РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Мнемотехника. Мнемотаблицы".

Актуальность

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Цель использования метода

Цель работы с мнемотехниками:

  • развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста;
  • научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники;
  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Условия использования

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Приемы мнемотехники осваиваются обучающимися постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

 

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

 

Описание метода

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с мнемотаблицами

  1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
  2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. После перекодирования пересказываем текст с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. При этом пересказывают сами дети, прибегая к незначительной моей помощи.
  4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении основной упор делают на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка? »

Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Мнемотаблицы особенно эффективны и при разучивании стихотворений.  Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.  Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

  • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • развивает творческое познание детей.

 

Применение метода на уроке Литературное чтение. 1 класс. Работа со сказкой.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Первичное восприятие учебного материала.

- Рассмотрите таблицу. Что на ней изображено?

 

2. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы

Ответы детей. Например, девочка Машенька, лес, елочки, грибы, домик и т.д.

3. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и знаний.

Самостоятельная работа обучающихся (при необходимости помощь педагога). Отработка метода запоминания.

- Пересказываем сказку с опорой на символы.

Сказку дети пересказывают самостоятельно.

Пример. «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке ».

 

Применение метода на уроке Литературное чтение. 1 класс. Работа со стихотворением.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

1. Первичное восприятие учебного материала.

Педагог выразительно читает стихотворение, сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 

 

 

Хозяйка

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке.

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

2. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образ

Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их

значение в доступной для ребенка форме.

 

 

 

3. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и знаний.

Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок

повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены