РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование приёмов рефрейминга для формирования позитивного отношения к истории.

Использование приёмов рефрейминга для формирования  позитивного отношения к истории.

Использование приёмов рефрейминга для формирования позитивного отношения к истории.

Рефрейминг — это термин, пришедший к нам из НЛП, он происходит от английского глагола to reframe. Frame — это рамка, а to reframe – поместить картину или фотографию в новую рамку. Суть его заключается в том, что во всем есть свои положительные моменты, нужно только уметь их увидеть и воспользоваться ими.

Рефрейминг традиционно делится на два основных вида: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания. В случае с рефреймингом контекста имеется в виду, что в разных ситуациях одно и то же событие может оказаться как полезным, так и вредным. Если мы изменим контекст («а ведь могло быть и хуже»), мы изменим и отношение к событию. Рефрейминг содержания — это смещение смысловых акцентов, в этом случае мы меняем отношение напрямую, изменяя не контекст, а собственное восприятие.

В НЛП существует более формальный вариант этой техники — шестишаговый рефрейминг, поэтапный процесс, состоящий, как это понятно из названия, из шести последовательных шагов.

Рефрейминг по контексту. Мы меняем восприятие предмета (события), сравнивая его с другим.

Показ или поиск другой стороны. Мы привыкли во многих ситуациях мыслить стереотипами, которые и обуславливают наше негативное восприятие. Но известно, что у каждой медали есть две стороны. Практически в каждой ситуации, кажущейся негативной, есть что-то позитивное.

Рефрейминг с использованием слова «зато». Этот способ рефрейминга самый простой: на каждый недостаток нужно найти достоинство.

Рефрейминг с помощью коннотаций. Практически каждое слово имеет коннотацию — эмоциональную окраску, оценочную составляющую. Именно коннотацией различаются многие синонимы. У одного слова коннотация может быть позитивной, а у его синонима — негативной.

Рефрейминг при помощи слова «или». Этот прием основан на контрасте. Если нам предстоит рассмотреть что-то неприятное, нам нужно найти для нее еще более неприятную альтернативу

Конечно, рефрейминг — не панацея на все случаи истории, но во многих ситуациях он может оказаться очень и очень эффективным

Например, анализируя период тоталитаризма в СССР, отмечая негативность периода, можно «смягчить» приговор, говоря о том, что трагический опыт тоталитаризма показал его опасность, а значит, предупредил о недопустимости повторения, предостерёг от подобной ошибки будущее поколение. Опыт декабристов, с одной стороны оцениваем позитивно, а с другой стороны не забываем, что они были «законопреступники», говоря о Махно, напоминаем его политический авантюризм и верность идеям анархизма, рассматривая вопрос о периоде «культурной революции в СССР», подчеркиваем положительный эффект ликвидации безграмотности. Но не забываем сказать, что грамотность была политически заказана и «работала» на авторитет большевиков, находящихся у власти. А система образования выполняла функцию контроля над сознанием, мировоззрением и чувствами граждан, укрепляя тоталитаризм. В данном случае контекст остаётся прежним, но есть тип рефрейминга, когда контекст изменяется. В данном случае изменение контекста приводит к изменению значимости содержания. Не самого содержания, а его значимости, придавая факту ценность.

Например, изучая вопрос коренного перелома в ходе Второй Мировой войны, рассматриваем сражения у Эль - Аламейна, в районе Гуадал - канала, у атолла Мидуэй, битву под Сталинградом. Однако, сравнив затраты, приведя число потерь и участников сражений, делаем вывод о положительной роли коалиции, союзничества и коллективных действий. Но вывод однозначен, - без победы под Сталинградом, все вышеназванные сражения не изменили бы коренным образом хода мировой войны. Или при рассмотрении вопроса о реформах Ивана Грозного в управлении государством, учитывая несовершенство и социальное неравноправие механизма управления, отмечаем, что была создана сословно представительная монархия, то есть это и первая попытка на пути оформления парламентаризма в России и ограничения власти монарха. То есть Россия не была в «отстающих» по сравнению с Европейскими державами, с Генеральными штатами во Франции и Парламентом в Англии. Или разговор о программе Даллеса, когда речь идёт о подчинении России Западу, но не военными, а мирными: экономическими, психологическими, этическими и религиозными способами. Не изменяем содержания, а изменяем контекст «Сила действия равна силе противодействия», чем сильнее на нас «давят», тем сильнее мы становимся. Этот тип рефрейминга тесно переплетается с генеративным или значимым типом. Грань между ними иногда мало заметна. Этот тип программирования годится только для не слишком интенсивных противоречий. Это «лёгкая артиллерия» рефрейминга. Суть её не столько в переопределении значения разногласия или проблемы, сколько в признании их определённой ценности и достоинства.

Чтобы применить генеративный рефрейминг учителю достаточно сделать следующее:

  • признать настоящее состояние проблемы (да, Россия отставала от Европы в переходе к капитализму; да проводить индустриализацию за счёт сельского хозяйства не самый лучший путь; да, бездействие Временного правительства привело к его падению и приходу к власти большевиков ; да, отсутствие программы у «белых» предрешило их поражение;, да, отсутствие закона о престолонаследии привело к дворцовым переворотам; да, следовать своим принципам нелегко; да, машины могут подчинить себе людей; да, эсеры допустили ошибку 5 января 1918 года; да, страна могла потерять свою независимость; да, продвижение по вертикальному социальному лифту требует усилий);
  • постулировать функциональное значение состояния (Но кому из простых людей тогда было легко? Выступить против власти всегда нелегко! Во время войны власть должна быть сосредоточена в центре! Успех приходит лишь к тем, кто много работает! Средства должны быть адекватны цели! Россия переживала и худшие времена! Терпенье и труд всё перетрут! Нам все проблемы по плечу! Назовите страну, которая развивалась без кризисов?);
  • даёт ободряющую, позитивную индукцию. Столыпинские реформы не удались, но 2 тысячи успешно переселившихся крестьянских семей - уже результат Труды Сперанского «положили под сукно», но именно они положили начало оформлению правового государства в России. Радищев был одинок, но «слово было сказано», проблема крепостничества озвучена. Киевская Русь стала православной, но язычество сохранилось в деталях, нюансах народной памяти и не погибло. Крымская война была нами проиграна, но «нет, худа без добра», - грянули реформы. Москву Кутузов сдал, но армию сохранил! Косыгинские реформы были кратковременны и без крупного успеха, но ведь «золотая пятилетка» тоже результат этих попыток. Указ о «вольных хлебопашцах» был скорее пожеланием, чем реальным освобождением крестьян, но 47 тысяч крестьянских семей стали свободными в результате, разве это мало! Сдали Киев, Смоленск, Минск, Севастополь, но измотали врага и сорвали план молниеносного захвата СССР);
  • и уводит учеников (программирует) с негативного восприятия проблемы к позитивному и конструктивному.

Приём рефрейминга, пи целевом применении, даёт позитивный и прочный результат в усвоении исторического материала.

Гришина Тамара Александровна03.09.2014 9570 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar