РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование фонетических тестов на уроках английского языка

Использование фонетических тестов на уроках английского языка Учитель английского языка 
МБОУ «СОШ № 28» г. Северодвинска 
Афанасьева Ольга Сергеевна.

Фонематический слух, под которым понимается «способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различия фонем данного языка» [1, с. 6], играет большую роль в формировании и развитии всех видов речевой деятельности: поскольку слуховые навыки тесно связаны с произносительными, то неумение различать и соотносить с фонемами звуки иностранного языка ведёт к искажению смысла воспринимаемого на слух сообщения, к фонетическим и фонологическим ошибкам в процессе говорения, чтения и письма.

Традиционно обучение фонематическому слуху осуществляется с помощью упражнений на различие и узнавание звуков и идёт одновременно с обучением произношению. Однако даже интенсивная тренировка не может надолго обеспечить необходимый уровень развития слуховых навыков, тем более, что слуховая память у многих учащихся несовершенна и нуждается в постоянном подкреплении. Работа по поддержанию и совершенствованию слуховых навыков учащихся должна проводится систематически, на протяжении всего курса обучения.

В процессе этой работы рационально использовать наряду с традиционными упражнениями контрольно-обучающие задания тестового характера – фонетические тесты. Такие тесты кроме контрольно-обучающей функции могут выполнять и диагностическуюфункцию: данные, получаемые в результате их проведения, будут свидетельствовать о необходимости увеличения или сокращения объёма тренировки.

Требования к тестам:

  1. Тест должен быть целенаправленным, т.е. ориентированным на контроль типичных фонетических трудностей, а не случайных фонетических явлений.
  2. При составлении тестовых заданий нужно учитывать принцип постепенного нарастания трудностей.
  3. Формулировки тестовых заданий должны быть лаконичными и вместе с тем ясными, точно нацеливающими учащихся на выполнение указанных действий.
  4. Тесты нужно составлять на материале школьных учебников.
  5. Для получения объективных результатов тест должен содержать от 21-25 слов.
Пример теста № 1 показывает организацию работы с тестами на уроке.

Тест № 1 – на различие [iː - ɪ]

Учитель формулирует тестовое: прослушайте следующие слова. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак «+», если вы услышите долгий звук, и знак «-», если вы услышите краткий звук. 

Приводит образец:

1) it 1)-

2) Pete 2) +

3) meet 3)+

Затем учитель предъявляет слова либо в своём исполнении, либо в записи.

1) In, 2)live, 3) tree, 4)little, 5)read, 6)please, 7) this, 8)sit, 9) thin, 10) milk, 11) speak, 12) field, 13) spring, 14)eat, 15)sheep, 16) season, 17)which, 18) six, 19)ship, 20)these, 21)clean

Учитель читает слова дважды: в первый раз с интервалами; второй раз с паузами, в течение которых ученики делают записи на листках ответа.

Ключ: 1) - 2) - 3) + 4) - 5)+ 6) + 7) - 8) – 9)- 10) - 11) + 12) + 13) - 14) + 15) + 16) + 17) - 18) - 19) - 20) + 21) +

В заключение теста учитель может поставить оценки, руководствуясь при этом следующими критериями: оценка «5» ставится при выполнении задания более чем на 80%, оценка «4» - более чем на 60%, оценка «3» - более чем на 40%, оценка «2» - менее чем на 40%.

Таким образом, в процессе теста внешние действия учащихся сводятся к начертанию на листе символов«+» или «-», однако они являются результатом активного слушания, при котором осознание и выбор воспринимаемого образа происходят на основе выполнения операций сличения, различия, узнавания и выбора. Активное слушание сопровождается большой концентрацией внимания на выполнении операций, запрограммированных тестовым заданием, что обеспечивает прочность формируемых слуховых и произносительных навыков.

Тесты составляются с целью развития двух уровней слуховых умений:

  • уровня различия (умения отличить сходные звуки);
  • уровня идентификации (умения узнавать слуховой образ слова и соотносить его с эталоном, данным в графическом ключе или на слух).
Тест № 2 – на различие [ɑː - ʌ].

Задание формулируется так же, как задание № 1.

Слова:

1) arm, 2) park ,3) come, 4) father, 5) bus, 6) cup, 7) mother, 8) shut, 9) large, 10) aunt,11) class, 12) uncle, 13) March, 14) summer,15) month, 16) dark, 17) young, 18) ask, 19) garden, 20) Sunday, 21) brother.

Ключ: 1) + 2) + 3) – 4) + 5) - 6) – 7) - 8) – 9) + 10) + 11) + 12) - 13) + 14) – 15) - 16) + 17) - 18) + 19) + 20) – 21) -

Тест № 3 – на различие [u - uː].

Задание формулируется так же, как задание № 1.

Слова: 

1) do, 2) book ,3) soup, 4) two, 5) wool, 6) look, 7) good, 8) shoe, 9) boot, 10) put,11) full, 12) stood, 13) school, 14) June,15) push, 16) blue, 17) cool, 18) woman, 19) nook, 20) foot, 21)noon.

Ключ: 1) + 2) - 3) + 4) + 5)+ 6) – 7) - 8) + 9) + 10) - 11) - 12) - 13) + 14) +15) - 16) + 17) + 18) - 19) - 20) – 21) +.

Тест № 4 – на различие [ɔː - ɔ]

Задание формулируется так же, как задание № 1.

Слова: 

1) fall, 2) form ,3) not, 4) door, 5) box, 6) clock, 7) hot, 8) wall, 9) short, 10) fork, 11) draw, 12) stop, 13) long, 14) chalk, 15) warm, 16) doctor, 17) watch, 18) fourth, 19) wash, 20) wrong, 21) morning.

Ключ: 1) + 2) + 3) - 4) + 5) - 6) – 7) - 8) + 9) +10) + 11) + 12) - 13) - 14) + 15) + 16) - 17) - 18) + 19) - 20) – 21) +.

Тест № 5 – на различие [iː - ɪ], [ɑː - ʌ], [u - uː],[ɔː - ɔ].

Задание: прослушайте следующие пары слов. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак «+», если в паре содержатся слова только с долгим или только с кратким звуком, и знак «-», если в паре содержатся слова, как с долгим, так и с кратким звуком.

 Образец:

1)feet – sheep 1)+

2) give – if 2) +

3) read – it 3) –

Пары слов: 

1) tall - fall, 2) watch - water, 3) dog - door, 4) cup -come, 5) dark - park, 6) sea - season, 7) father - mother, 8) clean - thin, 9) long - wrong, 10) this - these, 11) class - bus, 12) eat - read, 13) book - boot, 14) school –stood.

Ключ: 1) + 2) - 3) - 4) + 5) + 6) +7)- 8) - 9) + 10) - 11) - 12) + 13) - 14)-

Тест № 6 – на узнавание [iː - ɪ], [ɑː - ʌ], [u - uː], [ɔː - ɔ].

Задание: на листе ответа перед вами семь рядов слов. В каждом ряду выберите то слово, которое произносит диктор, и напишите букву, обозначающую это слово, на листе ответа около номера соответствующего ряда. 

Образец:

Учащиеся видят:
A b c

1) what 2) water 3)wall

они слышат: water.

Они отмечают на листе ответа: 

1)b

Учащиеся видят:
A b c

1) sheep she ship

2) task path ask

3) took true two

4)watch what wall

5)doll draw door

6)still eat ill

7)stood suit soup

они слышат: 1) ship, 2) path, 3) two, 4) watch, 5) draw, 6) ill, 7) stood

Ключ: 1) c 2) b 3) c 4) a 5) b 6) c 7)a.

Тест № 7 – на различие[æ –e].

Задание: прослушайте следующие слова. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак «+», если вы услышите звук [æ] и знак «-», если вы услышите звук [e].

Слова: 

1) bad, 2) red ,3) left, 4) friend, 5) flat, 6) text, 7) bag, 8) lamp, 9) ten, 10) dress, 11) man, 12) pen, 13) apple, 14) hat, 15) absent, 16) twelve, 17) head, 18) that, 19) cap, 20) men, 21) stand.

Ключ: 1) + 2) - 3) - 4) - 5) + 6) – 7) + 8) + 9) - 10) - 11) + 12) - 13) + 14) + 15) + 16) - 17) - 18)+ 19) + 20) – 21) +.

Тест № 8 - на различие [æ –e].

Задание: прослушайте следующие пары слов. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак «+», если в паре содержатся слова с одинаковым звуком [æ] или[ e] , и знак «-», если в паре составляют с разными звуками. 

Образец:

1)bed – bad 1)-

2) flag – flat 2) +

Пары слов: 

1) head- hat, 2) back -black ,3) lamp - left, 4) flat -friend, 5) shelf - twelve, 6) man - men, 7) bread - red, 8) desk - dress, 9) stand - sell, 10) lad – led.

Ключ: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) + 6) - 7) + 8) + 9) - 10) - .

Тест № 9 - на различие [ɔː - əː - e ].

Задание: прослушайте следующие слова. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак «+», если вы услышите звук [ əː], и знак «-», если вы услышите звук [ɔː] или [ e].

Слова: 

1) turn, 2) call ,3) ten, 4) talk, 5) girl, 6) first, 7) form, 8) skirt, 9) fourth, 10) fort, 11) dirty, 12) shelf, 13) word, 14) work, 15) walk, 16) wall, 17) well, 18) bird, 19) Thursday, 20) all, 21) early.

Ключ: 1) + 2) - 3) - 4) - 5) + 6) +7) - 8) + 9) -10) - 11) + 12) - 13) + 14) + 15) - 16) - 17) - 18)+ 19) + 20) – 21) +.

Тест № 10 - на различие [ʌ – aɪ], [ʌ – au ], [e- eɪ ], [æ- eɪ ], [ ɔ -ɔɪ], [ ɔ -ou], [ ɔː-ou].

Задание: прослушайте следующие слова. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак «+», если вы услышите дифтонг, и знак «-», если вы услышите монофтонг.

Слова: 

1) month, 2) absent ,3) eigh, 4) boy, 5) my, 6) home, 7) table, 8) child, 9) apple, 10) friend, 11) Friday, 12) why, 13) no, 14) watch, 15) twelve, 16) time, 17) that, 18) down, 19) now, 20) morning, 21) bread.

Ключ: 1) - 2) - 3) + 4) + 5) + 6) + 7) + 8) + 9) - 10) - 11) + 12) + 13) + 14) - 15) - 16) + 17) - 18) + 19) + 20) – 21) -.

Фонетические тесты способствуют поддержанию и совершенствованию слуховых и произносительных навыков школьников. Они легко включаются в учебный процесс и могут периодически использоваться на уроках. Методика проведения теста проста. Школьники легко адаптируются и быстро осваивают технику выполнения теста под руководством учителя.

Используемая литература:
1. М.А.Соколова Практическая фонетика английского языка: Учеб.для студ. П69 высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-384с.

Афанасьева Ольга Сергеевна16.08.2013 45651 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо, некоторые тесты буду использовать на своих уроках в 5-х классах. smile
avatar