РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблема профессионального роста учителей музыки общеобразовательных школ

Проблема профессионального роста учителей музыки общеобразовательных школ

Плешакова Т.Б.
ГУ «средняя школа – гимназия № 9, г.Актобе, Республика Казахстан

Качество системы образования не может быть
выше качества работающих в ней учителей
М.Барбер

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Поэтому основным направлением работы в школе теперь считают развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, правовой, общекультурной.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и городского уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
  • Аттестация педагогов, повышение квалификации
  • Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения - кафедры, проблемные группы, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба.

В связи с тем, что по программе музыка ведется только до 6 класса по 1 часу в неделю, как правило, учитель музыки в школе работает один. Из-за этого возникают определенные методические трудности – недостаток обмена опытом, недостаток в обсуждении возникающих проблем, недостаток обмена фонохрестоматийным и нотным материалом.

Как же организовать профессиональный рост учителю музыки? Как помочь педагогу уйти от традиционной схемы урока? Как преодолеть стереотипные взгляды коллег: «Да что вам? У вас тетрадей нет, ЕНТ не сдавать. Попели, порадовались и разбежались…»? А ведь на уроках музыки работает душа ребенка, эмоции, поэтому и память сама запоминает песни и композиторов. Ребенок учится легче, потому что учение с увлечением!

Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:

  • посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
  • за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.
Диагностика, проведенная руководителем и психологической службой нашей школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов и профилактики профвыгорания, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития для различных категорий педагогов нашего образовательного учреждения, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов.

Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать.

В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

  • формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога);
  • психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
  • обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении;
  • усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.

От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.

Учащиеся школы на протяжении многих лет показывают стабильные результаты в вокальных конкурсах различных уровней (школьные, городские, международные). Об этом свидетельствуют дипломы и грамоты.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Хочется еще раз вернуться к самообразованию учителя, как к наиболее доступному источнику знаний. И здесь очень важно, чтобы этот процесс не стал формальным, чтобы педагог имел возможность прямого общения с коллегами – музыкантами, с научными работниками, преподавателями, разработчиками школьных программ, имел возможность для внедрения инновационных методов, адаптировать к уроку музыки активные формы работы с детьми, чтобы помочь себе и другим коллегам – музыкантам четко сбалансировать звучание музыки и ее обсуждение, пение и работа над унисоном звучания и т.д. При этом важно, чтоб учитель осознавал, что профессиональное развитие – это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [2, с.49].

Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость [3, с.3-4].

Одним из наиболее значимых профессиональных качеств педагога является профессионализм.

В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через профессиональную компетентность.
Под профессиональной компетентностью Симоненко В.Д. понимает «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» [4, с. 19-20].

Профессиональная компетентность включает, по мнению Митиной Л.М., знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) подструктур [3, c.4].

Маркова А.К. выделяет следующие блоки профессиональной компетентности учителя:

  • профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
  • профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
  • профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
  • личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Знания и умения педагога выступают объективными характеристиками его работы, а психологические позиции и личностные особенности — субъективными характеристиками самого педагога [5, с.5-8].

Коджаспирова Г.М. называет важным профессиональным качеством, необходимым педагогам профессиональное самосознание. Под профессиональным самосознанием автор понимает осознание педагогом себя в составляющих педагогического труда в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения, результатов, особенностей своей учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определений путем дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся в рефлексивный уровень педагогических способностей [6, с. 136].

Успешная педагогическая деятельность возможна только при наличии специальной подготовки и знаний. Путем проведения анализа ситуаций, педагог осознает сущность возникающих проблем. Только имеющий специальную подготовку педагог может найти новые пути и способы решения педагогических вопросов.

Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.

Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.

В концепции профессионального развития учителя, разработанной Митиной Л.М. основными характеристиками, необходимыми педагогу являются педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость и педагогическая направленность.

При рассмотрении педагогической компетентности Митина Л.М. выделяет задачу формирования у педагога способности отстаивать свою позицию, создание конструктивного отношения к конфликтам.

Под эмоциональной гибкостью автор понимает эмоциональную поддержку учащегося, эмоциональную устойчивость, отзывчивость.

В педагогической направленности выделяются 3 составляющие: направленность на ученика, направленность на ребенка, направленность на все более глубокое изучение преподаваемого предмета [3, с. 4].

По утверждению Гамезо М. В. «педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка).» [7, с.407].

Исходя из анализа современных исследований видно, что для успешной педагогической деятельности, специалист должен обладать такими профессиональными навыками как профессиональная готовность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание, готовность к педагогической деятельности, педагогическое общение, профессиональное саморазвитие, стремление к повышению квалификации.

Без стремления к выполнению данных требований педагог не может быть в полной мере профессионалом в своей деятельности.

В процессе профессионального развития педагог достигает большего успеха в своей деятельности, его работа становится более высокоэффективной, повышается уровень его профессионализма.

Исходя из анализа современных исследований видно, что для успешной деятельности педагог должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, к обеспечению высокого уровня обучения учащимся. В процессе профессионального развития педагог реализуется в системе образовательной среды.

Учитывая перечисленные требования, педагог может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.

Предъявляемые требования предопределяют высокоэффективную работу педагога в условиях современной образовательной системы.

Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего - в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств.

Список личностных свойств учителя весьма значителен: вдумчивость, вежливость, взыскательность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестность, доброта, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, отзывчивость, патриотизм, педагогическая эрудиция, политическая сознательность, порядочность, правдивость, предусмотрительность, принципиальность, самокритичность, самостоятельность, скромность, смелость, сообразительность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность [16;92-95].

Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счет максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога. Исследователи психологии труда учителя практически единодушны в том, что основным в формировании структуры личности учителя является педагогическая направленность его деятельности. Именно педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка). По утверждению Л.М. Митиной, отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально-психологическое содержание ребенка обезличивается... И, наоборот, учитель, направленный на ребенка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и прежде всего нравственной сферы.

Хотелось бы с этой высокой трибуны обратиться к учителям музыки общеобразовательных школ. Только от нас самих зависит то, как сложатся наши отношения с коллективом педагогов и учеников. Только от нас зависит их отношение к нашему любимому предмету «Музыке».

Успехов вам, уважаемые коллеги!

Список литературы:

  1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководящих и педагогических кадров учреждений профессионального образования на основе сетевого взаимодействия: учебно-методическое пособие под редакцией И.П. Пастуховой. - Ярославль: издательство ЯГТУ, 2009.
  2. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. №7.
  3. Психологическое сопровождение выбора профессии/Научно-методическое пособие под редакцией доктора психологических наук Митиной Л. М.. М.: Издательство «Флинта»,1998.
  4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под редакцией Симоненко В.Д., Ретивых М.В. - Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003. - Книга1.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. (Психологическая наука — школе).
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Плешакова Т.Б.,г.Актобе, РК19.05.2014 18890 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar