РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ассоциативной методики при работе со словарными словами

Использование ассоциативной методики при работе со словарными словами

За период работы учителем начальных классов, изучила методики преподавания в классах коррекционного обучения, основы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии. Проводила психокоррекционную и развивающую работу с детьми младшего школьного возраста 

Проблема, над решением которой я работаю в данный период – это «Использование ассоциативной методики при работе со словарными словами». 

Ассоциативная методика - дело новое, чрезвычайно интересное и перспективное. Она предполагает систематическое употребление словесной и графической метафоры в учебном контексте. Другими словами, необходимы образ-слово и образ-картинка.

Ассоциативная работа на уроке может осуществляться в трех направлениях:

  • Непосредственное восприятие материала через образ-слово и образ - картинку.
  • Осознанное «разгадывание» ассоциаций автора учебника, художника и учителя.
  • Создание собственных ассоциаций в изучаемой области.
Все это может показаться сложным только на первый взгляд. На самом деле учиться, таким образом, очень легко и интересно.
Для учащихся младшего школьного возраста особую трудность представляет запоминание пассивной информации.Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает.

Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения, для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного.

При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Такого рода связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.

Иногда удается составить такую пару из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.

Казанцева Ирина Павловна01.10.2013 12260 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar