И.А.Ильин. «Каждый народ имеет свое особое строение души и созидательный акт, - такова определяющая позиция русского мыслителя в его исследовании вопросов культуры, искусства, литературы. И это не проявление узкого национализма, а признание уникальной индивидуальности, неповторимости не только отдельной личности, но и целого народа, являющего в своем единстве все богатство духовной, культурной, психологической одаренности. Без национального не может быть и культуры, сама сущность которой определяется духовным опытом отдельно взятого народа, этноса. Вот почему в диалектике общечеловеческого и национального в творчестве любого писателя приоритет, бесспорно, принадлежит последнему. 

Исходя из данной заявленной позиции и рассматривает И.А.Ильин творческое наследие А.С.Пушкина. Именно национальное определяет значимость всего созданного поэтом, анализу личности которого философ посвящает свои статьи «Национальная миссия Пушкина», «А.С.Пушкин как путеводная звезда русской культуры», «Пророческое призвание А.С.Пушкина». Национально определяющее и духовно спасительное влияние на всю нашу культуру несет творчество великого русского поэта. «Его труд – акт национального духовного самоопределения»,- пишет И.А.Ильин. Благодаря прозорливому сердечному видению, поэт «обладал чудесным, свойственным лишь гениальным людям безошибочным взглядом на сущность вещей», то есть способностью схватывать самое главное – божественную сущность всего. Постигнув национальную душу народа, взяв на себя его ношу, страдая с ним, угадывая его призвание, Пушкин отразил самое восхитительное, самое совершенное, заложенное в русской душе. «…Все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас…» 

Для нас понять Пушкина – значит понять самих себя, свой путь, свое предначертание. Пушкину удалось показать не только каков есть русский человек во всей глубине его внутренних противоречий, но и каким он может и должен стать в лучших, самых высоких своих проявлениях. Ф.М.Достоевский утверждает общечеловеческий характер как души поэта, так и его творчества. Он пишет: «…общечеловечность не иначе достигается как упором в свои национальности каждого народа.» В своем «Дневнике писателя он заявляет: «Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой». Ильин далее развивает эту мысль писателя: «Национально безликий «всечеловек» и «всенарод» не может ничего сказать другим людям и народам <…> Ибо гений творит из глубины национального духовного опыта, творит, а не заимствует и не подражает». Вот почему, утверждает философ, «Пушкин есть чудеснейшее, целостное и победное цветение русскости». 

Зачастую именно эта «русскость» исчезает при изучении творчества поэта на уроках.

Увлекаясь погружением в контекст мировой культуры, учитель не обогащает, а наоборот обезличивает творчество поэта, лишает его неповторимого своеобразия. Возможно, именно эта укорененность в национальном и не позволяет до конца понять другим народам нашего великого поэта, как не понимают они нашу «загадочную русскую душу». За «общечеловеческими ценностями», которые пытается увидеть в первую очередь учитель, исчезает определяющее начало личности. А понять другие народы может только тот народ, который познал прежде всего самого себя. Пушкин – живое средоточение русского духа, русский не потому, что отличался «всемирной отзывчивостью» и способностью «почти совершенного перевоплощения в чужую национальность», а к самостоятельному созерцанию и положительному творчеству. 

Размышляя о самой личности поэта, И.А.Ильин указывает на ее яркие черты, видит ее во всей сложности противоречий. Пушкин сам различал и разграничивал в себе две составляющие: человеческое, греховное и творческое, божественное, светлое. 
Нельзя при анализе личности поэта останавливаться только на одной из этих двух составляющих. Не следует идеализировать его как человека, но и нездоровый интерес к обычным человеческим слабостям и недостаткам, возобладавший в последние десятилетия, тем более опасен. « Страсти поэта, которыми он был наделен сполна, знают не только лично-грешное кипение, но пламя божественной купины». Вот почему мы должны научиться «подходить к Пушкину не от эмпирической жизни и не от анекдотов о нем, но от главного и священного в его личности, от вечного в его творчестве <…> от того духовного акта, которым русский Пушкин созерцал и творил Россию, и от тех духовных содержаний, которые он усмотрел в русской жизни, в русской истории и в русской душе и которыми он утвердил наше национальное бытие. Мы должны изучать и любить нашего духовного поэта, исходя от его призвания и от его служения, от его идеи». Эта мысль И.А.Ильина кажется сегодня как никогда актуальной. В мире восторжествовавших пошлости, цинизма, открытого глумления над нравственным началом пытаются потопить то светлое, чистое, высокое, что несет нам творческое наследие поэта. « И сегодня … слышишь из Калифорнии голос какого-то Дружникова, который говорит о «моде на Пушкина», составленной из «скандальности жизни», невероятных успехов у женщин и тем, что долго «служил идеологическим цитатником». Большей клеветы не придумать. Но кому-то хочется. Сами же «пушкинисты» наворотили мифов вокруг личности и творчества поэта, а теперь выдают свои сочинения за действительный облик поэта … Время идет, а злобный завистник брызжет слюной. И понятно, что речь не о Пушкине, а о том, что отражает его творчество.» (В.В.Колесов) «О Пушкине «нечего сказать» потому, что все его творчество как бы растворено в русской культуре последних полутора веков …Солнце русской поэзии», «Тайна при полном свете», «солнечное сплетение русской культуры»- белый свет, а белый- цвет сакральный, все цвета солнечного спектра соединены в нем гармонично и нераздельно»,- продолжает развивать мысль И.А.Ильина наш современный ученый—филолог В.В.Колесов в своей статье «Слово и Дело Александра Пушкина». 

Сложным был жизненный путь А.С. Пушкина, но путь этот был острой непримиримой борьбой с самим собой и конечной победой света над тьмою. Свой духовно-жизненный путь Пушкин прошел достойно: «от разочарованного безверия - к вере и молитве; от революционного бунтарства – к свободной лояльности и мудрой государственности; от мечтательного поклонения свободе – к органическому консерватизму; от юношеского многолюбия – к культу семейного очага». И вела его по этому пути любовь к России, страстное и радостное углубление в русскую стихию, в ее историю. Созерцая Россию, он ничего не идеализировал и не преувеличивал. «Пушкин, как никто до него, видел Россию до глубины. Он видел ее по-русски. А видеть по-русски – значит видеть сердцем»,- пишет И.А Ильин. 
Столь глубоко и пророчески видеть мог поэт потому, что сам во всей полноте являл и русский ум, и русскую душу, и национальный характер. «И прежде всего это явлено было в свободе, воздухом которой дышал он. Эта свобода выражается в национальном русском характере с такими его чертами, как душевный простор, созерцательность, творческая легкость, страстная сила, склонность к дерзновению, опьянение мечтою, щедрость и расточительность, и, наконец, это искусство прожигать быт смехом и побеждать страдание юмором». 
«Солнцем русской поэзии» неслучайно называем мы А.С.Пушкина, все его творчество пронизано божественным светом любви и добра. Именно через вдохновенное созерцание художника пришел он к вере. Этим же путем ведет он и нас. И.А.Ильин пишет: «Пушкин учил Россию видеть Бога и этим видением утверждать и укреплять свои сокровенные, от Господа данные национально-духовные силы. Из его уст раздался и был пропет Богу от лица России гимн радости сквозь все страдания <…> гимн победы над его хаосом. Впервые от лица России и к России была сказана эта чистая и могучая «осанна», осанна искреннего, русским православием вскормленного миро-приятия и Бого-благословения…» 

«Солнечным центром нашей истории» стал А.С.Пушкин, утверждает И.А.Ильин.

«Пушкин, наш шестикрылый серафим, отверзший наши зеницы и открывший нам и горнее, и подводное естество мира, вложивший нам в уста жало мудрыя змеи и завещавший нам превратить наше трепетное и неуравновешенное сердце в огненный угль,- он дал нам залог и удостоверение нашего национального величия, он дал нам осязать блаженство завершенной формы, ее власть, ее зиждущую силу, ее спасительность. Он дал нам возможность, и основание, и право верить в призвание и в творческую силу нашей родины, благословлять ее на всех ее путях и прозревать ее светлое будущее, какие бы еще страдания, лишения или унижения ни выпали на долю русского народа». 

Продолжая мысль философа, В.В.Колесов пишет: «В основе пушкинского творчества лежат глубинные корни национальной культуры, в том числе и культуры русского слова – особая страница нашей истории, которую сознательно пропускают современные идеологи в поисках затерянных в вечности «образцов». Обращенность поэта к живому русскому духу и есть то самое настоящее ( во всех смыслах слова), которое создает Пушкина как явление русской и мировой культуры». «…Человек, впитавший все достижения мировой цивилизации и представивший их в национальной форме жизнеутверждающего инварианта. Другими словами, и биологически, и социально, и культурно Пушкин – явление синтеза, что и создало цельность характера, что развило и ясность мысли, и тонкое ощущение формы( духа). В своем творчестве поэт обновлял формы литературного языка, почерпнув из сокровищ народной речи, которая и теперь еще развивается, следовательно – актуальна; он предстал как гений синтеза, что также существенно для современной культурной ситуации, насыщенной разного рода «анализами»; наконец, он доказал продуктивность художественного направления, которое по традиции именуется реализмом, что, в свою очередь, важно в распыленной атмосфере постмодернизма, когда мы снова заняты поиском новых форм. Только язык устойчив в развитии культуры, и только на него возможно опереться в воссоздании национальных ценностей». ( В.В.Колесов ) 

Утверждая определяющую роль в становлении и значимости личности национального начала, И.А.Ильин не отрицает ее «всемирности», открытости для других народов, ее отзывчивости всему миру. Но эта «всемирность» русского поэта является закономерным следствием его русской укорененности. Так эти два ярких качества русского человека диалектически соединились и гармонизировались в личности А.С.Пушкина. 

Преподавание в школе творчества нашего величайшего поэта должно учитывать как это диалектическое единство, так и национальное основополагающее начало. 
Несомненна правота И.А.Ильина в том, что основанием каждой культуры служит национальный дух народа, а общечеловеческое выступает как следствие органического соединения национальных культур. 
В наше время поднятая И.А.Ильиным проблема кажется еще более актуальной. В условиях уничтожения национальных признаков, национального своеобразия не следует забывать об их определяющих свойствах в создании и сохранении русской культуры, которая является не только составной частью мировой культуры, но, можно смело утверждать, одной из самых ее ярких и глубоких. «Золотой век» русской литературы определен творчеством А.С.Пушкина. Русскую литературу именно этого времени Томас Манн назвал «святою». Нам не следует забывать свои национальные корни, необходимо достойно принимать и хранить свою национальную сокровищницу культуры, перед которой склоняются лучшие умы народов мира.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены