РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимоотношения преподавателя и учащегося на уроке

Взаимоотношения преподавателя и учащегося на уроке

Не секрет, что личностные человеческие качества педагога сказываются на его профессиональной преподавательской деятельности. И нередко встречается такое явление, когда педагог имеет достаточно высокий профессиональный уровень, но при этом его ученики могут получать душевные травмы, которые остаются шрамом на всю его дальнейшую жизнь.

Что я имею в виду?

Хочу, чтобы все мы вспомни ли свои годы ученичества или студенчества. Наверное, в каждом учебном заведении есть педагоги, которые являются сильными раздражителями для учащихся. Лично я вспоминаю, как в годы моего студенчества в училище преподаватель истории, будучи от природы сильной и влиятельной личностью, ставил свой предмет, чуть ли не выше специальности.

Я думаю, что позиция преподавателя, которая его ставит над учеником, может в некотором смысле обманывать самого учителя в объёме той власти, которую он имеет. Ведь не секрет, что любая власть – это сила, которой нужно мудро распоряжаться. И когда стоит вопрос о тонкой, ещё не сформировавшейся детской душе, нужно быть более осторожным, чтобы из благих намерений (передать ученику необходимые знания по предмету) мы, педагоги, не сделали хуже своим ученикам. Например, учитель может считать очень важным в рамках учебной программы свой предмет и если ученик не справляется, или не хочет должным образом заниматься по этому предмету, то учитель в этой ситуации может принимать подобное отношение на свой личный счёт. В результате этого у педагога возникает личностная неприязнь к ученику, а у ученика, соответственно, к учителю. Получается замкнутый порочный круг, который трудно разорвать пока этот ученик проходит обучение. А позже, когда может пройти несколько лет и педагог встречается с этим «плохим» учеником, но уже в совершенно иных обстоятельствах. Тут преподаватель может осознать своё неправильное отношение, которое было в прошлом, но, к сожалению, будет уже слишком поздно.

Если конкретизировать то, что я хочу сказать – то я считаю, что отношения между учителем и учеником я бы строил на взаимопонимании, где нет места крикам или оскорблениям, таким как «тупица», «неуч» и т. д. Если стремиться к идеалу, я считаю, что педагог не должен повышать голоса вообще. Кто - то может не согласиться со мной и аргументировать тем, что «дети могут сесть на голову преподавателя». Исходя из личного опыта, могу оспорить такой аргумент.

Другой аргумент может быть таким, «что я темпераментный человек и не могу сдерживать свои эмоции». Я понимаю, что эмоция – эта та энергия, с которой бывает сложно справиться, особенно женщинам (в силу физиологических способностей), но опять, же, исходя из личного опыта, могу сказать, что при правильном настрое можно свой гнев направить в правильное русло.

Третий аргумент, который я предполагаю услышать это т о, что без криков невозможно научить ребёнка, т. к. он не понимает «другого языка», а в противном случае не будет заниматься в полную силу по предмету. Тут я отвечу, что в каких рамках построены отношения между учащимся и педагогом, в таких они и будут развиваться. Если ученик привык, что если на него никто не кричит, он может и не заниматься, а занятия нужно усиливать тогда, когда начинаются крики преподавателя, значит, так оно и будет.

Но преподаватель может найти другие призывы, которые будут вдохновлять ученика заниматься по предмету. И в первую очередь, если педагог сам «горит», он сможет «зажечь» и других заниматься тем же. Ведь во все времена в ходе истории были 2 типа лидеров. Первые держали людей в страхе и через авторитарный подход заставляли людей следовать их убеждениям. Вторые могли воодушевлять людей, вселяя в них уверенность и желание творить. При авторитарном правлении учителя, его ученики могут даже достигать определённых высот, но если спросить у этого ученика что он переживает внутри себя, то от этих откровений самому учителю может стать стыдно и неприятно.

Ещё одним аргументом может защищаться кто - то говоря, что, мол, на меня в детстве кричали преподаватели и ничего, остался в живых, а если б не кричали, может дураком бы вырос. На это хочу сказать, что есть люди с разной восприимчивостью, для которых крики «как с гуся вода», а некоторых это «убивает». И это педагог должен видеть и понимать.

Кто-то может привести мне другие аргументы, но эти мысли я изложила не с целью поспорить, а с целью высказать своё субъективное мнение по вопросам педагогики, которое не является абсолютно правильным для всех и каждого. Менее всего хочу, чтобы мои мысли негативно отразились на ком-либо и кто-то из людей, выбравший нелёгкий и, зачастую неблагодарный путь педагога после этого опустил свои руки и почувствовал свою неспособность к педагогике.

В этом докладе я ставила целью помочь педагогам посмотреть на свою деятельность под другим углом, и это бы способствовало развитию их профессиональной деятельности и положительно сказалось на их продуктивности.

Правила, которые я рекомендовала бы помнить учителю:

  1. Если ученик плохо справляется с вашим предметом, прежде чем повысить голос на него, подумайте о том, что может быть ваш предмет не будет жизненной необходимостью для этого ребёнка и он забудет о нём после окончания учёбы. И поэтому, может быть не нужно, попусту сжигать лишнюю энергию, которая никому не принесёт пользы.
  2. Никогда не определяйте для себя «нелюбимых» учеников. Пусть у вас будут «любимчики» в классе, но чтобы это было не в ущерб другим ученикам.
  3. Никогда не делить детей по «статусам»: их материальное положение, их способностям или привлекательностью, но всегда видеть перед собой в первую очередь ЧЕЛОВЕКА.
  4. Постараться оставить о себе, как о человеке, хорошую память у ученика. Кто знает, может быть, вы когда-то окажетесь в статусе более низком в отношении к своему ученику.
Ковалёва Светлана Викторовна01.06.2015 8650 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar