РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование эффективных форм и методов учебной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий.

Использование эффективных форм и методов учебной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий.

Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина - математика.

Математика должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно. Необходимо создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям, компетентностно – ориентированных, информационно – коммуникативных, здоровьесберегающих.

На уроке хорошо воспринимается деятельностный и проблемно-поисковый подход. Он связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Я его стала часто использовать и такие уроки прошли очень эффективно. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики «открывали» новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Например:

На уроке математики в 6 классе тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел», ребята умеют это делать с дробями, и возникает вопрос как это сделать со смешанными числами, В ходе фронтальной беседы я подвожу учащихся к тому, что сначала надо привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю, затем отдельно сложить целые части и потом дробные. В результате мы сами формулируем правило, как складывать смешанные.

В процессе своей педагогической деятельности я работаю над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с помощью игровых моментов».

Математика – это наука, выстроенная на определенных законах, определениях, математических фактах. Иногда материал, изучаемый на уроке, трудно дается учащимся. Я провожу уроки в виде игры, в дальнейшем я задумываюсь, что надо по чаще проводить такие уроки в 5-6 классах. Это уроки путешествия, математические викторины, игры сказки, деловые, интеллектуальные и т.д., даже не смотря на нехватку времени, в погоне за программой надо находить время для таких уроков, чтобы не убивать интерес учащихся к такому сложному предмету, как математика. Игра – метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

В процессе проведения игры я стараюсь реализовывать следующие цели:

  1. Образовательная – закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры.
  2. Развивающая – умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы, развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.
  3. Воспитательная – формирование интереса к предмету, воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учебы.

Я проводила в 5 классе урок сказка «Порядок выполнения действий» , в 6 классе урок путешествия «НОД и НОК», интеллектуальная игра в 9 классе «Разложение квадратного трёхчлена на множители» . Во время таких игр учащиеся не чувствуют на себе непосредственного давления с моей стороны, могут свободно высказать свою точку зрения, продемонстрировать, не стесняясь, своё творчество. А также в игре осуществляются межпредметные связи, связь с реальной жизнью.

Широкое распространение в моей практике преподавания получили задания на тестовой основе. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляются мной с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей учащихся, уровня готовности школьников. Поэтому мною для каждого класса составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их познавательных способностей.

В настоящее время внедрение информационных технологий и компьютеризация общества требует от каждого человека грамотности на рабочем месте. Чтобы идти в ногу со временем, в обучении и воспитании использую информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет:

  1. Сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей;
  2. Эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;
  3. Индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий;
  4. Раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;
  5. Совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи.

Использование информационных технологий приводит к интенсификации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Учителю нельзя отставать от своих учеников, постоянно необходимо удерживать их внимание, как на уроке, так и прививать интерес к своему предмету, опережая обучающихся в использовании всего нового, актуального.

Я ставлю перед собой цель в дальнейшем, по возможности использовать ,как можно больше информационных технологий на уроке, с использованием мультимедийного кабинета. Но на данный момент я ребятам всегда даю сайты где можно прочитать ту или иную информацию по той или иной теме. Чтобы учащиеся привыкали во всемирной паутине искать не ГДЗ а дополнительную, интересную информацию по предмету.
Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную школу. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения.

При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.

При использовании компьютера на уроках математики:

  1. Развитие межпредметных связей математики и информатики;
  2. Формирование компьютерной грамотности;
  3. Развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
  4. Формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности учащихся;
  5. Подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании;
  6. Реализация индивидуального, личностно – ориентированного подхода.

Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Ирина Анатольевна11.08.2015 12440 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar