РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рукою согретый хлеб

Рукою согретый хлеб

Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Рукою согретый хлеб».

«…Человек русский сделался за последние десятилетия еще более одинок и всеми покинут…"затеси", эти мимоходные зарубки и меты на стволах "древа жизни", хоть немножко, хоть чуть-чуть обозначат ему просвет впереди, укажут тропинку к собеседнику, утешат его в горькой этой и все более и более духовно и материально нищающей жизни, а кого, быть может, и образумят, заставят вспомнить о Боге и ближнем своем…» - в этом видел Виктор Петрович Астафьев свое писательское предназначение.
«Затеси» - это мысли об увиденном зрелого человека, человека с большим жизненным опытом, прошедшего немало испытаний, но оставшегося способным сострадать и сочувствовать. Небольшие зарисовки из жизни, не глобальные исторические события, не судьбы страны, но краткие мгновения жизни людей. Но как они значимы, как внимателен автор к «мелочам», как интересна для него вся жизнь и в большом, и в малом!

В рассказе «Рукою согретый хлеб» звучит тема « Человек на войне».

Тема, ставшая знаковой в русской литературе 20 века. Человек проверяется на прочность, на героизм, на сформированность человеческих качеств: выстоять, не сломаться, не предать. Эта тема нам очень близка, тем неожиданнее прочитанное в рассказе «Рукой согретый хлеб» - частность происходящего, способность ожесточенных войной людей на милосердие и сострадание.

Идея новеллы, на наш взгляд, очень не типична для темы войны в русской литературе - может ли человек остаться на войне человеком? но и человеком с живой, сострадающей другому, не близкому человеку, душой? 

Название рассказа несет глубочайший, выстраданный годами, прошедшими после войны, смысл рассказа:
хлеб - это тепло русской печки, запах ржаного поля под горячим июльским небом, руки мамы… рукою согретый. Инверсия в названии усиливает смысловую нагрузку «рукою».

Сюжет прост и прозрачен, короткий эпизод в нескончаемой ленте войны. Возможно, на войне, он не воспринимался так значимо. Лаконичность сюжета, практически отсутствие отступлений и рассуждений автора, сосредотачивают читателя на глубине переживаний.

Начинается рассказ жестко, без вступления, и сразу четкая эмоциональная оценка происходящего: «Глухим зимним метельным утром …мерзлые буханки хлеба…есть хотелось нестерпимо» ; нет четкого обозначения времени, только косвенное «окопы» и в конце рассказа конкретно «шла зима сорок четвертого, было холодно и тоскливо», когда читатель прочувствовал полную меру испытания героев. Читатель чувствует диссонанс происходящего « топора с собою не было»- на хлеб с топором? В то же время подчеркивается обыденность происходящего, о героях рассказа говорится подчеркнуто просто, не богатыри, не герои - уставшие, голодные люди. У рассказчика «болит горло», такая не военная болезнь.

Рассказ ведется от первого лица, герой – рассказчик, это очень личное переживание, читатель верит в происходящее, становится прямым собеседником автора, доверяет ему, включается в его эмоциональные переживания.

Авторская позиция высказывается опосредованно через эпитеты: «холодно и тоскливо», «есть хотелось нестерпимо», бойцы «молча … со злой жадностью», хлеб «мерзлые буханки…расстрелянный… слипшиеся крошки… кислая жижа… с тротилом, землей, мочой», горло «сужено от боли…»; и только в конце повествования прямая оценка «Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще от чего-то, тогда мне совсем непонятного».

Огромную роль играет деталь: телефонная трубка, как единственное, что связывает этот ад с реальным миром; топор- настолько неуместно его упоминание рядом с хлебом.

Велико значение символики слова «рука» , нет лица «не запомнил»; ассоциация с руками матери, протягивающей ребенку кусок теплого хлеба, оберегающая рука Господа.

Градация в развитии рассказа полностью раскрывает замысел, идею автора:
« глухое зимнее утро» - «мерзлые буханки»- «расстрелянный» хлеб»- «слипшиеся крошки … мало походил на хлеб»- горло сужено от боли (физической, нет –душевной) - рука с «согретым хлебом». Человек остается человеком , он возвращает хлеб к жизни и изначальному предназначению – давать жизнь; человек сострадает другому человеку – в этом надежда Народа на Спасение, на Возрождение после жестокой войны.

Русинова Валентина Петровна01.03.2014 21690 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar