РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование топонимического материала на уроках русского языка

Использование на уроках русского языка материала по топонимике существенно обогащает представления учащихся о том, как в географических названиях отражается история родного края, а также развивает межпредметные связи, способствует формированию патриотических чувств школьников.

Топонимика дает нам, словесникам, богатый материал для изучения правил орфографии, помогает развитию речи школьников, логического мышления, повышает уровень письменных работ.

При подготовке к урокам стараюсь опираться не только на подлинно научные материалы, но и на народную этимологию.

Географические названия прочнее усваиваются, если они воспринимаются не как набор звуков , а как слово с определенным значением.

Изучая, например, тему «Словообразование»,обращаемся к названиям населенных пунктов Астраханской области. Села Кривой Бузан, Забузан , Верхний Бузан образованы от названия реки Бузан; Ахтубинка, Ахтубинск от – р.Ахтуба.

Данные топонимы являются хорошим материалом для словообразовательного разбора.

При изучении раздела «Лексика» использую интересный материал о происхождении таких топонимов , как Астрахань, Красный Яр, Чистый Яр, гидронимов Волга, Алча, Берекет.

Богатый материал по топонимике дает возможность проводить интересную для детей словарно-лексическую работу.

В названиях многих сел, протоков и ериков нашли отражение названия птиц, животных, растений: Лебяжий, Сорочье, Черёмуха, Бакланье, Грачи ,Ветлянка и др.

Названия некоторых сел области образованы от имен или фамилий людей: Калинино, Марфино, Яксатово, Капустин Яр.

Итак, изучая этимологию географических названий, учащиеся не только закрепляют правила грамматики, но и знакомятся с историей родного края.

Топонимы - результат народного творчества , имеющего свои национальные и языковые особенности.

Наш край многонационален: здесь издавна живут русские, казахи, татары, калмыки, чуваши и другие народы. Поэтому местные географические названия отражают многоязычие нашей области.

Например, название села Ясын- Сокан произошло от ногайского «ясын сокан»-«пораженный молнией», Аксарайск. –« Ак – Сарай» - от татарского – «белый дворец», Грушево - наименование села произошло от казахского слова «краш»- «островок» и по-разному изменялось, получилось Грушево, с. Оля получило свое название от калмыцкого слова «топорик»( село было основано на небольшом Олинском острове , по форме напоминающем топор).

В 40-х годах XVII века на одном из рукавов Волги, реке Кмзяке, (что в переводе означает « песчаная река»), возник учуг, небольшой поселок, который назвали Камызяк. Первыми жителями села Камызяк Астраханской области были калмыки и казахи.Когда здесь впервые поселились русские жители, в районе теперешней «Косточки», маленького островка, то их казахи и калмыки называли «узеками», «комузеками», что по-русски означает «песчаный ерик». С тех пор и стали называть село Камызяк.

Данный материал используется при изучении темы «Заимствования».

Таким образом, топонимический материал даёт возможность обогащать словарный запас учащихся за счет местного языкового материала, расширять знания учащихся об истории культуры края, о происхождении названий географических объектов.

Привлечение материала о топонимах на уроках русского языка не только способствует усвоению грамматических правил, развивает наблюдательность, любознательность, повышает интерес к живому слову, но и позволяет интегрировать и углублять знания по многим предметам, прививать любовь к родному краю.

Тлеулиева Сауле Шарапиевна27.02.2017 590 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей