РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов посредством использования активных методов обучения.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов посредством использования активных методов обучения.

В последние годы, в связи с модернизацией российского образования,  в системе работы средней школы происходит поиск новых эффективных методов обучения. Все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствует личностно-деятельностный и коммуникативный подходы в обучении английскому языку. При этом достаточно успешно реализуются  игровые технологии, технология проблемного обучения, проектная методика и  т.п. 

Одним из наиболее эффективных методов обучения, применяемых нами на уроках английского языка в  старших и, преимущественно, профильных классах является case-study метод - метод активного обучения на основе реальных ситуаций.

Сам по себе метод не является новым. Принято считать, что его техника была разработана в начале 20-х годов прошлого века в Гарвардской бизнес-школе. Однако основы этой методики лежат в глубокой древности. Одним из первых кейсологов был Сократ, который много веков назад понял, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. Задачу учителя он видел в том, чтобы помочь своим слушателям самостоятельно «родить» знания, которые в каком-то смысле уже содержатся в их головах, как ребёнок во чреве матери . Тысячелетия спустя использование метода, прародителем которого был Сократ, назовут ментальным переломом в образовании и имя ему будет "метод case-study". [3] 

Case  (кейс), (англ. case, ситуационная задача) – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. [1]  Кейс может быть представлен в любой форме: печатный case , видео/аудио case, мультимедиа case.Материалом для создания кейсов могут служить проблемные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники..  

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

  • описание реальной проблемной ситуации; 
  • альтернативность решения проблемной ситуации; 
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения; 
  • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; 
  • эмоциональное напряжение учащихся. [4]

Благодаря высокой концентрации ролей в кейсе, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению. Case - явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый case должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. Задача учащихся – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы. [1]

Метод Case-study позволяет нам сделать акцент на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Применение метода Case-study на занятиях по иностранному языку позволяет нам  решать задачи развития творческого и критического мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и актуализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной, прикладной, творческой деятельности учащиеся  используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

При этом создаются условия, в которых учащиеся:

  • приобретают новые знания, используя различные ресурсы, в том числе, Интернет - источники;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают навыки говорения;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и системное мышление);
  • развивают умения информационного поиска.[5]                              

Содержание кейса должно отражать учебные цели. Что касается его объёма, то он может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно, но материала  должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у учащихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно", поэтому проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня. [2] Материал для своих кейсов мы стараемся выбирать из последних новостей, событий, близких по времени и интересам к учащимся, порой даже из современных молодёжных сериалов, фильмов и книг.

Так, основой для одного из кейсов стало нераскрывшееся пятое кольца на Олимпиаде в Сочи. Учащиеся социально-экономического класса, многие из которых планируют связать свою жизнь с журналисткой, должны были подготовить заявление для прессы по этому поводу. Мы используем кейсы на разных стадиях обучения, а так же как средство контроля.

Каков же алгоритм занятия с использованием case-study?

На подготовительном этапе ведущая роль отводится учителю: он определяет место урока в структуре учебного курса, формулирует дидактическую цель и задачи урока и, исходя из этого, подготавливает сам кейс и все дополнительные информационные материалы. На следующем этапе (ознакомительном)  происходит вовлечение учащихся в непосредственное обсуждение реальной проблемной ситуации: учитель знакомит учащихся с ситуацией, предоставляет информационный материал и глоссарий для работы над кейсом.

Основной этап носит аналитический характер, когда члены малых групп (4-6 человек) изучают предложенный материал, выявляют проблемные моменты, ищут аргументы и решения. Заканчивается данный этап дискуссией, где докладчики групп представляют на общегрупповое обсуждение результаты анализа и возможные пути решения проблемной ситуации. В ходе этой дискуссии учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы. Итоговый этап, как правило, представлен обобщающим выступлением учителя, который дает анализ ситуации в целом и оценивает учащихся.

Следует отметить, что метод Case-study  требует определённой подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, поэтому применять его мы рекомендуем именно на старшей ступени обучения и в классах с определённым профилем (физико-математический, социально-экономический и т.п.), где учащиеся могут решать ситуации, имеющие отношение к их непосредственной будущей профессиональной деятельности. Данный  метод не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, такими как проблемное обучение, моделирование, дискуссия, "мозговой штурм" и пр., так как сам по себе он не закладывает обязательного нормативного знания языка. [6] Тем не менее, он является хорошей предпрофессиональной тренинговой подготовкой учащихся и отличным способом развития навыков  общения на английском языке.

Литература:

  1. Агафонова Е. А. К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе / Е. А. Агафонова // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 114-116.
  2. Воронина Ю.В.  Лекция.Современные образовательные технологии в профильном обучении.- http://www.orenipk.ru/kp/didakt/docs/2b/lek2_5.html
  3. Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. Дискуссионный клуб FLT:современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. №5. С. 95-100.
  4. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения.-http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-507
  5. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  6. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 155-157.
Ивашкина Елена Владимировна21.01.2015 12180 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar