РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эколого-валеологическое воспитание младших школьников .

Эколого-валеологическое воспитание
младших школьников .
Т.В. Борзакова
учитель начальных классов
МОУ АннинскаяСОШ№6

В рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования

Воронежской области на 2006-2010 годы» пункт 3.3.2 «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс» в МОУ Аннинской школы №6 разработана и внедряется программа «Здоровая школа». Целью программы является повышение эффективности мер по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении.

В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед школой и стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности, и в целом по формированию культуры здоровья детей.

Подобная ситуация на фоне неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся диктует необходимость усиления валеологического воспитания и обучения. Для младших школьников разработан курс дополнительного образования «Бодрячки-здоровячки»(Автор Борзакова Т.В.).

Программа курса нацелена на углубление знаний детей в области анатомии, физиологии и гигиены человека, поскольку знание строения, функций всех органов своего организма необходимо для осознанного отношения к собственному здоровью.

Целью нового эколого-валеологического подхода в образовании стало не только формирование основ здорового образа жизни, но и актуализации внутренних потенциалов каждого ребенка в направлении здоровьесбережения: формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции в вопросах сохранения и укрепления индивидуального здоровья; формирование осознанного понимания зависимости состояния здоровья от состояния окружающей среды, вызывающего стремление вносить посильный вклад в улучшение природной и социокультурной среды.

Задачи курса:

  • формировать умение по сохранению и укреплению здоровья собственными силами; обучать приемам самонаблюдений, самоконтроля и самооздоровления;
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через повышение валеологической грамотности и двигательной активности, обучение коррекционным и оздоровительным упражнениям;
  • способствовать развитию у детей процессов саморегуляции и самосовершенствования, в гармонии с собой, с окружающей средой и социумом;
  • воспитывать у детей положительную мотивацию здорового образа жизни; отказа от вредных для здоровья привычек; активную жизненную позицию в направлении здоровьесбережения.

Программа разработана для учащихся 1-4 классов с учётом возрастных психофизиологических особенностей детей и предполагает приобщение их к знаниям законов развития и жизнедеятельности организма человека на личностно – значимом уровне. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, делается акцент на самостоятельное экспериментирование,исследование ( ведение «Дневника здоровья» ) .

На занятиях используется познавательный материал,соответствующий возрасту , в сочетании с оздоровительными приёмами и упражнениями , овладение которыми необходимо для развития умений по сохранению и укреплению индивидуального здоровья детей.

Для организации работы используются как традиционные формы занятий: беседа , лекция, дискуссия, экскурсия и т. д. , так и нетрадиционные: сказки , путешествия , конкурсы , игры.

Познавательный теоретический материал даётся в сочетании с практическими заданиями, физкультурными и оздоровительными минутками ( тренинг и гимнастика для глаз, коррекция осанки, дыхательная и звуковая гимнастика, пальчиковые игро-тренинги , релаксация под музыку, самомассаж пальцев рук , ушных раковин и т.д.)

Широко используются специфические для младших школьников виды деятельности: подвижные игры, эстафеты, состязания, прогулки за здоровьем, экскурсии и оздоровительные игры на свежем воздухе.

В работе по программе “Бодрячки-здоровячки” большое значение имеет воспитательная направленность. Реализация воспитательного компонента программы создаёт благоприятную психоэмоциональную среду, способствующую не только психологическому оздоровлению, но и созданию атмосферы комфорта, обеспечивает гуманистическое учебно – воспитательное поле, где каждый ученик свободен, раскован, готов к поисково- творческой работе, что является условием для развития личности.

В дополнение к данной программе учащиеся вместе с учителем , не прерывая занятий , прошли лечебно-оздоровительный курс в Чертовицком детском санатории .

В результате целенаправленной работы по эколого –валеологичекому воспитанию младших школьников снизился уровень заболеваемости учащихся. Дети успешнее учатся по основным предметам. Происходят изменения в интеллектуальной и личностной сфере, а также в сфере воспитания экологической культуры , гармоничного взаимодействия человека с природой.

Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Здоровье и уважительное отношение к природе - это, конечно, хорошо и все на своем месте. Только с валеологией осторожней - можно детям душу повредить, это опаснее, чем кажется. Чем глубже в валеологию, тем дальше от Бога. Дети, когда постарше станут, поймут, да может уже поздно быть.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
В помощь учителю

Уважаемые коллеги!

Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.