РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проект урока по литературе в 7 классе на тему "А.и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" и Р. Сейсенбаев "День, когда рухнул мир"

Проект урока по литературе в 7 классе на тему "А.и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" и Р. Сейсенбаев "День, когда рухнул мир"

Рада всех приветствовать! Меня зовут Богданович Наталья Васильевна, учитель КГУ «ОСШГ №1 имени Н.А. Островского». 

Обратимся к непререкаемой мудрости великих людей: 

Учение без мысли - напрасный труд. 
Конфуций 

Не мыслям надобно учить, а мыслить. 
Иммануил Кант 

Мышление - это новое сотворение мира. 
Альбер Камю 

Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, 
если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. 
Джек Лондон 

Актуальность проекта. Уважаемые коллеги-гости! Вашему вниманию предлагается проект урока в 7-м классе. 

Если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием. (Бруер, 1993) Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление. Ещё в 1933г. Джон Дьюи, американский педагог - новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д. 2000г.) 

Урок по литературе на тему «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы. Тема экологической катастрофы в литературе. А.и Б. Стругацкие «Пикник на обочине». Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»», данный урок является третьим в разделе «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы». Это один из тех уроков, который предназначен стимулировать интерес школьников к происходящим экологическим изменениям и их последствиям на Земле, роли человека в истории. Для нас с вами этот урок актуален по нескольким причинам. 

Во-первых, через изучение художественных произведений, в которых писатели затрагивают проблемы экологической катастрофы, учащиеся учатся анализировать, оценивать, делать выводы и сопереживать. 

Во-вторых, используя новые подходы в преподавании и обучении, такие как:
  • Обучение критическому мышлению; 
  • Оценивание для обучения и оценивание обучению; 
  • Использование ИКТ; 
  • Обучение талантливых одаренных; 
  • Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; 
  • Управление и лидерство в обучении, предполагаю, что помогут создать среду, благодаря которой учащиеся будут активно включены в учебный процесс, а также будут способствовать развитию у них умения обучаться. 
В-третьих, мы запланировали учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не только овладели содержанием образовательной программы, но и развивали свою способность к обучению. Мы полагаем, что это даст возможность сделать процесс обучения более эффективным. 

В-четвертых, проект данного урока дидактически весьма актуален. Мы сможем увидеть умения учащихся ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений – и все это на достаточно объемном материале художественной и документальной литературы.
  
Основные цели урока - развивать и формировать умение анализировать художественные произведения и на основе этого расширить знания о проблемах окружающей среды; 

сопоставить два художественных произведения; выделять главное; оценить последствия взрывов на окружающую среду; презентовать свою работу. Согласно иерархии мыслительных умений по Блуму, который определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных, то уроке запланированы более высокие уровни мышления - синтез, анализ и оценка. 

На уроке запланирована работа не только над художественным словом, но и обращение к нравственным проблемам. Предлагая разные творческие задания по теме, постараюсь растревожить души ребят, ведь только неравнодушная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека. Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые открывают тайну художественной детали, её глубокий смысл. Используя, на уроках методику всех семи модулей, я выявила, что для меня и моих учащихся самым интересным является модуль «Обучение критическому мышлению» в частности приемы критического мышления, целью которых является развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Все приемы на уроках используются в стадии вызова, осмысления и рефлексии. Применяя на уроках приемы критического мышления, стараюсь направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. На уроках использую все пять подходов критического мышления, общения с учащимися. (Александер, 2001, 2008) Это и механическое запоминание, декламация, инструкция (изложение), обсуждение и диалог. Развитие критического мышления прослеживается через диалог, монолог, индивидуальные задания, оценивания. 

Учитывая возрастные особенности учащихся данного класса, то есть их пубертатный возраст, для которого характерна эмоциональность, тревожность, снижение внимания, где авторитетом является не взрослый, а товарищ; я планирую оказание помощи в течение урока и поддержку их в обучении новому, создавая коллаборативную среду, так как речь является главным инструментом обучения по Л.С. Выготскому. Диалоговое обучение через применение вопросов высокого порядка поспособствуют развитию говорения, обсуждения, аргументации. 

Цели профессионального и личностного саморазвития учителя. 

Моя профессиональная цель состоит в использовании на уроках семи модулей Программы, новых средств, приемов и техник планирования и проведения уроков, предусматривающих:
  • вызов у них мотивации; 
  • умение мыслить критически; 
  • устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение; 
  • строить обучение на основе методов критического мышления; 
  • активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность. 
Характеристика класса.
  
При планировании урока учтена психолого-педагогическая характеристика класса: коммуникабельность, навыки монологического высказывания, умение логически мыслить, обобщать. Результатам психологического обследования в классе преобладают дети со средним типом нервной системы. Для которых характерно быстрое включение в деятельность и поддержка высокого темпа работы в течение всего урока. Быстрая реакция при выполнении и анализе задания, от общего приходят к частному. 

Группы сформированы с учетом функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, так как левополушарный тип – логический тип мышления, ребенок больше полагается на расчет, чем на интуицию, приверженник теории – интересует результат. 

Правополушарный тип - творческий тип, полагает больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий. Мы решили сформировать группы таким образом, чтобы в каждой группе были дети и левополушарные, и правополушарные.
 
Что касается особенностей восприятия и переработки информации (модальности), то визуалов -12, аудиалов -3, кинестетиков-3; поэтому на уроке будут использованы все три канала восприятия: «посмотри, послушай, почувствуй». 

Представим состав 1 группы в виде таблицы:

К… Элина 5-7 сек Сангвин З ПЛ Виз - Референт +-
Д… Алина 4-5 сек Сангвин З П Виз - Лидер 2 уровня, 3,14 +
Г… Анна 5-7 сек Холер Б П Ауд - Референт +-
И… Евгений 6-7 сек Холер Б Л Кинест - Референт +- 

Все группы составлены по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности: здесь представлены все типы восприятия, два вида темперамента, при преобладании сильных право- и левополушарные дополняют друг друга. В группе три сильных референта, поэтому она должна быть работоспособной и управляемой. С точки зрения обучаемости и обученности группа также взаимодополнительна, здесь представлены сильный и средние учащиеся с преобладанием достаточно обученных и обучаемых. 

2 группа: 

С… Анатолий 7-9 сек Сангвин З П Виз Внимание Референт 2 уровня, 14,2 +-
Б… Елизавета 7-9 сек Сангвин З Л Виз - Референт 2 уровня, 16,7 +
К… Мария 2-4 сек Холер З Л Виз - Референт +
Т… Айгерим 3-5 сек Холер З П Виз Тревожность Лидер 1 уровня, 1,17 + 

Эта группа также составлена по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности: здесь представлен один тип восприятия, два вида темперамента, при преобладании сильных право- и левополушарные дополняют друг друга. В группе три сильных референта, поэтому она должна быть работоспособной и внутренне конкурентной. С точки зрения обучаемости и обученности группа явно с преобладанием высоко и достаточно обученных и обучаемых учащийся. Все это позволяет надеяться на высокую результативность работы этой группы. 

3 группа: 

Т… Владислав 5-6 сек Холер З П Ауд Память, внушительность Референт +-
М… Кристина 5-7 сек Холер З Л Виз Тревожность, память Референт +
К… Ботагоз 5-6 сек Холер З Л Виз - Лидер 2 уровня, 5,13 +
И… Анна 3-5 сек Флегм З П Ауд Тревожность Референт + 

Данная группа, также составлена по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности: здесь представлены два типа восприятия, два вида темперамента, при преобладании сильных право- и левополушарные дополняют друг друга. В группе три сильных референта, поэтому она должна быть работоспособной и внутренне конкурентной. С точки зрения обучаемости и обученности группа явно с преобладанием высоко и достаточно обученных и обучаемых учащийся. Все это позволяет надеяться на высокую результативность работы этой группы. 

4 группа:
К… Екатерина 7-8 сек Меланх Б Л Виз - Референт +
М… Талита 6-7 сек Холер З Л Виз - Референт +
С… Маким 4-5 сек Сангвин З П Кинест - Референт +-
С…Ольга 4-5 сек Холер З Л Виз Тревожность Референт + 

Данная группа, также составлена по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности: здесь представлены два типа восприятия, три вида темперамента, при преобладании сильных право- и левополушарные дополняют друг друга. В группе все референты, поэтому она также должна быть работоспособной. С точки зрения обучаемости и обученности группа явно с преобладанием высоко и достаточно обученных и обучаемых учащийся. Все это позволяет надеяться на высокую результативность работы этой группы. 

Урок будет проведен в классе с хорошо обученными детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом.

Проект урока

Технологическая карта урока
I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии
1. Прием «Ассоциации»
2. Прием «Мозговой штурм» (полемические цитаты)
2. Прием «Нарисуйте Землю»

1. Прием «Ассоциации»
2. Прием «Дневник двойной записи»
3. Техника формативного взаимооценивания «Две звезды и желание»
4. Прием «Диаграмма Вена» Закончи предложение «устное интервью»

Как видно из технологической карты урока, то урок будет состоять из трех стадий: вызова, осмысления и рефлексии.
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому запланировала урок я начать с создания у детей благоприятного настроя. 

Для этого взяла стихотворные строки: 

Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Технологическая карта урока

I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии
1. Прием «Ассоциации»
2. Прием «Мозговой штурм» (полемические цитаты)
2. Прием «Нарисуйте Землю» 1. Прием «Ассоциации»
2. Прием «Дневник двойной записи»
3. Техника формативного взаимооценивания «Две звезды и желание»
4. Прием «Диаграмма Вена» Закончи предложение «устное интервью»

На первой стадии - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На данной стадии запланировала прием «Ассоциации», постановка цели к уроку после прочтения эпиграфа к уроку Машей, который дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию, а также работу с ИКТ. А также свое видение лица Земли, через выполнение домашнего задания каждой группы. 

На второй стадии – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». 

Запланировала данный этап начать с просмотра фрагмента документального фильма «Битва за Чернобыль» и индивидуального сообщения Алины с применением ИКТ о Семипалатинском полигоне. 

С целью непосредственного погружения в прочитанные произведения и выделения в них главного, а также, для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы использую прием «Дневник двойной записи». 

После выполнения данного задания запланировала технику формативного взаимооценивания «Две звезды и желание»
Для того чтобы сравнить, что общего и чем различаются между собой прочитанные учащимися произведения, предлагаю прием «Составление диаграммы Вена». Выполняя такие задания, дети активизируют и проверяют свои знания; размышляют и пишут самое главное; оценивают друг друга. 

Третья стадия – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается, использую прием «Закончи предложение», где формируется у каждого из учащихся собственное отношение к изученному материалу. 

С целью самооценивания каждого учащегося на уроке и определения уровня участия в работе и сотрудничестве в группе, предлагаю прием формативного самооценивания «Как часто, работая в группе, ты предпринимал следующие действия?»
Применение данных приемов на уроках литературы позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения. Кроме это, проведение таких уроков дает возможность личностному росту учащегося, развивает его ум, индивидуальность, а также помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Богданович Наталья Васильевна13.02.2014 27030 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar