РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О некоторых формах работы на уроках русского языка и литературы (из личного опыта работы)

О некоторых формах работы на уроках русского языка и литературы (из личного опыта работы)

Константинова Ирина Евгеньевна, 
учитель русского языка и литературы
МОУ «Жарковская СОШ №1».


(Из личного опыта работы)

Уроки русского языка и литературы позволяют учителю проявлять больше творчества и инициативы в выборе форм работы с учащимися. Форм работы на уроках очень много.

Чем можно удивить современного учителя? Кажется, уже ничем. Всё изучали, всё смотрели, обо всём читали. Но обучение по новым стандартам хочу представить на простом примере.

Вот пловец ныряет в глубину вод с целью посмотреть подводный мир. Нырнул неглубоко - увидел немного: водоросли, рыбок. А потом решил нырнуть глубже, а для этого использовал специальные очки, может быть, костюм аквалангиста. И увидел человек гораздо больше: коралловые рифы, необыкновенных рыб. Так и обучение по ФГОС. Те же знакомые формы, приёмы, методы, но берём-то глубже.

Я хочу рассказать о некоторых формах организации уроков русского языка и литературы из своего опыта работы. (Работаю второй год по стандартам второго поколения).

Знакомая форма работы – беседа.

Использую этот приём при изучении нового материала. Новое изучаем вместе. Создаётся некое сотрудничество между учителем и учеником.

На уроках русского языка используется диалог.

Например, в 5 классе при изучении темы «Обращение» в учебнике русского языка 5 класс (ч. 1) по программе Т.А. Ладыженской встречается диалог:

Учитель: Аня, как прошёл вчера школьный спортивный праздник?
Аня: Хорошо. Я заняла второе место в общем зачёте. Только я попала впросак. Я не расслышала, как зовут помощницу тренера, и спросила: «Тётя, вы записали мой результат?» А. она и говорит: «Я не твоя тётя, твоя настоящая тётя сидит, наверное, рядом с твоей мамой, на скамье болельщиков».
Учитель: И ты спросила, как к ней нужно обратиться?
Аня: Да. Она улыбнулась и сказала: «Обращайся ко мне по имени-отчеству – Мария Петровна».
Учитель: Конечно, очень важно, как мы обращаемся к разным людям, называя их по именам, фамилиям. Даже у животных есть свои имена – клички.

Дальше идёт беседа. Что узнали из этого диалога, какую берём информацию. Делаем выводы, читаем правило, выделяя ключевые слова, строим схемы. (Диалог читаем по ролям)

Тема – беседа - выводы

Проблемный вопрос.

Сообщается тема, перед учениками ставится проблемный вопрос, далее идёт беседа, которая предполагает работу с учебником, с различными словарями: словообразовательным, толковым, орфоэпическим и т. д. Многие словари есть в учебнике. Можно использовать презентацию, Интернет.

Такая работа напоминает строительство дома. Каждый кладёт по кирпичику – дом готов. Всё делали вместе.

Работа в парах и группах.

Эффективная работа для развития самостоятельности детей. Учащиеся работают по двое или в группах. Идёт совместное обсуждение данной темы, далее один из учащихся объясняет новый материал у доски в любой форме: устно или делая записи на доске. Делаем выводы, чьё выступление было более доступным и убедительным. Таким образом новый материал усваивается лучше.

Схема работы: задание - работа учащихся – выводы

Творческая деятельность.

Этот вид деятельности использую на уроках литературы. Сценки, чтение по ролям, викторины, ребусы, кроссворды и т. д. Учащиеся с удовольствием выполняют данную работу. Придумывают костюмы персонажей, распределяют роли, кто-то сочиняет стихи, придумывает вопросы к викторине, а кто-то рисует иллюстрации по произведениям.

Различные виды сочинений.

Сочинения мы пишем по русскому языку и по литературе.

Сочинения на тему, выбранную учащимися. Ребята сами выбирают тему сочинения по изученному произведению.

Сочинения-интервью: интервью на основе текста, интервью-диалог, интервью-монолог, интервью по творчеству писателя, интервью с литературным героем.

Сочинения по картине. Задание на дом: найти рабочий материал по данной картине, историю создания, информацию о художнике. Затем на уроке используем найденный материал, пишем сочинение.

Сочинение-письмо, телеграмма. В таких работах дети искренне пишут о себе, высказывают свои мысли и чувства.
Работая по ФГОС, задумываюсь, что будет дальше, будут ли положительные результаты? Ведь мы, словно пионеры, осваиваем новое обучение. Трудно сказать, но, думаю, что результат уже есть. Процесс «очеловечевания». Слабые учащиеся, которые и говорить толком не умели, стали работать. Подходят на уроке, просят объяснить, помочь им, дать какое-то посильное задание. А это того стоит, ради этого стоит работать.

Используемая литература:
«Русский язык» 5 класс, ч.1, «Просвещение», 2012 г. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Хорошая статья.
avatar
0
2

спасибо за поддержку!
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.