РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе "Тема Великой Отечественной войны как основа формирования патриотических идеалов в процессе реализации требований ФГОС"

«Тема Великой Отечественной войны как основа формирования патриотических идеалов в процессе реализации требований ФГОС на базе овладения УУД на уроках языка и литературы»

Многие журналисты часто задают президенту Российской Федерации вопрос о национальной идее. Ответ Владимира Владимировича Путина предельно краток и однозначен Нет никакой другой идеи, кроме патриотической.. Задача учителя, особенно учителя литературы, русского языка и истории, - рассказать своим ученикам еще и еще раз о подвигах и славе русского оружия, о любви к родине тех, кто защищал и защищает свое Отечество, прославляет его своим трудом.

Разве много читают современные дети о войне? Разве смотрят они фильмы об этих грандиозных событиях? Многие учителя ответят, что дети знают мало и читают неохотно. Поэтому воспитание патриотизма, воспитание гражданственности невозможно без обращения к истории своей Отчизны на уроках гуманитарного цикла.

Уроки литературы и русского языка – прекрасный плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны, замечательная возможность поговорить о том, что такое героизм, народный дух, смелость, любовь к Родине, долг и ответственность. Тем более, что воспитательную задачу поставили в первую очередь перед учительством новые стандарты образования. В частности, «культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения».

Поэтому в данной статье буду говорить о системе работы по теме, которая складывалась годами и с каждым новым этапом обогащалась новыми и новыми идеями.

Урок – основа основ для каждого учителя. Система тематических уроков помогает преподавателю сделать их яркими, познавательными, направленными, позволяет развивать метапредметные умения, формировать универсальные учебные действия, расширять кругозор ребенка, воспитывать его. Например, бегло, сознательно читать, составлять простой и сложный план, создавать тексты различных типов, полно или сжато в письменной и устной форме излагать материал, осуществлять выписки, работать с дополнительными источниками информации (энциклопедиями, словарями, сайтами). И это далеко не полный список универсальных учебных умений, которые формируются в процессе работы. Дети учатся слушать и слышать, составлять доклад, работать в паре или группе, вести диалог и полилог, отвечать на проблемные вопросы.

Задача учителя – воспитать думающего ученика, стремящегося к познанию, к творчеству, устремленного к совершенству.

Что же можно предложить ученикам 5-8 классов? Как сделать так, чтобы не остались они равнодушными потомками отцов и дедов своих? А сегодня уже и прадедов?
Концепция основана на проведении целого цикла уроков, которые проходят красной нитью через весь курс русского языка под общим названием «Слава русскому оружию».

Возьмем для примера 5 класс. «Синтаксис и пунктуация». Первый урок по теме о Великой Отечественной войне. Он имеет огромное значение: от того, как воспримут ученики материал, зависит будущее данного проекта.

Первый урок начинается с презентации о начале войны, о первых бомбежках, о страхе и горе, об единении всего народа…Звучит песня Г. Александрова «Священная война».

Презентацию сопровождает комментарий учителя, который работает со специально подобранными текстами и предложениями, осуществляя учебную задачу, образовательную и в то же время воспитательную. Хорошо проводить такой урок в конце изучения темы «Синтаксис и пунктуация», когда ученики владеют основными теоретическими понятиями: простое и сложное предложение, обращение, однородные члены предложения, прямая речь. Уроки получаются насыщенными, эмоциональными. По опыту могу сказать, что для многих детей среднего возраста рассказы учителя о войне становятся настоящим откровением. На таких уроках прекрасно отрабатываются учебные навыки, связанные с постановкой знаков препинания, общеучебные - ведется диалог и полилог , личностные – ребята становятся собраннее, серьезнее, активно воспринимают информацию, стремятся к познанию.

Поэтому на следующих уроках по теме «Фонетика» проводятся уже небольшие викторины, проверяются те небольшие знания, которые уже стали основой будущих творческих работ.

Вопросы предлагаются разные:

  • Знаешь ли ты день и время начала войны.
  • Назови героев войны, полководцев.
  • Знаешь ли ты города-герои. Почему их так называют.
  • Есть ли в Москве улицы, получившие наименование в честь данных событий.

Вопросов не должно быть много. Главное – увлечь ребят этой темой, дать им материал для размышлений. И презентации, и викторины-пятиминутки, и работа с текстами, и слово учителя – все это должно показать ученику, что историю своей страны надо уважать, героев своей страны надо знать, а мирное небо над головой – ценить.

Конечно, работая по теме «Фонетика», я подбираю в связи с поставленной задачей особенные примера. Так, обсуждая тему «Согласные буквы», мы разбираем слова «штаб», «солдат», «медаль», «орден», «пехота». Мы и выясняем лексическое значение слова, и рассматриваем иллюстративный материал, используя мини-презентации, обращение к сайтам Интернета (Грамота.ру., Википедия), и выполняем учебную задачу – определяем различие твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных, проводим фонетический разбор, составляем транскрипцию слов. Слова этой тематики становятся основой словарно-орфографической работы.

Тема «Лексика» дает прекрасную возможность выйти на новый уровень в формировании УУД. Учащиеся получают задание подготовить небольшой проект «Слава русскому оружию». В основу проекта должна лечь лексика военной тематики. Ученики подбирают слова, используя энциклопедии, Интернет, словари (Толковый и Орфографический), иллюстрируют свою работу, а потом выступают в начале уроков, представляя проект. Можно сказать, это первый небольшой опыт выступить с результатом своей деятельности, со своим продуктом перед аудиторией. Это начало поисковой деятельности учащихся, даже отчасти исследовательской. Цель проекта: накопление словарного запаса, расширение познавательной активности, развитие коммуникативных умений и навыков, воспитание уважения к отечественной истории. Как ни странно, но дети10-12 лет плохо представляют себе, что такое шинель, дзот, блиндаж, артиллерия. Ученики получают возможность задать вопрос выступающему. Если ребенок затрудняется ответить, мы обращаемся за помощью к классу. Все вовлечены в диалог и полилог. Всем интересно. Отклик детей на такое задание всегда, в течение 5-6 лет работы по данной концепции, положительный.

Следующий этап работы – углубленное личностное восприятие ребенком событий Великой Отечественной. Ученики получают задание провести в своих семьях опрос родителей, бабушек, дедушек, для того чтобы записать всю сохранившуюся информацию о тех, кто в годы войны взял оружие, работал в тылу или еще был ребенком, но сохранил воспоминания о тех событиях. Дети получают инструкцию о законах интервьюирования. Составляется небольшая памятка в помощь ученику:1.Фамилия. Имя. Отчество. 2. Место и год рождения. 3. Род войск. Место жизни. 4. Воспоминания. 5. Награды. 6. Судьба родственника после войны. Не случайно такое задание предлагается ученикам. Память семьи – это память страны. Какую огромную гордость испытали мы, учителя школы, и я, классный руководитель ученицы Яны Филипповской, когда она, ученица 9 класса, получила первое место в Городском конкурсе эссе «Моя семья в летописи Великой Отечественной» и была награждена поездкой на Поезде памяти в город Брест. Словами эссе Яны открывался Городской конкурс и в 2015 году. Тема осталась прежней. И это прекрасно.

Общение с родными, познание своих истоков - это то важное, что должно связывать школу и семью, делать учебный процесс индивидуализированным. В 2014-2015 учебном году еще одна ученица, Прокопенко Полина, стала победителем Окружного конкурса «История моей семьи в истории моей страны». Нельзя было без слез слушать Полину. Столько чувств и эмоций было вложено в рассказ о своей семье в создание ролика о прадедушке. Спасибо нашим ученикам.

Ученики 5-8 классов открывают для себя новые страницы истории своей семьи. Они с удовольствием делятся итогами поиска. Они готовы рассказать обо всем, что узнали. И результатом их деятельности, а это, конечно, деятельностный подход в обучении, становится создание сочинения . Обучение написанию сочинения – сложный этап в работе учителя. Но в данной ситуации дети мотивированы на создание творческой работы, и они впитывают сложный теоретический материал, стараются осознать законы написания сочинения. Работы получаются разными. И учитель проводит комментарий творческих работ, причем очень бережно, аккуратно, так, чтобы не обидеть автора, не вспугнуть его творческий порыв. Но ошибки, речевые, грамматические, исправлены на дополнительных занятиях, сочинения отредактированы, и на Уроке мужества (это может быть урок русского языка или литературы) мы слушаем рассказы ребят, рассматриваем фотографии, удачные предложения оцениваем. Конечно, перед чтением можно предложить алгоритм выразительного чтения.

Мы учимся на уроках создавать тексты, слушать, комментировать, оценивать, концентрировать внимание, понимать сказанное, взаимодействовать в различных формах деятельности. Это важнейшие метапредметные умения.

Конкурс сочинений показал, что ученикам интересна эта тема, она актуальна. Лучшие работы могут представлять гимназию на различные конкурсы города о округа. Так, в 2014-2015 учебном году лауреатами конкурса «Литературное открытие», который был организован Институтом Гуманитарного образования и информационных технологий, стали два ученика гимназии – ученики 8 класса. Кто, как ни мы, учителя литературы и русского языка, должны говорить с ребятами о патриотизме, чести, милосердии, о Родине. Если вести такой диалог, будет и результат.

Следующий этап работы – это знакомство с литературой о Великой Отечественной войне на уроках внеклассного чтения. Безусловно, главный урок в этом ряду – урок поэзии «Памяти павших». Он всегда проходит в торжественной атмосфере соучастия и сопереживания. Дети читают стихи К.Симонова, С. Орлова, О.Берггольц, Р.Рождественского и других поэтов. Звучат песни Великой Отечественной. Не может остаться безразличным ребенок после эмоционального потрясения, которое испытывает он во время слушания самых замечательных образцов военной поэзии. Навыки выразительного чтения отрабатываются, несомненно, на предшествующих уроках. Учитель вновь и вновь отрабатывает алгоритм выразительного художественного чтения. Ярким выступлением в преддверии 70-летия Победы стало представление стихотворения Р.Гамзатова «Журавли» на одном из таких уроков под тихую мелодию Яна Френкеля ученицей 5 класса. Затаив дыхание слушали ученицу одноклассники.

Программа по литературе построена так, чтобы учащиеся обязательно познакомились с лучшими книгами о войне. Это повесть В.Распутина «Уроки французского» в 6 классе, поэма А.Твардовского «Василий Тёркин» в 7 классе. Однако, по мнению многих учителей, этот список слишком короток. В современной школе надо говорить о войне, говорить об исторических реалиях, говорить о подвиге народа. Уроки внеклассного чтения – вот опора данной концепции. Можно предложить следующее распределение уроков: в 5 классе – повесть В.Катаева «Сын полка», в 6 классе – повесть И.Богомолова «Иван», в 7 классе – повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие», в 8 классе – повесть Э.Казакевича «Звезда», а в 9 классе – повесть В.Быкова «Альпийская баллада». Каждый подготовленный урок по произведениям русских писателей – это и урок мужества, и урок истории, и урок милосердия. Конечно, это уроки формирования устойчивых универсальных учебных действий.

Ученики выступают, подготовив сообщения, презентации о судьбе писателей, о книге, о героях. Такие уроки предусматривают и работу с электронными средствами, и работу по формированию коммуникативных умений, и работу поискового характера, часто исследовательского плана, и работу в паре и группе, и работу души, совершенствующую человека и воспитывающего его. Огромная роль возложена на учителя. Учитель, безусловно, это и организатор, и вдохновитель всего процесса, он своим примером, своим устремлением ведет учеников вперед и вперед. И тогда удается вовлечь в диалог и полилог практически всех ребят.

На уроках по произведениям военной литературы рекомендуется проводить викторины на знание текста, беседы по прочитанным эпизодам, создавать проблемные ситуации при обсуждении поступков героев, прибегать к выразительному чтению, инсцинированию. Очень интересен прием «Открытый микрофон», в основе которого лежит проявление личностной позиции, ведь ученик должен обратиться к классу самостоятельно, по зову души и сформулировать свою позицию по проблемному вопросу. Такой прием активизирует мыслительную деятельность, создает прецедент, не тебя «спрашивают», а ты сам «выступаешь». Интересна еще одна форма работы на уроках литературы и, конечно, на уроках мужества. Учитель предлагает подготовить рассказ от имени героя, используя различные инструменты: выразительность (напоминаем алгоритм выразительного чтения и выступления), мимику, артистизм, умение ощутить переживания героя. Часто на уроках по произведениям военной тематики я использую и такие задания: интервью с писателем, чтение по ролям, вопрос одноклассникам, сравнение эпизодов литературного произведения с их воплощением в киноверсии, продолжение эпизода.

Вот пример интерактивной игры по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», которую ребята провели под руководством учителей литературы, истории, ОБЖ в 7 классе. Группа историков подготовила информацию о зенитных войсках, о Карелии, тех местах, где происходили события в повести. «Литераторы» представили героинь. Пятеро учениц от имени персонажей рассказали о судьбе погибших девушек, о том, как могла бы сложиться их жизнь, если бы не война. «Искусствоведы» проанализировали некоторые эпизоды произведения и кинофильма, снятого по мотивам повести Б.Васильева, рассказали о съемках, об актерах, о причинах необыкновенной популярности фильма Станислава Ростоцкого в нашей стране и за рубежом. Группа под руководством учителя ОБЖ, наши «военные», организовала военно-спортивные конкурсы, в которых могли поучаствовать представители нескольких команд: разобрать и собрать автомат, пройти эстафету «Болото», попасть в цель гранатой, решить кроссворд. Невозможно было не продемонстрировать и кадры кинофильма, самые пронзительные, для того чтобы еще раз сказать о мужестве и героизме советского человека.

Урок завершился написанием небольшого сочинения-эссе «Мы должны это помнить».

Комплексное формирование УУД на таких уроках очевидно.

В канун 9 Мая в нашей гимназии проходит акция «Письмо ветерану». И 5, и 7, и 9 классы – все с любовью пишут письма ветеранам, оформляют свои личные послания с благодарностью, осознавая, кто спас Землю от «черной чумы». Наши гимназисты прекрасно это понимают.

Я хочу верить, что те зерна добра и любви к Родине, которые мы стараемся бережно вырастить в душах наших детей, дадут всходы, и никогда наши ученики не встанут в ряды «пятой колонны».

Самсина Лариса Геннадиевна25.10.2016 1510 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar