РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА 

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства 

Выполнил: студент 4 курса,
группа 16-0951 Гимадиев Р.Ш.
Казань - 2013 

Я вхожу в класс и вижу любопытные глаза, которые спрашивают меня: в какое прекрасное мы отправимся сегодня, с чем удивительным познакомишь нас, учитель?

Отправляясь в мир изобразительного искусства, я сама становлюсь частью моих питомцев, я переживаю вместе сними удачи и разочарования, но я твердо уверена, что после каждого урока в душе у детей останется встреча с красотой, и они получат удовольствие от творчества.

« Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к детям, как отец, мать, он лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ученикам. Если учитель соединит любовь к делу и к ученикам, он- совершенный учитель.»-это высказывание Л.Н.Толстого дало мне понять, что современный учитель должен иметь устойчивую мотивацию к непрерывному обучению и самообразованию, широкие интересы к познанию, искусству, культуре и, конечно, умение разглядеть у каждого ребенка ростки творческих способностей и помочь ему развивать их.

Учителем изобразительного искусства я работаю с 2003 года. В течении первого года мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным,- искренних, своих рисунков. Я чувствовал, что необходима какая-то другая система занятий, уроков. Размышлял над вопросами: как организовать детское рисование и как им руководить? Как понимать и оценивать детские рисунки? Как развивать художественные способности детей и увидеть в рисунках момент рождения таланта? Как добиться того, чтобы каждый ребенок стал творцом? Это стало целью моей работы.

Так как же добиться того, чтобы ребенок стал творцом? В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных-дидактических методов обучения, используемых в учреждениях и вынуждает детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот, подавляют развитие личности. Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать. Мне нравится использовать нетрадиционные методы рисования- мелом, воском, на цветной бумаге, царапанием и другими способами, используя художественный труд.

Подготовку урока я начинаю с отбора материала по теме, отбираю изделия декоративно-прикладного и изобразительного искусства, соответствующие теме и моему замыслу о том, как ее раскрыть.

Начиная урок, стараюсь прежде всего создать у детей хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение и интерес к уроку. Скорее всего, именно благодаря этому, никогда не слышала от детей : «Я не хочу рисовать.» 

На уроке ребятам предлагаю свободный выбор изобразительных материалов, и сразу становится видно, кто чему отдает предпочтение, в какой технике ребенок чувствует себя увереннее, что у него еще не получается, в чем ему надо помочь.
Заинтересовав своих детей предложенной темой, выслушав их мнение и получив согласие работать, предоставляю им возможность самостоятельно рисовать. Выясняя детский замысел, стремясь понять, в чем надо помочь, использую прием индивидуальной беседы с каждым ребенком. В результате, раскрепощаются и с удовольствием вступают в диалог самые молчаливые дети. Тем , кто затрудняется, не знает, как продолжить работу. я помогаю не только словами - карандашом или краской делаю наброски.

Рисунки стараюсь вместе с детьми доводить до завершения в течении нескольких уроков: дети исправляют ошибки, дополняют свои работы деталями и декором, делают рамку и украшают ее красками, фломастерами или аппликацией, В этом заключается одна из главных трудностей, с которыми я столкнулась, я замечаю, что дети неохотно возвращаются к доработке своих рисунков, готовы за один урок нарисовать еще два-три таких же. Но если систематически приучать ребенка к мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок ( краске надо дать просохнуть, а руке отдохнуть), а тем более превратить его в картину в рамке ( как у настоящих художников), да еще полюбоваться законченной работой, то в итоге все дети будут доводить свои работы до конца.

Особое внимание уделяю анализу детских работ, который часто провожу не в конце урока, а перед началом следующего, а также обязательно практикую анализ рисунков ребенка в индивидуальной беседе с ними. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Ко всем календарным праздникам мы оформляем выставки детских работ. Все видят на этих работах чем живет ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Выставка заставляет родителей взглянуть на рисунки детей другими глазами. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному. свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни. Дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им ,но и родителям, учащимся и педагогам.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Я принимаю всех детей так, как будто они потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творнеского воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Девизом к своей работе я сделала слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса:
«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота - ложь.

Основные задачи моей работы :

  • Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально- эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально- нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
  • Подводить детей к пониманию : искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес , удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, на улине, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относится.
  • Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разными видами искусств.
  • Применять анализ детских работ как обучающий метод.
Подводя итоги работы по развитию творческих способностей детей в рисовании, я ясно вижу, чго пока не добилась высокого результата. Впереди ожидает кропотливая, упорная работа, но уже сейчас можно сделать следующие выводы.
  1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является первым и непременным условием развития творческих способностей детей.
  2. Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является также создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.
Скоро у меня урок, а это значит, встреча с ребятишками, которые отправятся вместе со мной в страну прекрасного.

Гимадиев Рамиль Шамилович27.03.2013 19830 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar