РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание «уважения к минувшему» на уроках литературы

Воспитание «уважения к минувшему» на уроках литературы

Автор: Алиева Галина Григорьевна

Надо ли повторять, что ценность литературы как учебной дисциплины исключительна? Воспитательная роль классического художественного текста очевидна. О чём мы с подрастающим поколением только не рассуждаем на уроках! Темы бесед диктуют программа и возрастные особенности пытливых учеников.

Однако сегодня особенно хотелось бы поговорить о том, что напрямую формирует гражданскую позицию юных россиян, их уважительное отношение к нашей прекрасной Родине.

Наиболее благодатная почва для патриотического воспитания - это уроки по памятнику древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Готовясь к ним, я долго продумываю, как донести до каждого девятиклассника литературоведческие понятия, связанные с особенностями жанра, и своеобразие эпохи, как перейти к новым этапам анализа художественного произведения и развития речи, но при этом обратить особое внимание молодых людей на мысли, обращённые автором к нам, потомкам. Отсюда и фраза А.С. Пушкина, взятая в качестве эпиграфа к уроку: « Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

На занятии мы будто поднимаемся по ступенькам познания вверх, решая образовательные и воспитательные задачи.

Слушая голос Д.С. Лихачёва в записи, задумываемся, почему «Слово…» было важно как в 12 – 13 веках, таким же важным остаётся и в наши дни, пытаемся разобраться, что значит предложение: «Слово…» стоит на челе литературы русской, украинской, белорусской», и, наконец, подходим к тезису: «Слово» обращено к будущему». Оказывается, призывая к единению русских земель, автор просит нас не совершать ошибок новгород-северского удельного князя Игоря, который отказался от общерусских походов против половцев, отправился со своим войском «за славою» и потерпел поражение. Кто-то из ребят вспомнил пословицу: «Один в поле не воин». Остальные поддержали: «Действительно, решающими в столь серьёзном деле были не только храбрость воинов князя Игоря и его талант ведения войны, но и цель сражения, и, как говорили ранее, поддержка других князей. Не нападая, а именно защищая свою землю от половцев, воины Киевской Руси бились бы более мужественно и, конечно, одержали бы победу, так как эта цель благородная».

Читая произведение, особо останавливаемся на ключевых эпизодах.

- Почему речь Святослава, обращённая к князьям, названа «золотое слово»? – на вопрос взлетает множество рук. Ученики указывают на искреннюю боль и любовь Святослава к родной земле.

- С какой целью в рассказ о походе князя Игоря автор вводит плач Ярославны? – задумчивые лица, пытливые взгляды. Ответы. Сначала робкие, затем более уверенные.

Заканчиваем тему разговора перечислением традиционных ценностей, свойственных русской женщине: преданность мужу, сопереживание, мудрость.

Беседа о талантах, рождённых на русской земле, о тех, кем мы по праву гордимся, строится на знакомстве с оперой А.П. Бородина: историей создания, постановкой на сцене Большого театра, - с репродукциями И. Голикова, В.А. Фаворского, В. Серова, Д. Моора.

Так подходим к самому важному вопросу урока:
- В чём, по-вашему, идеал автора?

Ответы звучат примерно так: «Идеал автора – единство князей, могущество Русской земли».

В завершение:
- Каким качеством обладает, по-вашему, безымянный автор?

Несомненно, автор «Слова…» - настоящий патриот, переживающий о судьбе Русской земли и своих современников.

- «Слово о полку Игореве» называют памятником. О чём нам с вами надо помнить?

О том, что Родину надо уважать и любить, о необходимости быть едиными как общность, не забывать о своих корнях.

Воспитывая «уважение к минувшему», мы, учителя, воспитываем в детях гордость за свою большую, многонациональную Родину, её давние традиции, культуру.

Алиева Галина Григорьевна25.08.2015 6350 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar