РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения

Огорелышева Наталья Николаевна

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Все это вызывает глубочайшую переориентацию школьного образования со смещением акцентов с приобретения устойчивых умений и навыков по тому или иному учебному предмету в ходе преимущественно репродуктивной деятельности учащихся на развитие у них соответствующих компетенций, на воспитание подлинно свободной личности, формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, прежде всего методов и технологий, позволяющих ученикам проявлять самостоятельность в приобретении определенных знаний и выявлении закономерностей, главным образом в ходе индивидуальной и групповой исследовательской деятельности обучающихся.

Необходимость и методическая целесообразность широкого применения исследовательской деятельности учащихся при обучении русскому языку в его эстетической функции на уроках по предметам филологического цикла в старших классах обусловлены главным образом двумя причинами:

  • во-первых, возможностью выявления экспрессивных потенций языковых единиц и приближения посредством этого к пониманию своеобразия идиостиля того или иного автора в целом, поскольку сообщение теоретических сведений данной тематики крайне непродуктивно и не привлечет должного внимания со стороны учащихся;
  • во-вторых, работа подобного характера в полной мере соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся старших классов, когда эмоциональный компонент в восприятии учебного материала уступает по значимости аналитическому, причем анализ художественного текста интереснее ученикам проводить самостоятельно, в ходе которого они должны сделать небольшое открытие в области его содержания или поэтики. Такие мини-исследования усиливают мотивационный компонент учебной деятельности, делая ее более целенаправленной и осмысленной, позволяя ученикам поверить в свои силы, ощутить свою значимость в деле науки, пусть пока и на таком невысоком уровне.

Ввиду ограниченности программного материала регулярное обращение к исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка уместнее предпринимать в рамках профильного обучения предмету – при углубленном основном курсе русского языка и на элективах. Исследовательская деятельность в таком случае может осуществляться в следующих формах:

Собственно исследовательская деятельность обучающихся – «деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы» [8]. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Развитие навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка, по наблюдениям Е.А. Житко, идет постепенно: от простых упражнений к сложным и объемным исследованиям.

1) Самостоятельная работа, открывающая большие возможности для развития поисковой позиции учащихся.

Как отмечает ученый, «дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, а выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи» [8]; продуктивными приемами работы над художественными текстами, применяемыми в качестве дидактических материалов по русскому языку, здесь являются следующие:

а) обнаружение в тексте «образных» слов;

б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: «Какую картину ты представляешь себе?»;

г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.

2) Составление разного типа конспектов (селективных, смешанных, монографических, сводных или обзорных), что способствует развитию вербального мышления, совершенствованию навыков аудирования, рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности;

3) Языковой анализ текста, в ходе которого школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле; примером подобной самостоятельной работы может служить мини-исследование по рассказу И. А. Бунина «Косцы» (автор – учитель О. А. Петрова [22]), в рамках которого учащиеся выписывают из текста тропы, связанные с языковой передачей звуков, чувств, красок и запахов;

4) Самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов с опорой на дополнительные источники, их рецензирование (исследовательской самостоятельности учащихся здесь невелика), например, на такие темы, как «Пластические образы в поэзии А. Ахматовой», «Цветопись в поэзии С. Есенина» и др.;

5) Углубленная и специальным образом организованная исследовательская деятельность учащихся в рамках отдельных элективов: по стилистике деловой речи (см., например, методические разработки О. В. Кругловой [14], О. С. Преликовой [26]).

Особый интерес, по мнению Ж.А. Коцаревой, представляют занятия на спецкурсах (элективных, факультативных), посвященных изучению единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения содержания, поскольку эстетическая функция родного языка более полноценно раскрывается перед обучающимися в процессе поэтапного обучения, где изучаются следующие аспекты:

  • звуковые образные средства языка (фонетическая система);
  • изобразительные возможности средств письма (текст, орфография, пунктуация);
  • изобразительные ресурсы русского словообразования (внутренняя форма слова);
  • лексическое богатство русского языка (тропы, фигуры);
  • морфологические средства выразительности русской речи (экспрессия);
  • синтаксическое богатство русского языка.

При этом, по мнению автора, формы и методы проведения элективных курсов подобной направленности весьма разнообразны:

а) «В творческой лаборатории писателя» (сопоставительный анализ черновых вариантов рукописи и окончательного текста);

б) «Сочиняем сами» (литературное творчество);

в) «Глазами режиссёра» (занятия, на которых идёт работа над выразительным чтением художественных текстов);

г) «Содружество искусств» (цикл занятий, на которых рассматривают произведения литературного творчества в сравнении с произведениями других видов искусств, например, М. Ю. Лермонтов «Сосна» и И. Шишкин «На севере диком»).

Несколько иной характер имеет проектная деятельность обучающихся – «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учеников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [31, с. 536]. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Вслед за В. А. Лебедевой, перечислим основные разновидности проектов применительно к урокам русского языка и изучаемой нами проблеме:

  1. практико-ориентированный проект. Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта; так, например, результатом разработки темы «Жаргонизмы в речи современных школьников и ее стилистические особенности» может быть подборка материалов «Школьный жаргон начала XXI века» или составление словаря школьных жаргонизмов;
  2. исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; основной задачей здесь становится выявление проблем, с одной стороны, связанных с изучением русского языка и литературы, а с другой стороны, близких и понятных учащимся. В качестве примера можно привести проектную работу, описанную в статье Р. П. Журбиной [9], на тему «Средства выразительности в художественном и учебно-научном текстах»; цель проекта заключается в исследовании и анализе средств выразительности речи в художественных и учебно-научных текстах. Учащиеся при этом могут быть разделены на три группы, каждая из которых получает индивидуальное задание. Первая группа работает со средствами выразительности в художественных текстах; вторая – с учебниками по биологии; третья – с учебниками по физике. В соответствии с заданием каждая группа разрабатывает свой план, который учитель может отредактировать или предложить уже в готовом виде. План должен быть представлен на специальной карте (набран на компьютере, оформлен по усмотрению учащихся и выведен на печать). В этом случае педагог должен обратить внимание на четкость его проработки, последовательность этапов планируемой учащимися работы, креативность оформления;
  3. информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет). К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач»;
  4. творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы); например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде театральной постановки.
  5. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Как правило, результаты такого самостоятельного исследования (например, на тему «Духовные истоки русского языка») оформляются в виде развернутого доклада, портфолио и т. п. с целью представления их на различных олимпиадах и конкурсах. Данная работа, несмотря на объемность и трудоемкость, не требует больших ресурсов и затрат (как, например, проведение анкетирования с целью выявления особенностей речевого поведения тех или иных социальных групп), а оформление предполагает наличие творческого подхода со стороны ее автора.

Все рассмотренные выше формы исследовательской деятельности учащихся по русскому языку предусматривают совершенно новую ступень развития субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися. Как отмечает в этой связи И. С. Бухтенкова, «в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя» [3, с. 8-9]. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности, что сказывается на повышении ощущения собственной значимости учащегося как субъекта образования, а, следовательно, усиления мотивационного компонента его деятельности в целом.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, большие возможности для применения которой предоставляет профильное обучение в старших классах, играет важную роль в освоении русского языка в его эстетической функции. Исследовательская работа, нацеленная на изучение изобразительно-выразительных ресурсов современного русского языка, встречающихся в речи определенных социальных групп (например, жаргонизмов в речи школьников) или в произведениях определенного автора, может осуществляться в различных формах: в форме собственно исследовательской деятельности (от отдельных самостоятельных наблюдений до систематичной работы в рамках элективного или факультативного курса по предмету), в форме проектной деятельности (когда над общим проектом учащиеся работают одновременно, распределял отдельные задания по группам) и проектно-исследовательской деятельности учеников индивидуального характера, что, помимо расширения представления об экспрессивных возможностях различных языковых единиц и своеобразии идиостиля тех или иных поэтов, писателей, драматургов, коренным образом меняет позицию современного школьника, превращая из объекта в субъект обучения, усиливая тем самым мотивационный компонент его деятельности и повышая познавательный интерес к учебному материалу.

Огорелышева Наталья Николаевна24.09.2016 1830 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar