РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок литературы в 11 классе "Человек на войне: взгляд из XXI века" (По рассказу В. С. Маканина "Кавказский пленный".)

Урок литературы в 11 классе "Человек на войне: взгляд из XXI века" (По рассказу В. С. Маканина "Кавказский пленный".) Цель урока – выявить особенность взгляда В.С. Маканина на традиционную тему русской литературы. 

Задачи:
  1. Изучить произведение современной литературы в контексте литературы классической, продолжив работу над навыками литературного анализа. 
  2. Развивать умение поисковой познавательной деятельности во время аналитической работы с текстом. 
  3. Воспитание толерантного поведения учащихся. 
ХОД УРОКА

Урок начинается с чтения стихотворения Сергея Маковского, заранее подготовленным учеником.
(Желательно:стихотворение читается на фоне видеоряда "Горы" под музыку.) 

Ах, эти горы! По утрам
Чуть свет, какие озаренья!
Молюсь нагорным алтарям –
и мира непорочен храм,
Как в утро первое творенья.
Ах, улететь бы в эту высь
От тьмы, от ужаса земного –
Туда, где горы вознеслись
И с бесконечностью слились
Пучины неба голубого.
Ах, раствориться в этой мгле,
пронизанной его сияньем,
не помнить о добре и зле,
не быть собою на земле –
быть только светом и мерцаньем.
(Сергей Маковский)

Слово учителя: Мы не случайно начали урок со стихотворения Сергея Маковского «Ах, эти горы!..», так как сегодня на уроке нам с вами предстоит поразмышлять над рассказом Владимира Семёновича Маканина «Кавказский пленный». 

Запишите тему урока и эпиграф.
 
Человек на войне: взгляд из XXI века. (По рассказу В.С. Маканина «Кавказский пленный».)

Война, не давшая ответа
Ни на один вопрос. Война,
В которой выигрыша нету
Есть только страшная цена. 

Рассказ был написан в 1994 году, за два месяца до первой чеченской кампании. Но Владимир Семёнович Маканин – наш современник, а мы с вами – жители XXI века, поэтому я позволила себе именно так сформулировать тему.
 
Когда вы читали рассказ, то прежде всего обратили внимание на его название, нетрадиционное для русской литературы. Вспомните произведения русской классики с похожим названием. (Поэма А.С.Пушкина «Кавказский пленник», поэма Лермонтова и рассказ Льва Николаевича Толстого с таким же названием. Краткое сообщение учащегося) 

Называя рассказ похоже, но не так же, Маканин заявляет о своём вИдении темы, полемизируя с авторами XIX века. 

Цель нашего урока - выявить особенность взгляда В.С. Маканина на традиционную тему русской литературы.
 
Запишите проблемный вопрос урока: в чем Маканин следует классической традиции, а в чем отходит от нее? 

Аналитическая работа с текстом

1) Прочитаем первые абзацы текста. Они очень важны. Именно здесь автор вводит ключевые, сквозные темы рассказа. Найдите их. (Красота – тревога – смерть. Первая страница написана как увертюра: в ней заданы основные темы, мотивы, сюжетные ситуации, которые будут потом переплетаться, повторяться в повествовании.)

2) Что сразу обращает на себя внимание в авторском стиле повествования? (Обилие скобок) Какова их роль? ( Своего рода ремарки, которые возвращают читателя к точке зрения автора Частный комментарий общего. Ученики приводят примеры из текста.)

3) Каков же сюжет рассказа? (В основе сюжета – события на Кавказе. Наши войска воюют в Чечне. Небольшая автоколонна наших войск попала в засаду, их задержали и не разрешают ехать дальше. Двое солдат – Рубахин и Вовка – стрелок, посланы с заданием к командиру боевой местной части с просьбой о помощи. Подполковника Гурова солдаты нашли легко, но быстро поняли, что помощи он не окажет. На их счастье, другая часть в этой же местности выполняла операцию по захвату пленных. Наши друзья незаметно присоединились к ним, и им удалось поймать одного боевика для себя. Операция с боевиком осуществляется успешно, бойцы с пленным продвигаются к своей части. Но неожиданно для самого себя Рубахин начинает испытывать к молодому, ангельской красоты пленному жалость, чувствовать даже перед ним какую-то непонятную вину. Рубахин отдаёт своему подопечному носки, они вповалку спят на привалах, и оба наших солдата объясняют своему пленному, что, как только дойдут до колонны, сразу обменяют его, поэтому ему не грозит ни смерть, ни плен. Но жестокая реальность вторгается в их па существование. В момент, когда они были совсем уже у цели, с соседних холмов они услышали гортанные голоса и поняли - идут чужие, причём с двух сторон. Может быть, пленный и не крикнул бы своим, не выдал бы Рубахина и Вовку, но солдаты видели, как выражение лица его неуловимо изменилось, покраснело, напряжённей стала поза… И Рубахин убивает юношу. – Рассказывает ученик.)

4) Какая она, война Маканина? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к разговору Алибекова и Гурова. (Гл.2.) Найдите в тексте фразы, выражающие отношение к войне боевика и русского офицера.

5) Какие еще эпизоды показывают авторское отношение к войне? (Гуров – Алибеков: нелепый торг, обмен оружия на провиант, накормить солдата и дать возможность его убить.
Нелепые переговоры с боевиками в ущелье: в обмен на возможность выехать из ущелья требуется отдать оружие.
«Разоружение» - своеобразная игра в догонялки, только ставкой в ее кавказской версии становится жизнь.
Юношу взяли в плен на время.
Из винтовки с оптическим прицелом можно понарошку «шпокнуть» противника.
Война оставляет время на сон, на встречу с женщиной, на работу в огороде.)

6) Маканин постоянно возвращается к некоторым событиям. К каким? (Смерть ефрейтора Бояркова. Чтение этих эпизодов.) С какой целью автор четырежды возвращает нас к смерти Бояркова? ( С одной стороны, чтобы подчеркнуть, как страшна война. С другой стороны, чтобы противопоставить понятия «красота» - «смерть», «война».)

7) Как развивается в рассказе мотив красоты? (Читаем первое предложение 1 главы.) Кому принадлежит знаменитая фраза: «Красота спасёт мир»? (Князю Мышкину, герою романа Ф.М.Достоевского «Идиот».) Первоначально мотив красоты связан с кавказской природой («красота местности»). Но какое чувство вызывает красота Кавказа у солдат? (Прежде всего тревогу.) Почему? ( Они, привыкли постоянно ощущать опасность и в величественных горах, и в пожелтевшей траве по пояс.) А затем появляется новый герой, и мотив тревог и беспокойства усиливается. Прежде всего беспокойно чувствует себя Рубахин. Как он реагирует на красоту юноши? (Ученики зачитывают отрывки из рассказа.) Итак, автор замечает, что «Рубахин был простой солдат, он не был защищен от человеческой красоты как таковой». Может быть, красота спасёт и Рубахина, и пленного юношу? (Чтение эпизода смерти пленного юноши: «Юноша не сопротивлялся Рубахину. Обнимая за плечо, Рубахин развернул его к себе юноша (он был пониже) уже сам потянулся к нему, прижался, ткнувшись губами ниже его небритого подбородка, в сонную артерию. Юноша дрожал, не понимая. "Н-н..." слабо выдохнул он, совсем как женщина, сказав свое "нет" не как отказ как робость, в то время как Рубахин следил его и ждал (сторожа вскрик). И как же расширились его глаза, пытавшиеся в испуге обойти глаза Рубахина и через воздух и небо увидеть своих! Он открыл рот, но ведь не кричал. Он, может быть, только и хотел глубже вдохнуть. Но вторая рука Рубахина, опустившая автомат на землю, зажала ему и приоткрытый рот с красивыми губами, и нос, чуть трепетавший. "Н-ны..." хотел что-то досказать пленный юноша, но не успел. Тело его рванулось, ноги напряглись, однако под ногами уже не было опоры. Рубахин оторвал его от земли. Держал в объятьях, не давая коснуться ногами ни чутких кустов, ни камней, что покатились бы с шумом. Той рукой, что обнимала, Рубахин, блокируя, обошел горло. Сдавил; красота не успела спасти. Несколько конвульсий... и только».) В литературоведении принято считать, что Владимир Маканин полемизирует с Достоевским. А на ваш взгляд, так ли это?

8) Ангельская красота пленного юноши не спасает его, но этим эпизодом не заканчивается рассказ. Давайте внимательно прочитаем последние строки рассказа. (Учащийся читает финал рассказа.) Маканин заканчивает рассказ вопросительным предложением, делая финал открытым и возвращая нас к началу, к первому предложению произведения: «Cолдаты, скорее всего, не знали про то, что красота спасет мир, но что такое красота, оба они, в общем, знали». Как называется такой приём в композиции? (Кольцевая.) Какую роль играет кольцевая композиция в рассказе? ( Замкнут круг – война продолжается и не известно, найдёт ли ответ на свой вопрос Рубахин или вовсе не будет скоро думать об этом.)

9) Почему же рассказ называется «Кавказский пленный»? Что хочет подчеркнуть автор, заменяя слово «пленник» на «пленный»? - Работа с лексическим значением слов. Пленник – 1. То же, что пленный (высок.). 2. перен. Тот, кто пленен (во 2 знач.) кем-чем-н. П. красоты. || ж. пленница, -ы. Пленный - взятый в плен, находящийся в плену (по Ожегову). Кто же в рассказе ПЛЕННЫЙ?

10) Давайте подведем итог и вернёмся к проблемному вопросу урока: в чем Маканин следует классической традиции, а в чем отходит от неё?

11) Закончим беседу о рассказе стихотворением, которое написала ваша одноклассница Воробьёва Аня «А может, не было войны?..» (Желательно: стихотворение читается на фоне видеоряда "Горы" под музыку).

12) Д\З: письменно ответьте на один из вопросов, прозвучавших на уроке.
Майорова Светлана Станиславовна20.07.2013 18550 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar