РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Авторская программа элективного курса с методическими разработками по экономике "Основы рекламного дела" для 9-10 классов

Авторская программа элективного курса с методическими разработками по экономике "Основы рекламного дела" для 9-10 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
город Черногорск

ПРОГРАММА и методические разработки занятий к элективному курсу «Основы рекламного дела» для учащихся 9–10-х классов

Автор: Синицина Елена Валерьевна,
Учитель информатики и экономики
МОУ «Лицей» города Черногорска,

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Основы рекламного дела» рассчитана на 18 часов и предназначена для учащихся 9-10 классов.
Актуальность данного курса подтверждается необходимостью приобрести знания в области рекламы. В настоящее время все предприятия и организации используют в своей деятельности рекламу. В школе по предмету экономики либо эта тема не рассматривается, либо дается только ее определение и более глубоко не изучается. Школьники проявляют интерес к современной рекламе, именно поэтому существует необходимость ее изучения, в результате которого учащиеся получат теоретические знания о рекламе.

Цель курса - сформировать у учащихся теоретические представления о рекламе, сориентировать учащихся на экономический профиль.

Задачи курса:

  1. Углубить знания по экономике в области рекламы как составной части маркетинга,
  2. Продолжить развитие логического мышления через реализацию межпредметных связей экономики, математики, информатики,
  3. Формировать чувство ответственности при выполнении заданий,
  4. Развивать умение работать в малых группах.

Основные методы обучения: поисковый и частично-поисковый, выполнение творческих заданий.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Таким образом, обучение носит практическую направленность и реализуется активными методами.

В ходе изучения курса проводятся теоретические занятия, оценка знаний осуществляется при помощи тестирования, проводятся беседы, деловые игры, занятие по решению задач, при накоплении теоретических знаний, проводятся обязательно 2 занятия с использованием информационных технологий – учащиеся выполняют задание на компьютере – каждый оформляет свой проект – рекламный продукт. По итогам всей работы выставляется зачет на основе защиты проекта. Наиболее активные учащиеся награждаются грамотами.

Содержание курса.

Раздел 1. Основы рекламы. (3 часа)

Предмет и задачи курса. Общая характеристика спроса и предложения, виды спроса. Изменение состояния спроса с помощью рекламы. Формирование спроса.
История развития рекламного дела. Задачи, виды и цели рекламы. Разработка рекламы на предприятии.
Деловая игра.
Работа в мини- группах.

Раздел 2. Средства рекламы. (7 часов)

Тема 1. Способы распространения рекламы.

Реклама в прессе (газеты, журналы, ежегодники, справочники, путеводители, программы). Правила оформления рекламных текстов. Достоинства и недостатки печатной рекламы.
Практическое задание: составление листовки.

Тема 2. Радио- и электронная реклама. Наружная реклама.

Средства радиорекламы: рекламный выпуск, обозрение, объявления.
Телереклама: объявления, репортаж, программа, передача и др. достоинства и недостатки радио- и телерекламы.
Плакаты, афиши, панно, щиты, транспаранты, настенная реклама, реклама на транспорте, световая реклама. Краткая характеристика, достоинства и недостатки. Правила для оформления наружной рекламы.
Практическое занятие: создание проекта телевизионного рекламного ролика.

Тема 3. Другие виды рекламы. Составление рекламных объявлений.

Посылочная реклама: реклама магазина, выставки. Малые формы рекламы: авторучки, блокноты, календари, папки, брелки.
Практическое задание: разработка рекламы для магазина. Оформление рекламы (работа на компьютере).

Тема 4. Рекламный слоган.

Понятие слогана. Рекламные обращения. Стили обращений.
Практическая работа по оформлению рекламы (на компьютере).

Раздел 3. Правовые аспекты рекламной деятельности. (4 часа)

Международный кодекс рекламной практики. Основные разделы и отдельные статьи. Нормы и правила рекламы.
Федеральный закон о рекламе. Общие положения, общие и специальные требования к рекламе.
Практическое занятие: изучение Федерального закона « о рекламе».

Раздел 4. Определение эффективности рекламы. (4 часа)

Эффект и эффективность рекламы. Методы определения эффективности рекламы. Экономическая эффективность рекламы: прирост товарооборота, коэффициент затрат на рекламу, срок окупаемости затрат на рекламу.
Практическое задание: решение задач на определение экономической эффективности рекламы.
Итоговое занятие: защита рекламных проектов.


Занятие №1 Тема: История развития рекламы.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: сформировать интерес у учащихся к теме, направить на выбор экономического профиля.

Задачи:

  1. способствовать выявлению творческого потенциала учащихся,
  2. мотивировать необходимость знания данной темы для общего развития и познания,
  3. установить доброжелательные взаимоотношения между учащимися 9-х классов.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Беседа о рекламе, и отношении к ней учащихся.
  4. Рассказ учителя.
  5. Деловая игра.
  6. Итоги занятия. Выводы.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, уважаемые ребята. Хочется поздравить вас с началом изучения такого курса, как «Основы рекламного дела» потому, что на протяжении наших занятий вы будете познавать как «строится» реклама, изучите ее правовые основы, научитесь различать виды рекламы, ее цели и задачи. Также вы попробуете себя в роли рекламных агентов и разработаете свой информационный проект – рекламный материал.

Беседа о рекламе и об отношении к ней.
- А теперь давайте поговорим о том, что вы уже знаете.
- Что такое реклама? (учащиеся отвечают )
- Каково ваше отношение к рекламе и почему? (ответы учеников: «…»)
- Знаете ли вы какие- нибудь правила, по которым дается реклама? (ответы учеников: «…»)
- Для чего человек придумал рекламу? (ответы учеников: «…»).
- Наш курс поможет вам сориентироваться во множестве информации, которую предоставляют для потребителей и отличать рекламу надлежащего характера.

Рассказ учителя.
Развитие наук, техники, увеличение объёмов информации ведет к тому, что человек должен быть осведомлён во всех происходящих событиях.
Большую роль в получении первичной информации играет реклама.
Реклама- это информация, предоставленная покупателю с целью донесения до него о появлении новых идей, товаров или услуг. Подача информации рекламодателем происходит на платной основе через разные источники. Газеты, кино, радио, телевидение, другие способы передачи сообщений помогут найти необходимую информацию.

У рекламы множество функций:

  • Помочь потребителю выбрать товар,
  • стимулировать сбыт товара,
  • сформировать привычки у покупателей,
  • изменить спрос на товар,
  • сформировать образ фирмы,
  • объявить о распродаже,
  • отстаивать какую- то идею.

Наиболее часто реклама используется для расширения сбыта товаров широкого потребления.

Основная функция рекламы- найти своего покупателя, доходчиво донести до него образ товара, вызвать интерес и подвести к приобретению товара.

Слово «реклама» происходит от латинского «рекламо»- выкрикивать, кричать. В отечественной и зарубежной литературе встречаются разные определения рекламы. В нашей работе под рекламой понимается информация для потребителей, передаваемая за счет рекламодателя и при его содействии с целью донести информацию до потребителя и сформировать спрос на товар, услугу или отреагировать на информацию.
Уинстон Черччиль заметил, что реклама питает покупательскую способность потребителя, она заставляет человека и его семью украшать свой дом, лучше одеваться, лучше питаться.

Итогом рекламы может быть как глобальное изменение в обществе, так и местное изменение.
Вся рекламная деятельность основана на изучении рынка. Реклама позволяет увидеть, насколько гибко работает предприятие, учитывает ли оно внешние условия и требования времени.

Различают следующие черты рекламы:

  1. Общественный характер- реклама- это общественная форма коммуникации. Её общественная природа предполагает, что товар является законным и общепринятым.
  2. Способность к увещеванию. Реклама- это средство увещевания. Она позволяет продавцу много раз повторять своё сообщение. Одновременно она дает возможность покупателю получать и сравнивать между собой обращения разных конкурентов.
  3. Экспрессивность. Благодаря искусному использованию шрифта, звука, цвета, света реклама оказывает возможности для броского, эффектного представления фирмы и её товаров.
  4. Обезличенность. Аудитория и фирма не испытывают чувства ответить на сообщение. Реклама способна на монолог, но не на диалог.

По своим функциям рекламу можно разделить на три вида:

  1. Информативная. Она используется в основном на этапе появления товара на рынке, в то время, когда покупатели еще не знают о нем. Главная задача этой рекламы- создать первичный спрос, информировать покупателя о товаре- новинке, объяснить принципы действия товара, показать выгоды от его использования.
  2. Увещевательная реклама. Она используется при росте спроса на товар, который уже знаком покупателям. Задача этой рекламы - сформировать предпочтение покупателей именно к данному товару или марке, убедить не откладывать покупку.
  3. Напоминающая реклама. Этот вид рекламы используется при длительном нахождении товара на рынке, то есть на этапе его зрелости. Задача этой рекламы - заставить покупателя вспомнить о товаре.

Деловая игра.

Учащимся предлагается разбиться по парам, каждая пара- рекламное агентство, рекламирующее товар, фирму, идею, услугу. Каждая группа должна для рекламируемого объекта определить функции рекламы, цели и черты, а также кратко описать, на что будет направлено внимание общественности в рекламе.


Занятие № 2. Тема: Рекламная деятельность на предприятии.

Цель: Сформировать представление о деятельности фирмы при организации рекламы.

Задачи:

  1. Рассмотреть деятельность фирмы в ситуации наличия рекламного отдела и в ситуации заказа рекламы рекламному агентству,
  2. Определить план действий при составлении рекламы,
  3. Способствовать формированию умений учащихся формулировать задачи для составления рекламы предприятия.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя.
  3. Работа в группах.
  4. Итог занятия.

Ход занятия:

Рассказ учителя:
Современная фирма управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций. Фирма поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями, контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде молвы и слухов друг с другом и другими контактными аудиториями.
Например, при продаже пылесосов фирма «Электро» выделяет большие средства на организацию торговли вразнос, а фирма «Гувер" больше предпочитает рекламу. Так что одного и то уровня сбыта можно добиться с помощью различных сочетаний: рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта и пропаганды
Фирмы постоянно ищут пути и способы новый эффективности своей деятельности, заменяя одно средство другим, как только выясняется, что последнее обеспечивает достижение б благоприятных экономических результатов. Многие фирмы час! сократили объем деятельности продавцов, прибегнув к торговле; телефону и "Директ мейл".

Другие - для достижения быстрейшего сбыта - увеличивают рас на стимулирование по сравнению с расходами на рекламу. Поскольку средства стимулирования взаимозаменяемы, маркетинговые функции необходимо координировать в рамках единого отдела маркетинга.
Мероприятия по стимулированию сбыта, обращены к покупателю, который уже на личном опыте ознакомился с потребительскими свойствами товара. Задача стимулирования сбыта - побудить последующим покупкам, приобретению больших партий, регулярными коммерческими связями с фирмой - продавцом.

Необходимо точно знать, на какой вид сбыта должен быть нацелен тот или иной товар.

Чтобы правильно составить рекламу того или иного товара, необходимо разработать план, а затем его реализовать.

Планирование рекламных мероприятий составляется, как правило, в трех направлениях: по конкретным мероприятиям, по "объектам" рекламы (по потенциальным потребителям) и во временном аспекте.

Процесс разработки плана рекламы включает следующие этапы:

  1. Установление целей Цели рекламы зависят от целей фирмы. Если целью фирмы является воздействие на спрос, целью рекламы может быть: информирование, убеждение или напоминание. Если целью фирмы является создание образа фирмы, то цель рекламы -корпоративная. Престижная же реклама представляет собой рекламу достоинств фирмы. Цель такой рекламы - создание среди активных и потенциальных покупателей привлекательного имиджа, реноме, выигрышного образа фирмы, который вызвал бы доверие к самой фирме и выпускаемой ею продукции. Престижная реклама подчеркивает заботу о потребителе, окружающей среде, повышении благополучия населения, выпуске высококачественных товаров. Такая реклама не навязывает готовых решений и мнений, а предоставляет покупателю право самостоятельного выбора. К специфическим средствам престижной рекламы относятся организация конференций и семинаров, общественная и благотворительная деятельность, конкурсы, юбилейные мероприятия, спонсорство, презентация, фирменный стиль и т.д.
  2. Установление ответственности. Фирма может либо сама вести рекламную деятельность, либо пользоваться услугами специализированных рекламных агентств, даже при наличии собственных подразделений; поэтому устанавливается, кто будет отвечать за рекламу.
  3. Определение бюджета. Определение бюджета рекламы устанавливается из размера общих ассигнований по видам рекламы и по средствам рекламы
  4. Разработка тем. Определив цели, задачи и рекламный бюджет, руководство должно разработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. Фирма разрабатывает рекламные темы, темы ориентации на товар и ориентации на потребителей. При ориентации на товар в рекламной деятельности надо обращать внимание на него и на его свойства. При ориентации на потребителя основное внимание следует сосредоточить на выгодности и преимуществах товара.
  5. Выбор средств рекламы. В данном случае учитывается стоимость рекламы, охват, частота и стабильность послания, степень воздействия, заполненность, срок представления и наличие бесполезной аудитории.
  6. Создание рекламных объявлений. Рекламодателю необходимо провести оценку возможных обращений. Оценивать обращения на основе их желательности, исключительности и правдоподобности.
  7. Выбор времени рекламы Реклама, проводимая с опозданием или задолго до появления товара в продаже, будет безуспешной.
  8. Анализ совместных усилий: определение успеха или неудачи.
  9. Выбор методов рекламной деятельности и оценка эффективности рекламы с учетом достижения поставленных целей. Для замеров коммуникативной и торговой эффективности исследователи пользуются несколькими методами.

Замеры коммуникативной эффективности говорят о том, сколь эффективную коммуникацию обеспечивает объявление. Какой объем продаж порождается объявлением, повысивши* уровень осведомленности о товаре на 20%, а предпочтение к марке - на 10%? Ответ на этот вопрос могут дать замеры торговой эффективности.

Расходы на рекламу в некоторых странах непрерывно нарастают, поэтому устанавливается максимальный уровень расхода на рекламу. Например, в Японии от 1,1 до 1,2% валового общественного продукта. Только в США на рекламу используют такое количество газетной бумаги, сколько ее расходуют все остальные страны мира на печать и прессу, включая рекламу.

Особенно важным решением в разработке плана рекламы для фирмы является выбор канала сообщения покупателям о своем товаре. Именно об этом мы и поговорим на следующем занятии.

Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа выполняет задание- продолжение задания по предыдущей теме. Для тех товаров, услуг, идей, которые рекламировали на прошлом занятии, учащиеся должны разработать план рекламы на своем предприятии. Каждой группе необходимо определить сначала как она будет рекламировать товар - через посредника или сама, далее ответ строится по плану разработки рекламы.

Заслушиваются ответы учащихся каждой группы (ответ учащиеся сами разбивают на несколько частей и каждый выступает).
Подводятся итоги, анализ ответов, даются рекомендации.
Подводятся итоги занятия.


Занятие № 3. Тема: «Способы распространения рекламы».

Тип занятия: комбинированное.

Цель: формирование интереса у учащихся к экономике, ориентация на экономический профиль.

Задачи:

  1. Использовать теоретический материал прошлых занятий применительно к данной теме,
  2. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы и работы в мини- группах,
  3. Заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор,
  2. Презентация о способах распространения рекламы (приложение ),
  3. Карточки с заданиями для работы в мини- группах,

План занятия:
Организационный момент.
Изучение нового материала.(рассказ учителя с использованием презентации о способах распространения рекламы).
Закрепление изученного материала (работа в мини- группах).
Заслушивание учащихся в каждой мини- группе, оценка результатов.
Выводы, итог занятия.

Ход занятия:

Изучение нового материала:
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии мы будем использовать теоретические знания, которые получили на предыдущих занятиях. А именно, мы будем использовать функции рекламы, ее черты, виды и цели рекламы. Ваша задача внимательно просмотреть материал по новой теме, отметить в тетрадях самое важное и поработать в группах по 3 человека. Итогом нашего урока будет заслушивание ответов каждого из вас.

Итак, тема занятия: «Способы распространения рекламы».

  • Как вы думаете, что это такое?
  • Каким способом можно распространить рекламное обращение?
  • Теперь попробуем все эти способы упорядочить и привести в систему.

Способы распространения рекламы:

  • Прямая реклама
  • Реклама в прессе
  • Реклама внутри магазинов
  • Наружная реклама

Рассмотрим подробнее каждый из них:

Прямая реклама: 
Это реклама, которая рассылается по почте или вручается лично. Это реклама для предприятий, фирм, частных лиц.

  • Преимущества: гибкость, избирательность аудитории, отсутствие рекламы конкурентов в отправлении, личностный характер.
  • Недостаток: высокая стоимость

Печатная реклама:
Это различного рода печатные материалы: буклеты, листовки, плакаты, календари, открытки, проспекты, каталоги.

  • Буклет - это печатный вид рекламы, который оформляется на одном складывающимся втрое листе. Информация о товаре, услуге, идее печатается снаружи и внутри.
  • Листовка - это вид печатной рекламы, выполненный на одном листе с одной стороны, малого формата. Ее цель – информировать.
  • Плакат - это крупногабаритная печатная реклама, печатается на одной стороне, имеет информационную функцию, предназначена для привлечения внимания и сообщения минимума информации. Ее цель напомнить или информировать.
  • Проспект - это вид печатной рекламы, оформленный в виде нескольких красочных листов с описанием товара. Цель – информировать.
  • Каталог - это вид печатной рекламы, оформленный на нескольких листах, содержащих изображения товаров, их краткое описание, цены на товары, коды товаров.

▼ Преимущества: наглядность, высокое качество печати, многократность использования.
▼ Недостатки: наличие бесполезного тиража.

Реклама в прессе:
Это реклама в газетах, в журналах общего назначения и в специализированных журналах.

  • Преимущества: своевременность, гибкость, широкий охват местного рынка, широкое принятие и признание, высокая достоверность.
  • Недостатки: низкое качество воспроизведения- черно-белое исполнение, кратковременность существования, незначительное число вторичных читателей.

Реклама внутри магазина:
Это реклама на листовках, расположенных в стойках, реклама –раскладка товаров на витринах, плакаты на стенах внутри магазинов.

  • Преимущества: наглядность, высокое качество печати, многократность использования.
  • Недостатки: наличие бесполезного тиража, использование только внутри помещения.

Наружная реклама:

Данный вид рекламы мы рассмотрим на примере нашего города Черногорска. Сделаем небольшую экскурсию по нашему городу, не выходя из класса.

Эта реклама подразделяется на виды:

  • рекламные щиты – билборд – это крупные щиты, расположенные на стене зданий
  • брандмауэр – крупногабаритная реклама, щиты, расположенные на глухой стене зданий 
  • плакаты в витринах магазинов 
  • крупногоабаритные плакаты – реклама, располагаемая вдоль автотранспортных линий 
  • рекламные стойки, указатели 
  • световые плафоны, светящиеся изнутри, короба, призмавижен – реклама, светящаяся изнутри, вращающаяся или поворачивающаяся 
  • неоновая реклама – выполена из специальных трубок, заполенная газом, который дает свечение разного цвета 
  • реклама на транспорте (слайд),
  • вывески над входом и их оформление. К рекламе входа относится не только вывеска, но и его оформление- цветы, перила, лестница, декорация. Вывески подразделяются на плоские и объемные – буквы имеют толщину. 

▼ Преимущества: наглядность, высокое качество исполнения, многократность использования.
▼ Недостатки: большие расходы.

Закрепление нового материала:

А теперь давайте выполним задание на один из видов печатной рекламы. Учащиеся разбиваются на мини- группы по 3 человека,

В каждой группе во время работы идет обсуждение, помощь друг другу. При ответах каждый учащийся защищается сам.

Каждой группе выдается карточка с заданиями – ходом ответа. Каждый учащийся выбирает со стола разложенные на нем печатные материалы – листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари, газеты, журналы (что- то одно).

Задания:

  1. Какой вид распространения рекламы представляет ваша группа?
  2. Какие функции она выполняет?
  3. Какие преимущества у данного вида рекламы?
  4. Какие недостатки?
  5. Какая информация представлена в данном виде распространения рекламы?
  6. Для кого предназначена эта реклама?
  7. Где размещается такая реклама?

Заслушивается ответ каждого учащегося.

Вопросы для учащихся по уроку:

  • какие виды рекламы вам запомнились?
  • как вы думаете, почему?
  • каким способом удобнее подать объявление о поиске работы? О товаре? О новинке? О новых возможностях тарифных планов?

Подводятся итоги занятия.

Выводы:

  • Занятие повышает интерес изучения темы «Реклама и ее способы распространения»
  • Результаты занятия необходимы для дальнейших работ учащихся
  • Учащиеся не просто оценивают рекламный продукт, но и находят и отмечают преимущества и недостатки
  • Делаются выводы о назначении каждого из способов распространения рекламы.

Занятие № 4. Тема: Печатная реклама. Радио - и экранная реклама. Наружная реклама.

Цель: Ориентация учащихся на выполнение практического задания на компьютере, подготовка к выполнению проекта.

Задачи:

  1. подготовить учащихся к выполнению проектов по рекламе товара, услуги, идеи.
  2. дать характеристику рекламного продукта и план ответа при защите проекта.
  3. прививать эстетическое мировоззрение и оформление своих работ.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа учащихся с учителем.
  3. Рассказ учителя.
  4. Работа в группах.
  5. Итог занятия.

Ход занятия:

Беседа учащихся с учителем.
- Сегодня, ребята, мы рассмотрим более подробно оформительскую сторону разработки плана рекламы. Как вы считаете, что такое оформление? (ответы учеников…)
- Представим сейчас себя художниками и возьмем то задание, которое вы выполняли на прошлом уроке. Вам необходимо придумать, каким образом вы будете представлять данную информацию потребителю: с помощью печатной рекламы, с помощью газет, радио, телевидения или же с помощью наружной рекламы. Подумайте сейчас.
Затем ребята отвечают на вопрос (давать рекламу по радио, в газете, печатать на листовках, составлять буклет, каталог, проспект, щиты, крупногабаритные плакаты).
- Почему вы выбрали именно этот способ распространения рекламного сообщения?
- Изменится ли ваш выбор при реализации рекламы на компьютере? (ответы учащихся…)
- Вы можете выбрать один или несколько способов представления и распространения рекламы и сейчас определитесь, какие вы выберите для работы на компьютере.
- А теперь давайте поговорим об оформлении. В первую очередь мы определим способ распространения, затем содержательную сторону, то есть о чем идет речь? После этого в соответствии с текстом, который вы можете дома отредактировать и изменить, подберем рисунки, картинки, узоры, если это необходимо, подберем фон. Теперь подумаем о композиции: что где расположено? После этого продумайте, какой у вас будет размер текста, шрифта, качество печати, а содержательную сторону мы рассмотрим немного позднее. А теперь подумайте и посмотрите на сочетание цветов. Именно на этом мы сейчас остановимся.

Рассказ учителя.

  • Красный цвет – яркий, броский, привлекает внимание, но психологически действует раздражающе.
  • Коричневый - спокойствие, уверенность.
  • Розовый – гармония, любовь, комфорт, романтизм, доброта, эмоциональность. Такой цвет не позволяет сосредоточиться, как будто « витает в розовых облаках».
  • Оранжевый, оттенки оранжевого – прогресс, уверенность.
  • Желтый – справедливость, мудрость, интеллектуальность, оптимизм.
  • Золотой – символ высшей власти, покровительства, победы, силы.
  • Зеленый – равновесие, гармония, стабильность, сотрудничество.
  • Золотисто- зеленый – уверенность и независимость.
  • Бледно- зеленый – нежность, ранимость.
  • Желто- зеленый – великодушие, мудрость, щедрость.
  • Голубой – преодоление препятствий, постоянство, покой.
  • Бледно- голубой - вдохновение, воодушевление, чистота.
  • Темно- голубой – подавленность, пессимизм, угрюмость.
  • Фиолетовый – загадочность, изобретательство, лидерство, мудрость, уравновешенность.
  • Серый – реализм, твердость, надежность, стабильность.
  • Черный – таинственность, загадочность, власть, индивидуальность.
  • Серебряный – равновесие, стойкость, гармония, зеркальность, успокоение.

Работа в группах.
Учащиеся объединяются в группы и определяют оформительскую сторону своих рекламных сообщений.

Подводятся итоги работы, даются рекомендации и заслушиваются советы товарищей. Подводятся итоги занятия.


Занятие № 5. Тема: Составление рекламных объявлений.

Цель: Составление рекламы товара, услуги или идеи на компьютере.

Задачи:

  1. Повторить основы работы в программе составления презентаций.
  2. Заинтересовать учащихся работой над проектом.
  3. Привитие эстетического восприятия создаваемого рекламного продукта.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение основ работы в программе Power Point.
  3. Работа на компьютерах.
  4. Итог занятия.

Ход занятия:

Повторение основ работы в программе Power Point.

В начале урока учитель напоминает учащимся принципы работы в программе Power Point. Основными пунктами являются: создание, компоновка, фон слайдов, объекты WordArt, вставка картинок, работа со шрифтами.

При создании слайда или слайдов учащиеся должны использовать знания по рекламе: вид рекламы, способ передачи, функции рекламы, цель, психологическое воздействие цвета, шрифта, фона, размеров букв и картинок.

Работа на компьютерах.

После повторения учащиеся выполняют практическую работу, советуются с учителем. На этом занятии они создают только набросок, который далее будет доработан.

Подводятся итоги занятия, выводы и предложения учащиеся могут сделать по любой работе товарищей.


Занятие № 6. Тема: Рекламный слоган.

Цель: Показать варианты применения одного и того же высказывания в рекламе с использованием различных слоганов и разнообразия построения предложений.

Задачи:

  1. Использовать знания русского языка при составлении разных вариантов рекламного обращения.
  2. Изучение рекламных слоганов и стилей обращения.
  3. Измерение и анализ выразительности и запоминаемости составленных предложений, выбор окончательного варианта рекламного обращения.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя.
  3. Практическая работа учащихся.
  4. Анализ запоминаемости и выразительности вариантов обращения.
  5. Практическая работа на компьютерах.
  6. Итоги занятия.

Ход занятия:

Рассказ учителя.

Рекламный слоган - это сочетание слов в предложении, в рекламе, показывающее выразительность, запоминаемость текста.

Например: «Чистящее средство для кафеля, стекла и других поверхностей» или «Мистер Мускул». Что вам запомнилось больше? Почему?
Одно и то же предложение можно перефразировать по- разному, но при этом меняется значение слов.
Выполните практическое задание: даны слова, составьте из них одно предложение, не меняя окончаний и используя все слова.
Прибыли, общее, на, пользу, выше, ставь, прибыли.

Учащиеся составляют разнообразные варианты, анализируют их по смыслу.

Правильный ответ: «Работу на общую пользу ставь выше прибыли» (совет Генри Форда).

А теперь поговорим о рекламных стилях. Они бывают следующими:

  • мюзикл (в виде песни или мультфильма: шоколад Кэббери, детский шоколад, стиральные порошки),
  • акцентирование образа жизни (как товар вписывается в жизни), (далее учащиеся сами предлагают примеры товаров, их рекламу по телевидению):
  • зарисовка с натуры (использование товаров в привычной обстановке),
  • создание фантазийной обстановки,
  • создание настроения или образа,
  • акцент на технический или профессиональный опыт,
  • использование символического персонажа,
  • использование данных научного характера,
  • использование свидетельств в пользу товара с привлечением знаменитых людей.

Степень воздействия зависит не только от того, что сказано, но и от того, как сказано.

Попробуем придумать для рекламы своего товара несколько вариантов.

Практическая работа учащихся.

Учащиеся придумывают разные варианты обращений, используя разные стили.

Анализ запоминаемости и выразительности вариантов обращения.

Каждый учащийся предлагает аудитории заслушать свои варианты и проставить баллы от 0 до 10 в зависимости от того, понравилось ли оно или нет.

Подсчитываются баллы по каждому обращению и то, которое набрало большее количество баллов, имеет большую выразительность для аудитории.

Далее каждый учащийся просит вспомнить каждого из остальных (по отдельности) как звучало обращение. Если учащийся не запомнил, то спрашивает: «Что запомнилось?» (слово, фраза, о чем речь, эмоции, настроение и т. д.). чем большее число учащихся точно воспроизвели рекламное обращение, тем более запоминающимся оно составлено, более удачно подобраны слова, стиль, сочетание стиля и текста.

Практическая работа на компьютерах.

Учащиеся на компьютерах корректируют рекламные сообщения, вносят исправления, дорабатывают свои работы с учетом тех результатов, которые получили при изучении темы.

В конце занятия делаются общие выводы, подводятся итоги.


Занятие № 7. Тема: Международный Кодекс рекламной практики.

Цель: Знание основных статей Международного Кодекса рекламы.

Задачи:

  1. изучить правовые основы, заложенные первым документом о рекламе и ее Международной практике.
  2. продолжить развитие самостоятельных навыков изучения документов и составления конспектов, выделять главное.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя.
  3. Практическая работа.
  4. Закрепление материала.
  5. Итог занятия.

Ход занятия:

Рассказ учителя.
Рекламный бизнес за рубежом стал целой отраслью, поэтому возникла необходимость создания регулирующего отношения документа. В июне 1987 года в Париже был принят Международный Кодекс рекламы Международной торговой палатой.

Ученикам выдаются распечатки Международного Кодекса рекламы.

Задание: просмотреть Кодекс и ответить на вопросы:

  1. Для кого предназначен Международный Кодекс рекламы?
  2. Назовите основные части этого документа.
  3. О чем говорится в каждой части Международного Кодекса рекламы? (кратко ответить).
  4. Какие нормы должны отражаться в рекламе?
  5. Чья ответственность за соблюдение этих норм?
  6. Какие указываются специальные постановления в Международном Кодексе рекламы?

Практическая работа.

В соответствии с рассмотренными статьями Международного Кодекса рекламы, учащиеся должны отметить, соответствуют ли те рекламные сообщения, которые они составляли, правилам, нормам и соответствуют ли они специальным постановлениям. Если выявлены нарушения, относительно какого- то пункта, то необходимо их устранить, доработать свое рекламное сообщение.

Закрепление материала.

Самостоятельное задание: составить конспект или логическую схему Международного Кодекса рекламы. Это может быть творческая работа в виде схемы, рисунка, таблицы.

Подводятся итоги работы, по желанию учащиеся могут выступить перед аудиторией, защитив свою работу.

Подводятся итоги занятия.


Занятие № 8. Тема: Федеральный «Закон о рекламе».

Цель: Изучение правовых основ рекламы.

Задачи:

  1. изучить Федеральный Закон «О рекламе».
  2. проверить теоретические знания с помощью тестирования.
  3. закрепить полученные знания.
  4. прививать правильное представление о применении рекламы и о нарушениях в рекламе.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Самостоятельное изучение материала.
  3. Закрепление материала.
  4. Итоги занятия, выводы.

Ход занятия:

Самостоятельное изучение материала.

Учащимся выдаются распечатки Федерального Закона «О рекламе». Вместе с учителем они просматривают, конкретно изучают главы документа. (Основное внимание уделяется Главе 2 «Общие и специальные требования», законспектировать определения понятий : «ненадлежащая реклама», ее виды: недостоверная реклама, неэтичная, заведомо ложная реклама, недобросовестная реклама, скрытая реклама.).

При изучении данной главы учащиеся приводят примеры нарушений рекламного закона.

Далее изучение документа происходит по группам: каждой небольшой группе дается несколько статей, которые они изучают более подробно, а затем делают для всех доклад о прочитанном.
(Остальные главы документа изучаются таким же методом.)

Закрепление материала.

После изучения темы предлагается выполнить тест. В каждом вопросе только один правильный вариант ответа.

Тест.

1. При каком состоянии спроса происходит резкое снижение цен на товары, усиление рекламы, других методов продвижения продукта?

А) падающий спрос,
Б) отсутствие спроса,
В) чрезмерный спрос,
Г) иррациональный спрос.

2. Какой документ регулирует деятельность рекламы в России?

А) Федеральный Закон «О правах потребителей»,
Б) Федеральный Закон «О рекламе»,
В) Международный Кодекс рекламы.

3. Какая норма отражает, что рекламное послание не должно содержать утверждений или изображений, идущих в разрез с принятыми в обществе правилами пристойности?

А) честность,
Б) правдивость,
В) защита прав личности,
Г) благопристойность,
Д) обеспечение безопасности.

4. Какая норма отражает, что рекламное послание не должно изображать опасных ситуаций, действий, демонстрирующих пренебрежение опасностью?
(варианты в вопросе № 3)

5. Какая норма отражает, что рекламное послание не должно злоупотреблять доверием покупателя и не использовать его неопытность или недостаток его знаний?
(варианты ответов в вопросе № 3)

6. Какая норма отражает, что рекламное послание не должно поддерживать дискриминацию по признаку расы, пола, религии?
(варианты в вопросе № 3)

7. Реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламными товарами:

А) недобросовестная реклама,
Б) недостоверная реклама,
В) неэтичная реклама,
Г) заведомо ложная реклама,
Д) скрытая реклама.

8. Реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы?
(варианты в вопросе № 7)

9. Реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения по срокам обслуживания товаров, сроков годности, гарантийных обязательств?
(варианты в вопросе № 7)

10. Реклама, которая использует термины в превосходной степени «лучший», «только», «самый», «абсолютный», «единственный», не подтвержденные документально?
(варианты в вопросе № 7)

Выводы
Учащиеся делают самостоятельно выводы о том, какую рекламу они наблюдают по телевидению, какой она должна быть. Делаются выводы по результатам теста и по занятию.


Занятие № 9. Тема: Эффективность рекламы.

Цель: Определение эффективности рекламы.

Задачи:

  1. получить представление об эффекте рекламы и определении ее эффективности.
  2. научиться определять эффективность рекламы разными методами.
  3. продолжить развитие навыков самостоятельной работы учащихся и работы в группах.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя.
  3. Закрепление материала.
  4. Итоги занятия.

Ход занятия:

Рассказ учителя.
Воздействие рекламы выражается отношением результата, полученного от рекламы, к затраченным средствам:
результат от рекламы
Эффект рекламы = __________________
Затраты на рекламу

Действенность означает комплексное воздействие рекламы. Для выражения частичного воздействия рекламы в области экономики употребляют термин «эффективность». Об эффективности рекламы можно говорить и в связи с ее частичным воздействием, например, в области культуры, эстетики и т. д.
Действенность в конечном счете выражается в увеличении объема продаж товаров. Если реклама не сопровождается ростом продажи товаров, то ее нельзя считать действенной.

В зависимости от того, какая цель поставлена перед рекламой, можно оценивать степень ее достижения. Если цель не определена, нельзя использовать показатели оценки ее действенности.

Существуют и неэкономические показатели действенности рекламы: количество рекламных статей, полос, количество читателей, телезрителей, радиослушателей, площадь щитов для расклейки плакатов в расчете на 1000 жителей.

С развитием психологии, социологии и других наук, точными становятся и неэкономические показатели, поэтому необходимо проводить оценку действенности по двум показателям: экономическому и неэкономическому.

Практика изучения действенности рекламы показывает, что по мере увеличения расходов на рекламу, через определенное время прирост действенности снижается, то есть проявляется закон падающей эффективности рекламы.

К методам определения действенности рекламы относятся и тесты, опросы, наблюдения, статистические и математические методы.

Благодаря экспрессивному воздействию рекламы потенциальные покупатели во время опроса припоминают название фирмы- рекламодателя, называют ее товар, что составляет 60-80 % обследуемых, предпочитают данный товар другим лишь 20-25 %. Намерены купить данный товар 12-15 %. Таков обычный коммерческий эффект хорошо поставленной рекламы.

Методы оценки эффективности рекламы:

  1. тесты на узнавание.
  2. тесты на запоминание.
  3. опрос мнений и отношений.
  4. тесты на словесные ассоциации.
  5. опросы об имидже фирмы.
  6. анкетный опрос о качестве рекламного обращения.
  7. экспериментальный метод.

Экономические показатели эффективности рекламы.

Под экономической эффективностью понимается результат затрат на рекламу в стоимостном выражении.

1. Прирост товарооборота. Определяется как разница оборотов по продаже товаров после применения рекламы и товарооборота до рекламной компании. ∆Т =Q1-Q2. определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

2. Ускорение оборачиваемости товаров (в днях) под воздействием рекламы:
Т/Од = (Q2-Q1) /Сср,
где Сср- средняя стоимость товаров за период.

3. Коэффициент затрат на рекламу Эр = (Q2-Q1)*П/100*Ир, где
П- процент плановой прибыли к товарообороту,
Ир – затраты (издержки) на рекламу, руб,

4. Прирост прибыли ∆П = (Q2-Q1)*П/100.

5. Срок окупаемости затрат на рекламу Тр = Ир/ ∆ П, дни.

При определении эффективности рекламы необходимо также учитывать, какая цель была поставлена. Чем она конкретнее, тем точнее можно определить эффективность рекламы.

Закрепление материала.

Предлагается решить задачи:

  1. Найти прирост товарооборота компании, если за предыдущий месяц без применения рекламы товарооборот равен 514500 руб., а после применения рекламы через месяц 536300 руб.
  2. Найти ускорение оборачиваемости товаров из предыдущей задачи, если средняя цена товара 150 руб.
  3. Найти коэффициент затрат на рекламу по предыдущим данным, если процент плановой прибыли к товарообороту равен 2, затраты на рекламу 3400 руб.
  4. По данным в предыдущих задачах определить срок окупаемости затрат на рекламу.

Итоги занятия.

Подводятся итоги решения задач.

В книге Г. Картнера «Эффективная реклама» изложены правила рекламы:

  1. Высказывайтесь просто
  2. Высказывайтесь интересно.
  3. Высказывайтесь прямо.
  4. Высказывайтесь утвердительно.
  5. Руководствуйтесь здравым смыслом.
  6. Будьте кратким.
  7. Будьте правдивым и благопристойным.
  8. Будьте не похожим на других и оригинальным.
  9. Повторяйте наиболее важные коммерческие аргументы.
  10. Стремитесь привлечь и удержать внимание.
  11. Говорите читателю о том, что он должен сделать.
  12. Опробуйте текст и композицию объявления.
  13. Избегайте сравнений с конкурентами.
  14. Правило Штирлица (запоминается последняя фраза).
  15. Обращайте рекламу не в пустоту, а к личности.

Подводятся итоги занятия.

Синицина Елена Валерьевна17.05.2015 15170 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar