РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Преемственность формирования здорового образа жизни детей на логопедических занятиях в детском саду и школе

Преемственность формирования здорового образа жизни детей на логопедических занятиях в детском саду и школе

Ценность здоровья и здорового образа жизни обучающихся состоит в формировании их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из основных составляющих, способствующих речевому, познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Существует ряд факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых.

Чтобы работа в данном направлении была своевременной и эффективной необходима преемственность в работе логопедов дошкольных и школьных учреждений.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, занимающихся на школьном логопункте, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с такими детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Цель логопедической работы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, проблема преемственности является одной из самых актуальных проблем нашего образования. Если рассматривать более узкий случай данной проблемы, такой как проблему взаимосвязи и преемственности в работе логопедов детского сада и школы, он тоже непосредственно является одной из самых существенных проблем нашего образования и общества, так как сейчас как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями.

В настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим заданием, необходимо полное взаимодействия семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени это школы. Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будет тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.

Литература:

  1. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 1994 - часть 1.
  2. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994. С. 192.
  3. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации пре-емственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7-12.
  4. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – Москва, 2007
Лихачева М.И., Лавриненко О.Б.21.11.2014 15350 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar