РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка

Нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения, которые являются фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений [1.С.4-5].

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок [1.С.7].

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.

Так в первом классе на уроках грамматики составной частью урока является развитие речи. На этих занятиях учитель ежедневно ставит задачи по обогащению и расширению словарного запаса детей, следит за тем, чтобы за каждым произнесенным ребенком словом стоял точно понятный смысл, особое внимание уделяется стройности речи ребенка.
Период обучения грамоте преследует не только цель обучить детей чтению и письму, подготовить базу для успешного овладения правописанием, но и помочь детям по-новому посмотреть на свою речь, сделать ее предметом их собственных наблюдений, почувствовать красоту речи, ее лаконичность, логичность и образность.

Первые уроки можно посвятить свободному высказыванию детей о близких событиях или явлениях природы. Дети будут приучаться выслушивать своего товарища, вести коллективную беседу. На первых занятиях они должны почувствовать доброе отношение учителя к их ответам, соображениям, мыслям. Неудачный ответ не всегда должен рассматриваться только как проявление недобросовестности, а как поиск верного ответа среди большого количества человеческих знаний. В доброжелательной обстановке дети активнее проявляют желание говорить перед классом. На уроках обучения грамоте можно включить элементы совместной работы.

Работая с учебной картинкой, можно (после знакомства с ее содержанием) обратиться к детям с предложением составить коллективный рассказ. Внимание детей обращается на последовательность изложения происходящих событий: о чем следует сказать вначале, что отразит основной смысл картины и чем следует закончить рассказ. Из предлагаемых детьми предложений отбирается наиболее удачное, причем последующее предложение должно быть не только правильным, но и продолжающим мысль первого. Упражнять детей в составлении коллективных рассказов следует по возможности чаще, ибо это приучает говорить правильно, думать со всеми вместе, отбирать из своего запаса знаний то, что необходимо для выполнения задания [1.С.15-17].

Постепенно класс можно разбивать на группы и давать задания отдельной группе. Так на уроках русского языка силами всех групп можно составить букварь. Каждая группа детей берет себе несколько букв и подбирает слова, в состав которых входит данная буква. К этим словам учащиеся ищут картинки и наклеивают их на лист бумаги.
Позже можно составить таким образом словарик трудных слов с картинками. Подобрав соответствующие картинки, дети наклеивают каждую на лист бумаги, под картинками пишут слова. Все эти листы вкладывают в одну обложку. Словарик можно использовать на уроке при повторении написания трудных слов.

Дидактические игры также позволяют организовать повторение изученного материала в увлекательной для детей форме. Играя, дети приобретают навыки общения в группе. Основой общения в данном случае является не просто игра, а учебная игра.

Игра «Не поддаваться» может быть использована для запоминания правила о том, что имена, фамилии людей и клички животных пишутся с большой буквы.

Водящий называет слово. Если оно означает имя, фамилию или кличку, дети поднимают руку и говорят: «Пишется всегда с большой (заглавной) буквы». Если же водящий назвал нарицательное имя существительное, дети рук не поднимают и молчат. Тот, кто ошибся, штрафуется, т.е. отдает квадратик цветной бумаги (каждый из играющих получает пять таких квадратиков). Выигрывают те, у которых осталось больше квадратиков.

Эту игру можно использовать и для различения предметов, отвечающих на вопросы кто? и что? Водящий подряд называет предметы. Если назван предмет на вопрос кто?, дети поднимают руку, если на вопрос что? – не поднимают.
Содержание дидактических игр и заданий может и не иметь прямого отношения к нравственному развитию детей. В данном случае воспитывающим фактором является сама форма организации коллективной работы детей, при которой учащиеся общаются друг с другом, несут общую ответственность, помогают друг другу [1.С.18-20].

К концу первого года обучения дети приобретают некоторый опыт совместной работы на уроках.

Во втором классе на уроках русского языка, в целях нравственного воспитания можно использовать краткие изложения. Для этого в текст рассказа для изложения целесообразно включать проблемную нравственную задачу, требующую выбора соответствующего способа поведения. Выполняя учебное задание, ребенок получает материал, необходимый для формирования нравственных представлений.

Например, второклассникам был прочитан такой рассказ:

«Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга – Вася, Митя и Миша – принести домой по корзине спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили. Вдруг увидел Митя, что нет ключа от дома в кармане. Решил вернуться поискать, где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася…».

Задание: написать, как должен был поступить Вася.

Учитель может сам подобрать аналогичные тексты и составить к ним задания, содержание которых наиболее актуально для детей в настоящий момент.

Основные виды мыслительной деятельности детей быстрее и лучше развиваются при наличии коллективных форм работы на уроке. Во II классе, как и в I, интерес представляют коллективно составленные рассказы. В процессе этой работы у детей развивается умение сравнивать предлагаемые варианты предложений, находить лучшее [1.С.122].

В III классе возрастает объем учебного материала. Огромное воспитательное значение имеет стиль отношений, который складывается на уроках между учителем и детьми. Проявляется стиль, прежде всего в содержании его требований, в системе стимулирования и оценке деятельности детей. На каждом уроке учитель предъявляет требования, направленные на формирование взаимоотношений между детьми, на то, чтобы научить детей интересоваться успехами друг друга, сотрудничать, приходить на помощь, правильно реагировать на успехи и неудачи свои и своих одноклассников. Для этого учитель использует различные приемы.

Например. На уроках практикуется оценка выполненного задания товарищами по классу. С этой целью в начале урока помощники учителя сообщают всему классу о том, как ученики справились с выполнением задания. Обязательно называются имена тех, кто добросовестно отнесся к выполнению задания и заслуживает поощрения перед всем классом.
На уроках русского языка можно упражнять детей в самостоятельном изучении материала. Так, при изучении темы «Имя существительное» дети могут самостоятельно вспомнить, что это за часть речи, что они знают об этой части речи, какое место в речи людей, по наблюдениям детей, занимает имя существительное.

По-прежнему важное место занимает развитие речи, особенно такие виды работ, как изложение и сочинение. Детские творческие сочинения на темы «Если бы я был волшебником», «Как я дружу», «Мои товарищи» и т.д. позволяют учителю узнать внутренний мир ребенка, и прежде всего его нравственную направленность. Можно рекомендовать темы, затрагивающие различные нравственные ситуации, складывающиеся в классе или во внеклассном общении детей, с последующим коллективным обсуждением и анализом написанного [1.С. 195].

На уроках также можно использовать дидактические игры в группах.

«Кто больше составит слов?». Дается слово, например гвоздика. Из букв, входящих в него, надо составить как можно больше слов: зов, год, коза, воз и т.д.

Особый интерес представляют коллективные домашние задания поискового типа.

Интересный вид работы – сбор пословиц и поговорок о добре и зле, которые можно найти в словарях и книгах. Пословицы, поговорки используются на уроках русского языка с обучающей целью, но, кроме того, дети приучаются пользоваться ими в своей речи. Такая работа развивает способность детей отбирать факты, обобщать их, проводить аналогию в конкретных жизненных ситуациях [1.С.198-199].

В IV классе продолжается нравственное воспитание детей на уроках русского языка. Также используются сочинения, изложения, дидактические игры, работы в группах.

Для достижения наилучших результатов, учителю необходимо, во-первых, постоянно учитывать изменения в содержании, условиях воспитания и в развитии детей, чтобы иметь возможность своевременно изменять методику воспитательной работы, характер педагогического руководства детьми; во-вторых, не только опираться на результаты воспитания, достигнутые в предшествующем периоде, обеспечивать преемственность в работе с детьми, но и учитывать задачи последующего периода, готовить к нему детей, т.е. обеспечивать перспективную направленность содержания и методики нравственного воспитания.

Только при этих условиях достигается последовательность и непрерывность воспитательного процесса, предупреждающие многие противоречия и срывы в воспитании детей, обеспечиваются благоприятные условия для успешного разрешения воспитательных задач [2.С.22].

 

Бастракова Ксения Владимировна08.08.2014 21740 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar