РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Эпические мотивы" Анны Ахматовой на уроках литературы в старших классах

"Эпические мотивы" Анны Ахматовой на уроках литературы в старших классах

Целостному изучению художественного мира А.А. Ахматовой в школе способствует знакомство учащихся как с ее ранним, так и поздним периодами творчества в средних и старших классах. Так, программа под редакцией В.Я. Коровиной предлагает к чтению и изучению следующие произведения: в 6 классе «Перед весной бывают дни такие» (1915); в 9 классе стихотворения из книг «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник» (по выбору учителя); в 11 классе стихотворения «Песня последней встречи» (1911), «Сжала руки под темной вуалью» (1911), «Мне ни к чему одические рати» (1940), «Мне голос был. Он звал утешно» (1917), «Родная земля» (1961). Безусловно, изучение произведений разных периодов творчества поэта помогает учащимся услышать авторский голос, проследить его духовную и мировоззренческую эволюцию, лучше понять и увидеть своеобразие творчества. В 11 классе в разделе «Теория литературы» учитель обязан на материале творчества Ахматовой закрепить понятие «лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы», а также «сюжетность лирики». 

В связи с этим возникает методическая проблема, которая, на наш взгляд, может найти оригинальное решение, если учитель помимо перечисленных в программе произведений для обязательного чтения, найдет возможность познакомить учащихся с циклом «Эпические мотивы».

Цикл «Эпические мотивы» создавался в 1916 году и имел несколько названий: «Эпические отрывки», «Отрывки из поэмы», «Маленькая поэма». Последнее название прямо указывает на то, что этот цикл по сути является лиро-эпическим, то есть включает в себя лирическое повествование. Хотя «Эпические мотивы» относятся к раннему периоду творчества, в нем уже проявляются некоторые черты, более характерные для стилистики поздней лирики поэта. Уникальность данного цикла заключается в том, лирическое повествование организуется при соединении лирического строя стихотворений и элементов эпичности. В. М. Жирмунский в книге «Творчество Анны Ахматовой» заметил: «Поиски большой эпической формы, вмещающей в свои рамки и биографические воспоминания, и картину эпохи, проходят через все этапы творческого развития Ахматовой».

Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является изучение художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. При изучении «Эпических мотивов» развитие интереса к форме самого произведения может стать одной из главных задач.

Учащиеся в 7-8 классах получают первое представление о поэме как жанре, в старших классах школьники уточняют и конкретизируют это теоретическое понятие. Учитель показывает, что поэма представляет собой синтез эпического и лирического начал. От эпоса лиро-эпика берет наличие повествования, сюжетность (хотя и ослабленную), систему персонажей (менее развитую, чем в эпосе), воспроизведение предметного мира. От лирики – выражение субъективного переживания, наличие лирического героя (объединенного с повествователем в одном лице), тяготение к относительно малому объему и стихотворной речи, часто психологизм.

Само заглавие произведения А. Ахматовой «Эпические мотивы» говорит о его повествовательном характере, которому соответствует и новая метрическая форма. Ахматова выбирает нехарактерный для её ранней лирики пятистопный ямб. Классический белый стих, в силу своей нерифмованности, занимает промежуточное положение между лирикой и эпосом. И, на наш взгляд, наблюдение на уроке литературы над формой произведения помогает старшеклассникам правильно воспринять авторский тон. При этом заметим, что обращение на уроках к вопросам теории и истории стиха может являться стимулом к самостоятельному чтению лирических произведений, а иногда и к созданию собственных стихов.

«Маленькая поэма» Ахматовой состоит из отдельных страниц лирической биографии героини-автора, связанных между собою не столько движением времени и внешних событий, сколько сопровождающим его неспешным, поступательным ходом рассказа, его повествовательной интонацией. Каждый отрывок имеет свой законченный сюжет, который служит канвой для обобщающих лирических раздумий.

Знакомство учащихся с «Эпическими мотивами» целесообразно в рамках изучения биографии А.Ахматовой, что отвечает задачам изучения курса на историко-литературной основе. Использование художественных текстов при изучении биографического материала является важным элементом изложения уроков, посвященных творческому пути художника.

Цикл «Эпические мотивы» построен на автобиографическом материале – событиях, которые поэт подвергает переосмыслению. Благодаря имитируемому временному разрыву между частями произведения, у читателя возникает впечатление, что лирическая героиня, находясь как минимум на середине жизненного пути, подводит итоги. 

Безусловно, этот эффект был создан намеренно и, чтобы закрепить его, Ахматова дописывает окончание третьей части уже в 1940 году:

И если трудный путь мне предстоит,
Вот лёгкий груз, который мне под силу
С собою взять, чтоб в старости, в болезни,
Быть может, в нищете – припоминать
Закат неистовый, и полноту
Душевных сил, и прелесть милой жизни.

Усвоение автобиографического цикла «Эпические мотивы» вместе с биографическими сведениями об Ахматовой - один из путей изучения этого произведения.

Здесь можно использовать такой вид работы, как комментированное чтение. Остановимся на стихотворении «В то время я гостила на земле…». Первичное восприятие текста достигается путем выразительного чтения стихотворения учителем или мастером слова. На следующем этапе осмысления произведение разбивается на смысловые отрезки и предлагается учащимся в виде карточек. Далее дети читают и последовательно комментируют фрагменты, например:

В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.

- Начало стихотворения звучит торжественно и строго. Нам кажется, что с момента описываемых событий прошло уже много. Лирическая героиня оценивает свое появление на земле с позиции Вечности.

При возникновении трудностей учитель помогает ученикам, задавая наводящие вопросы. По окончании комментировании каждого смыслового отрезка, учитель делает вывод, дополняя его сведениями из биографии автора. В конце комментируемый и интерпретируемый текст собирается воедино, выводы обобщаются. Нескольким ученикам предлагается еще раз выразительно прочитать стихотворение.

При такой системе учащиеся воспринимают стихотворение в его живой связи с личностью поэта, с теми фактическими условиями, в которых оно создавалось. Но при этом их внимание в основном сосредоточивается на личности поэта, а лирика воспринимается как иллюстрация к этапам его биографии.

В рамках урока-биографии стоит обратиться к теории литературы и на примере поэмы «Эпические мотивы» предложить учащимся составить схему «Элементы лиро-эпического произведения». Каждый из элементов проиллюстрировать примерами из текста. Это поможет наглядно доказать, почему поэма считается лиро-эпическим произведением.

Куликова Марина Николаевна06.03.2014 14670 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar