РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Использование ассоциативной методики при работе со словарными словами

Использование ассоциативной методики при работе со словарными словами

За период работы учителем начальных классов, изучила методики преподавания в классах коррекционного обучения, основы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии. Проводила психокоррекционную и развивающую работу с детьми младшего школьного возраста 

Проблема, над решением которой я работаю в данный период – это «Использование ассоциативной методики при работе со словарными словами». 

Ассоциативная методика - дело новое, чрезвычайно интересное и перспективное. Она предполагает систематическое употребление словесной и графической метафоры в учебном контексте. Другими словами, необходимы образ-слово и образ-картинка.

Ассоциативная работа на уроке может осуществляться в трех направлениях:

  • Непосредственное восприятие материала через образ-слово и образ - картинку.
  • Осознанное «разгадывание» ассоциаций автора учебника, художника и учителя.
  • Создание собственных ассоциаций в изучаемой области.
Все это может показаться сложным только на первый взгляд. На самом деле учиться, таким образом, очень легко и интересно.
Для учащихся младшего школьного возраста особую трудность представляет запоминание пассивной информации.Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает.

Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения, для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного.

При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Такого рода связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.

Иногда удается составить такую пару из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.

Казанцева Ирина Павловна01.10.2013 12920 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля