РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Географические экскурсии

Географические экскурсии

Экскурсии - одно из важнейших форм организации обучения географии. Это форма организации занятий в природе, а так же на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сфере. Значение экскурсии в географии очень велико.

Знания по физической, экономической и социальной географии своей местности, получая во время экскурсии и наблюдений в природе, привлекаются для объяснений многих процессов и явлений в географической оболочки. Во время экскурсий происходит закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о явлениях для опоры при изучении теоретического материала, а так же целенаправленное изучение действительности своей местности. Работая в природе, учащиеся овладевают практическими умениями вести наблюдения, анализировать умения, наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. В педагогике выделяют школьные экскурсии учебные и совершаемые в порядке внеклассной работы.

Географические экскурсии развивают наблюдательность, любознательность, пробуждает интерес к окружающей среде, к хозяйственной жизни страны, а следовательно к географии.

Во время экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы.

Учебные экскурсии различаются по целям: изучение нового материала, обобщение и систематизация, повторение.

Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и специальной литературой, составляет план проведения экскурсии. В нем определяет:

  • полученные на уроках ЗУН закрепляются;
  • какие вырабатываются вновь;
  • какие ставятся воспитательные задачи.

Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  1. Подготовку к ней учителя.
  2. Проведение экскурсии.
  3. Оформление полученного материала.

Целесообразней проводить экскурсии, осуществляя межпредметные связи.

При подготовке к проведению экскурсии учитель должен:

  1. Выбрать район для будущей экскурсии на природу или на промышленное предприятие.
  2. Разработать содержание и маршрут экскурсии.
  3. Подготовить к экскурсии учащихся.

Подготовка учащихся к экскурсии проводится на уроке.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой:

  • вводная беседа учителя;
  • выполнение учащимися заданий по маршруту;
  • заключительная беседа.

Оформление состоит в написании отчета каждого учащегося о проделанной работе. Каждая группа учащихся выполняет задание, например: оформить стенд, на который поместить карту-схему района экскурсии и выполнить рисунки в зависимости от темы экскурсии. Экскурсию нужно строить так, чтобы каждая группа и каждый из членов группы провели самостоятельную работы по изучению отдельных составных частей экскурсионного объекта.

Применяют 2 варианта организации работы учащихся в проведении экскурсии:

  1. Все группы сначала расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учителя проводят конкретную работу.
  2. Все группы сначала идут по маршруту. На каждой остановке учитель проводит беседу; все группы пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.

Изучение промышленного предприятия ведется по следующему плану:

  1. Название предприятия и отрасль промышленности, к которой оно относится.
  2. История предприятия (время и причины возникновения на данном месте).
  3. Оценка физико- и экономико-географического положения предприятия на территории района и города.
  4. Транспортные связи; положение относительно сырьевой и топливо-энергетической баз.
  5. Специализация предприятия (основные виды выпускаемой продукции и их значение в хозяйстве края и крупного экономического района).
  6. Сырьевая и топливно-энергетическая база предприятия.
  7. Рабочие кадры предприятия; основные и инженерно-технические профессии.
  8. Технологический процесс и особенности производства.
  9. Структура предприятия и основные производственные специальности.
  10. Производственно-территориальные связи по сырью, топливу и готовой продукции.
  11. Проблемы и перспективы развития предприятия.
  12. Решение экологических проблем на предприятии.

Экскурсия на самом предприятии начинается беседой, которую проводит экскурсовод. Учитель дополняет экскурсовода. В школе после экскурсии учитель проводит заключительную беседу и дальнейший порядок работы над собранным материалом.

В экономической географии России в течении года проводится две экскурсии: производственная и сельскохозяйственная.

Экскурсии по внеклассной работе планируются на кружке или же факультативе. На такой экскурсии выставление оценки не предусматривается. Она направлена на повышение интереса к географическим наукам.

Дворцова Надежда Анатольевна14.11.2016 730 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar