РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (изучении темы в 6 классе)

Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (изучении темы в 6 классе) Мое внимание привлек раздел учебника «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19в .»Подборка стихов показалась интересной: она позволяла не только познакомить ребят с замечательными русскими поэтами, но и ещё раз обратиться к лирическому произведению, показать, что у каждого из поэтов своё видение окружающего мира и природы, даже если их стихи можно объединить тематически. 

Мой небольшой рассказ помогает учащимся представить поэта как человека, как личность, делает его творчество более понятным. Например , говорю о том, что Я. П. Полонский был неплохим художником, учился в Италии. Его стихи как будто созданы кистью живописца, нет ни одного лишнего мазка, всё ясно и точно в его поэтических картинах природы. Ребят заставляет задуматься история жизни и ранней смерти И. С. Никитина, случай, определивший всю жизнь поэта Е. А. Боратынского, и т. д. 

Цель первого урока – «Осень в стихотворениях русских поэтов» - показать, что каждый из поэтов находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. К примеру, стихотворение «Листья» Тютчева. В чем его особенность? Оно написано от первого лица, от имени листьев, срываемых с веток безжалостным ветром. Короткая строка как будто передает трепет и дрожь последних листочков, еще держащихся на ветках. Множество восклицательных предложений передают остроту переживаемого момента – конец осени, близкое дыхание зимы. Выясняем, что дало обращение к первому лицу: стихотворение приобрело пронзительность и правдивость. 

Прежде чем обратиться к стихотворению А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», разъясним отдельные выражения, непонятные шестиклассникам: «слышится тонко взвывающий рог», «зов глашатая медного», «мертвые что мне листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты». Обращаюсь с вопросом: как пишет об осени Фет? Этот вопрос только кажется легким, так как чувства поэта неопределенны («В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело, я ничего не пойму»). 

Картина осеннего листопада похожа на тютчевскую: «Ветер. Кругом все гудет и колышется, /Листья кружатся у ног». А вот «мертвые листья» противопоставлены живым, чувствующим листья Тютчева. 

В стихотворении Фета возникает совсем другой лирический образ. Какой? Что представляют ребята? Голые деревья, опавшие на землю листья, безжизненный лес, но вдруг где-то слышится звук охотничьего рога, и понимаешь, что с наступлением зимы жизнь природы не прекращается, она в этом звуке, раздавшемся как привет «бедному страннику». Поэтому и не производят гнетущего впечатления «мертвые листы» под ногой, а само стихотворение полно жизнеутверждающей силы. Сопоставление этих произведений помогает ребятам почувствовать разницу поэтического мира Тютчева и Фета. В лирике Тютчева образ многомерен, он рассчитан на читательское воображение, позволяет создать свой собственный образ. В ней воплощены самые различные чувства и мысли автора. 

Совсем иное явление – поэзия Фета. В ней образ более зыбкий, он призван навеять то, что «не выскажешь словом» вызвать рай ассоциаций, рожденных личным опытом читателя. Лирика Фета по своему воздействию сближается с музыкой. Конечно, шестиклассники не в состоянии сделать такие выводы, но уловить различие в восприятии одной и той же поры – осени в передаче чувств, вызванных этим временем года, им под силу. 

Далее логично обращение к стихам И.С. Никитина «Встреча зимы» и А.Н. Майкова «Очень» (впрочем, учитель сам вправе решить, какие стихи будут анализироваться в классе, а какие только прочитаны). 

Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окна, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе из лирического героя? Он поражен. Как передает поэт свою радость от обновления природы? Находим простые, незатейливые художественные средства: «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез». 

-А какова осень в изображении Майкова? Обобщая ответы детей, говорю, что в его произведении соединились чувства восхищения природой, свойственные Фету, и трепетное, священное отношение к ней Тютчева. Согласны, что осень Майкова – это еще и воспоминание о только что прошедшем лете, его красках? Оно вызывает у поэта сожаление? Нет: он осознает неизбежность происходящего. 

Подъем чувств помогает ощутить и синтаксис стихотворения: это преимущественно простые предложения с малым количеством второстепенных членов, множество восклицательных предложений. 

Отмечаем, что каждый из поэтов, говоря о природе, использует в стихах олицетворение. 

Стихи русских классиков позволяют убедиться в том, что природа выступает для поэта как источник вдохновения. Работаем со стихотворением Е.А. Боратынского «Чудный град порой сольется…» Большинство ребят не понимают до конца всей глубины произведения. Более или менее ясна им первая часть. А вот сопоставление поэтического вдохновения с летучим облаком не всегда шестиклассникам понятно. Спрашиваю, как природа влияет на творчество других поэтов. Читаем заключительные слова стихотворения Никитина «Ярко звезд мерцанье…»: 

Звезды над полями,
Глушь да камыши…
Так и льются сами
Звуки из души. 

Проникновение в жизнь природы позволило Тютчеву написать стихотворение «Листья». Вновь обращаемся к Боратынскому:

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!... 

Такая работа над лирическим произведение не только дает знания о поэте и его лирике, но и обогащает духовно.
Бочарова Елена Федоровна25.12.2013 64320 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar