РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе Расти должны все цветы.
Евангелие


И.Д. Бутузова, учитель начальных классов гимназии №155

Направленность инновационной образовательной деятельности в настоящее время определяет личностно-ориентированный подход, который способствует не только умственному, нравственному и физическому развитию, но и обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка.

Что же такое индивидуальность? Чем вызвана индивидуализация обучения? Как обеспечить возможности для развития индивидуальности в условиях обучения?

Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути, и если детям дать возможность свободно развиваться, сохранить и поддержать их индивидуальные особенности, склонности, интересы, то только тогда подход к процессу обучения и воспитания можно считать продуктивным.

Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Личностно-ориентированное образование направлено на ученика, на развитие его личностных особенностей, и одним из путей его осуществления является дифференцированный подход. 

Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребенок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Дифференцированный подход в обучении является одним из путей решения этой задачи, но его осуществление без учета индивидуальных особенностей учащихся нереально.

Учебно-методический комплект «Школа России» обеспечивает дифференциацию учебных заданий по уровню трудности, когда наиболее подготовленные учащиеся выполняют более сложные задания. Содержание учебников и тетрадей насыщено разнообразными по уровню сложности заданиями, что значительно облегчает подготовку учителя к уроку. Дифференцированные задания имеют условные обозначения. Их применение не ограничивается рамками учебного занятия, задания этих тетрадей дают возможность для индивидуальных занятий дома, а также во внеурочное время.

Прочитай.

В декабре 2000 года в Москве на Красной площади впервые была поставлена красавица ёлка и залит каток. Взрослые и дети радостно встречали Новый год и новое столетие.

  • Расскажи, о чем сообщается в тексте.
Составь текст о встрече Нового года.

Для осуществления дифференциации возникает необходимость научить детей работать самостоятельно, вот тут применяется дифференциация по степени самостоятельности. На начальном этапе учащиеся знакомятся с заданием, выясняют способы его выполнения, после чего группа детей приступает к самостоятельной работе, а остальные с помощью учителя анализируют способ решения, порядок оформления записи, фронтально выполняют часть упражнения и только потом начинают работать самостоятельно. Учащиеся с низким уровнем обучаемости выполняют работу под непосредственным руководством учителя. Дети сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. Так при изучении темы «Нумерация чисел 11 – 20» различным группам можно предложить следующие задания:

  • 1 группа (низкий уровень) 
  • 2 группа (средний уровень) 
  • 3 группа (высокий уровень)

Когда вы последовательно соедините точки при помощи отрезков прямой, то определите, у кого из детей большой шарик, а у кого – маленький.

Реши примеры

  • 17 – 7 – 1 =
  • 9 +1 + 10 =
  • 12 – 1 – 10 =
  • 18 +1 – 10 =
  • 10 + 4 – 1 =
  • 15 – 10 + 0 =
  • 19 + 1 – 10 =
  • 3 + 10 + 1 =
Получи число 14 тремя способами:
  • Из десятков и единиц __________
  • Из предыдущего числа _________
  • Из последующего числа ________
Какое число задумали, если в нем не хватает:
  • 1 до 17 10 до 16
  • 10 до 20 1 до 13
  • 5 до 10 9 до 19
Обязательным условием дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной интересной информации. В процессе их выполнения учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности. Вот фрагмент урока по сопоставлению научного и художественного стилей речи.

Сопоставление стилей.

М. Гумилевская «Где рождается снег» В. Архангельский «Летят снежные пушинки»

1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

  1. "Схватить содержание"
  2. Осмысление
  3. Установление связей
  4. Отыскание опорных слов
2 – группа – учащиеся со средними способностями

Найди слова, которые употреблены в значении "снег"

"С севера подул северный ветер, и с неба посыпались снежинки. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями …"

Представление образа
Чувства, мысли

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознания читаемого, совершенствования речевых умений.

Помощь учащимся тоже носит дифференцированный характер. В учебное пособие включены «Подсказки», даны образцы выполнения работ и карточки – помощницы с различными видами помощи: показ способа решения, образец выполнения записи, таблицы, схемы, начало решения или план. Степень помощи ученику от урока к уроку уменьшается. В конечном итоге ученик должен научиться работать самостоятельно.

Нарисуй такого же робота

Задание репродуктивного характера для учащихся низкого уровня обучаемости.

Вставь по аналогии

Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.

Медведь – лес, верблюд – ___________________.
Человек – одежда, конфета – _________________.
Глаз – слепой, нога – ________________________.
_________________________ – снег, лето – дождь.
Температура – градусник, _____________ – весы. Задание конструктивного характера для учащихся среднего уровня обучаемости.
Подбери слово
Подбери слово, которое подходит к каждому выражению. Объясни смысл данных выражений.
Сбыть с ___________________________________ .
Как в ________________________________ канул.
________________________________ на лоб лезут.
Мастер на все ______________________________ .
Толочь _____________________________ в ступе.
Не в бровь, а в _____________________________ .
Сидеть сложа ______________________________ .
Тише ___________________________ ниже травы.

Подбери устойчивые словосочетания-антонимы. Задание исследовательского характера для учащихся высокого уровня обучаемости.

Использование дифференциации обучения по интересам является главной мотивационной базой обучения и включает следующие направления:

  • Музыкальной культуры и ИЗО
  • Языковой культуры
  • Нравственно-патриотического воспитания
  • Математической культуры
Направления олицетворяют конкретный интерес учащегося, обеспечивают мотивационный аспект обучения. Они могут стать для некоторых детей первой ступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на высокий уровень достижений в олимпиадах и конкурсах.

Реализуется программа этих направлений через систему дополнительного образования: кружков и систему тематических экскурсий и праздников.

Нельзя говорить о дифференциации, не затронув вопрос о домашнем задании. Единое домашнее задание не способствует продвижению в развитии детей. Ориентация на среднего ученика использует лишь 15 % возможностей сильного, а перегрузка слабого составляет 50 %. Домашнее задание на сильного ученика толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит в ситуацию успеха, способствует развитию его личностных качеств, повышает мотивацию к обучению. Следовательно, важной задачей учителя является продуманное дифференцированное домашнее задание, где ребята могут выбрать то упражнение, которое соответствует его реальным возможностям.

Пример дифференцированного домашнего задания в теме «Имя прилагательное».

1. Напиши по три прилагательных, отвечающих на вопросы:

  • какая? какой? какое? какие?
2. Напиши по три прилагательных к существительным:
  • береза
  • дождик
  • солнце
3. Напиши прилагательные с окончаниями:
  • ее
  • яя
  • ое
  • ая
  • ий
4. Образуй прилагательные от существительных.
  • липа яблоко
  • холод ночь
  • дерево дом
  • дождь осень
  • урожай зима
5. Напиши три предложения с прилагательными.
  • 1
  • 2
  • 3
По мнению Ш.А. Амонашвили обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Дифференцированный подход в обучении является одним из средств реализации личностно-ориентированного образования. Задача учителя – так построить процесс обучения и воспитания, чтобы обеспечить полноценное развитие готовности ребенка к самообразованию. Для этого нужно не так много: признать право ребенка на индивидуальность, самоценность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их.

Бутузова Ирена Дмитриевна15.01.2014 30780 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar