РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дистанционный урок по теме "Блок-схемы алгоритмов"

Дистанционный урок по теме Блок-схемы алгоритмов

Дранкин Максим Александрович
учитель информатики 
МАОУ «Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д.» 
Класс: 9

Урок необычен тем, что проводится не в классе, а дистанционно. Форма проведения занятий позволяет реализовать иные способы работы с учебным материалом. Прежде всего это совместная работа обучающихся с документами. Использование сетевых документов google-офиса помимо групповой работы позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Необычный способ изучения материала делают урок интересным, познавательным и насыщенным.

Тема урока: Блок – схемы алгоритмов.

Цель урока: научить применять блок-схемы алгоритмов для решения задач.

Задачи:

  • обучающие
    • рассмотреть основные виды блок-схем
    • научить составлять алгоритмы решения задач
    • показать способы решения задач с помощью блок-схем.
    • показать возможности сетевого офиса для организации материала
  • развивающие
    • развивать логическое мышление, память, умения выделять главное в изучаемом материале;
    • развивать алгоритмического мышления через составление блок-схем;
    • воспитывать информационную культуру через различные способы представления информации;
  • воспитательные
    • развивать информационно-коммуникационную компетентность обучающихся
    • воспитывать культуру речи учащихся;
    • информационную культуру школьника;
    • познавательную потребность, интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные:
    • понимать запись алгоритмов в виде блок-схем, составлять блок-схемы линейных и нелинейных алгоритмов решения задач.
  • Метапредметные:

а) познавательные УУД:

  • развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;
  • извлекать знания из различных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений);
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

б) коммуникативные УУД:

  • учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
  • взаимодействовать друг с другом (слушать, сравнивать и оценивать ответы других)

в) регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной задачи;
  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
  • Личностные:
    • формировать умение рефлексивной самооценки, умение анализировать свои действия, управлять ими;
    • прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: видеоконференция

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, Интернет, google-презентация

Дидактические материалы: файлы-заготовки, видеофрагмент «Суперфизкультминутка».

Предварительная подготовка: учащиеся регистрируются в google и изучают основы работы с сервисом видеоконференций HanGauts.

Литература:

  1. УМК: Семакин И. Г. и др. «Информатика и ИКТ» 9 класс.

Содержание и структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, в мин

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1

Приветствую учащихся, создаю эмоциональный настрой.

Прошу вас открыть презентацию, ссылка на которую в чате, и выполнять все действия вместе со мной.

Слайд 1

Эмоционально настраиваются на урок, открывают презентацию. Отвечают на вопрос: «Потому, что алгоритм - это последовательность действий, которая приводит к конечному результату.

 

II. Постановка цели урока

Цель этапа: создание ситуации для формулировки цели урока

4

Позвольте начать занятие со следующего стихотворения:

Откуда я пришел, не знаю...

Не знаю я, куда уйду,

Когда победно отблистаю

В моем сверкающем саду.

Видно, что в этом отрывке автор выражает свои мысли о неопределенности жизни.

А вот еще одно высказывание известного философа «Неопределенных или опасных событий в жизни надо избегать или страшиться» в котором он предостерегает нас от необдуманных, случайных действий.

Другими словами, действия человека, желающего достичь цели, должны быть продуманы и четко изложены.

Слайд 2

Следующее высказывание известной американской журналистки, политика Кэтрин Энн раздвигает границы упорядоченности действий на всю Вселенную

«Во вселенной есть порядок во всем: в движении звезд, планет, смене сезонов, но человеческая жизнь — это полный хаос, все вынуждены думать о своих действиях и действиях других… »

Вопрос учащимся: Но как все эти высказывания связаны с информатикой? Почему мы рассматриваем их сейчас, при изучении алгоритмов?

 

 

 

От правильного выполнения действий часто зависит результат алгоритма. А наиболее удобным способом описания алгоритма решения является блок-схема.

Слайд 3

Среди программистов известна поговорка: «Не бейся лбом об стену, а создай …»

Итак, тема нашего урока…

А теперь, зная, что блок-схема служит для описания алгоритма, давайте сформулируем цель урока:

Научиться…

Отвечают: Блок- схемы алгоритма

 

Отвечают: составлять блок- схему алгоритма решения задачи

 

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

3

Слайд 4

Ребята, наше занятие состоит из трех взаимосвязанных частей:

знаю – учусь - применяю

Как вы уже догадались, в первой части нам нужно применить имеющиеся знания к решению задач. Начнем мы с проверки домашнего задания, но немного в необычном виде.

Перейдите к Google Drive в левой части окна. Откройте файл «Алгоритм и его свойства» Давайте поступим так: Настя займется сборкой определения из блоков, а остальные напишут в комментариях свойства алгоритма. Итак, приступайте к заданию. Если есть вопросы, задавайте в чате.

Ребята, посмотрим, как вы справились. Настя, прочитай определение алгоритма.

«Собирают» определение алгоритма из отдельных слов, описывают свойства алгоритма

 

Алгоритм и его свойства

 

 

 

 

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных понятий

 

8

Все правильно. А нужно ли нам уметь составлять алгоритмы? В следующей задаче попробуйте описать алгоритм ваших действий

Откроем файл «Чай и кофе». Кто быстрее смекнет, как решить задачу? Как поменять содержимое чашек местами и не обжечься?

Правильно, без третьей чашки не обойтись. Давайте добавим чашку. Теперь задача выглядит гораздо легче.

Попробуем решить ту же задачу, но на математическом языке. Откройте следующий файл «Собери алгоритм» Известно, что переменные a и b имеют некоторые числовые значения. Нужно поменять местами значения этих переменных. 

Я прошу Ильнура расставить блоки в правильном порядке, а остальных помочь ему в этом, используя комментарии к документу.

Ребята, обратите внимание, что блоки имеют разную форму, а форма блока зависит от действия, которое нужно выполнить.

Основные типы блоков увидим на следующем слайде.

Слайд 5

Итак, овал, параллелограмм, ромб и прямоугольник.

Решают задачи, собирают блок- схему

 

 

 

Чай и кофе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собери алгоритм

 

 

 

 

 

 

На предыдущем уроке мы повторяли основные алгоритмические структуры. Перейдем к заданиям второй части. Прошу вас с помощью комментариев к документу указать названия алгоритмических структур.

Все справились с заданием? Молодцы, идем дальше. Теперь вы знаете, что с помощью блок схемы можно описать алгоритм решения задачи. Как вы думаете, что мы будем делать в следующей части урока?

Распознают структуру алгоритма.

Отвечают на вопрос: Составлять блок- схему

 

Узнай алгоритм

 

V. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию полученных знаний

16

Слайд 6

Правильно, мы попытаемся составить блок-схему алгоритма решения конкретной задачи. И для этого каждый из вас должен перейти по соответствующей ссылке «Узнай алгоритм».

Не забывайте, при необходимости помощи пишем в чат.

 

Распознают по предложенным блок- схемам структуру алгоритма.

Индивидуальное задание

 

 

Как вы думаете, что будем делать в следующей части урока?

Откройте файл «разработка блок- схемы» со своим именем и по плану составьте блок- схему алгоритма решения квадратного уравнения с помощью дискриминанта

Отвечают: составлять блок- схему. Выполняют индивидуально задание

 

VI. Физкультминутка

4

Слайд 7

Мы уже очень много сделали, и настало время немного отдохнуть. Проделайте гимнастику для глаз, повторяя действия из ролика. Желательно встать в это время.

Просматривают видеоролик, выполняют гимнастику для глаз

 

VII. Самоконтроль

7

Слайд 8

Итак, перейдем к третьей части урока – Проверь себя. Оказывается, блок-схемы можно применить не только для составления алгоритмов. Откройте файл «Отгадай поговорку». Попробуйте отгадать, что скрыто в блок-схемах. Ответы пишите в комментариях к документу. Давайте прочитаем, что получилось.

Разгадывают поговорки

 

Нам же осталось только выполнить тестовое задание. Прошу вас открыть файл теста и приступить к его выполнению.

Оценку за урок вы сможете увидеть в on-line журнале после того, как я проверю все задания. В качестве домашнего задания вам предстоит почувствовать себя в роли робота. Напомню, что презентация, дом. задание и остальные файлы доступны в вашем google-диске.

Выполняют тестовое задание

 

 

 

Домашнее задание

 

VIII. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1

Слайд 9

Сейчас прошу вас оценить наше занятие, записав в чат смайлик настроения.

Ребята, у вас остались вопросы?

Тогда можете выйти из конференции. Благодарю вас за внимание.

Задают вопросы, помещают в чат смайлики настроения.

 

 

Дранкин Максим Александрович27.09.2016 2180 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar