РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методы и приемы духовно-нравственного воспитания на уроках литературы и во внеурочной деятельности

«Проектирование личностного и духовного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Работу выполнила
Сагайдак Н.А.
ГБОУ СОШ №1
с.Кинель-Черкассы

Пояснительная записка

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы православной культуры». Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) поможет развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенкиДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ.

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с детьми: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.

Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.

Класс: 4

Название модуля: «Основы православной культуры».

Тема урока: Совесть и раскаяние.

Количество часов: 1 час.

Цели урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать представление о том, что включают в себя слова «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
  • показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Методы: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, сравнение, синтез.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная работа, работа в группах, парная, индивидуальная работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация. «Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2012).

Ожидаемые учебные результаты:

  • учащиеся имеют чёткое представление о понятиях «добро» и «зло»;
  • умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам;
  • способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей.

Урок ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе «Совесть и раскаяние»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.

- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?

- Как вы понимаете смысл слова «добро»? (Всё хорошее, положительное, полезное)

- В православии «добро» - это то, что:

  • помогает росту души человека;
  • помогает другим людям;
  • радует Бога.

3. Чтение учащимся наизусть стихотворения Л. Л. Серафимовой «Какой я?»

На кого я похож? Что несу я в себе?
Я подумать решил о добре и о зле...
Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:
Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...
В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.
Извиняться уж не было времени:
Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал
Рыжий пёсик без рода, без племени.
Друг списать мне не дал! Я смиряться не стал:
«Ты не друг мне», — сказал. Взял тетрадь и списал.
Но обиделся он. Был ли я огорчён?
Посмотрел я в окно и забыл про него.
Вот звонок прозвенел. Я во двор полетел.
Там ребята играли в футбол.
Я в команду к ним встал. Все мячи отбивал...
Но звонка не слыхал на урок.
С опозданием в класс, как ракета влетел.
«Дай дневник! И садись!» Спорить я захотел.
И дневник я не дал. «Позабыл», — я сказал.
И был послан за ним я домой.
День сегодня плохой! Честно я признаю.
На душе как-то, вот, неспокойно...
Я подумать решил о добре и о зле
И услышал в ответ…..
«Зло в тебе, коль душе твоей больно!».

Учитель: Дорогие ребята! Мы попробуем помочь герою стихотворения взглянуть на себя и свои поступки со стороны, чтобы что-то понять для себя и чему-то научиться.

4. Кроссворд:

1) Чувство сильного смущения, которое испытал мальчик, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2) Чувство, испытавшие прохожие и друг, которых он несправедливо огорчил.
3) Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
4) Недоброе чувство, мысль или дело.
5) Изменение оценки, которую мальчик дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
6) Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
7) Состояние полной, высшей радости.

- Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.

Учитель читает стихотворение В.А. Смирнова.

Ангел Света — небожитель —
От печали и невзгод
В Царство Божие, хранитель,
С детства каждого ведёт.
Ангел тьмы желает мщенья —
Бог низверг с Небес его.
Бьются ангелы с рожденья
Из-за сердца твоего.

Учитель: В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой - к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас. Выберите, какие слова относятся к Ангелу света, а какие к Ангелу тьмы.

- Так отчего стало неспокойно и больно душе мальчика? (Его мучила совесть.)

- Какие чувства противоречат голосу совести? (Гнев, грех, обида).

- Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души? (Стыд, раскаяние.)

- Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев? (Радость, счастье.)

- Что является лекарством, исцеляющим душу? (Совесть, раскаяние.)

- Что такое СОВЕСТЬ? (Совесть - это голос Божий, который говорит нам, что хорошо, а что плохо.)

- Для чего нам совесть? (Чтобы отличать хорошее от плохого.)

- Можем ли мы назвать совесть нашим помощником? (Да.)

- В чём она нам помогает? (исправлять в себе отрицательные качества.)

5. Работа с портретом.

- Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех).

- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)

- Ребята, какая самая главная книга у православных? (Евангелие – показ учителем)

- Прочитайте самостоятельно на с 36-37 учебника то, что рассказывает Евангелие об апостоле Петре.

6. Проверка восприятия.

- Кто такой апостол? (ответы детей)

- Какой грех он совершил? (ответы детей)

- Что творилось с его душой? (мучился)

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть)

- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Совесть может разговаривать с человеком. Как вы думаете, о чём? (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.)

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

- Учитель: Отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Петр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.

Обратимся снова к словарю Ожегова.

«Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть – это способность человека оценить свои поступки».

- Ребята, а как работает совесть?

7. Работа по книге.

- Прочитайте, об этом на с. 37 учебника и запишите в тетрадь о том, какие важные дела совершает совесть? (Самостоятельная работа).

8. Проверка самостоятельной работы.

- Какие важные дела совершает совесть? (слайд 7)
1) Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2) « После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

- Какой можно сделать вывод из нашего разговора? Что самое главное в жизни человека? (быть в ладу со своей совестью)

- Что это значит?

  • Поступать так, как подсказывает совесть.
  • Если совершил ошибку, постараться её исправить.

- Для чего нам нужна совесть? (ответы детей)

- Можем ли мы назвать совесть нашим помощником? (ответы детей)

- В чём же она нам помогает? (ответы детей)

- Ребята, чаще прислушивайтесь к колокольчику вашей совести. В православии совесть – это голос Божий, звучащий в каждом.

9. Работа с понятием «раскаяние».

- Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести?

- Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)

- Что главное в понятии «раскаяние» в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.

Шаги раскаяния.

  • Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)
  • В чём состоит первый шаг в раскаянии?
  1. Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии?
  2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии?
  3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее).

Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.

- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

Учитель:

Найди дело, противоположное греху:

  • Украл? – Верни!
  • Солгал? – Наберись сил сказать правду.
  • Пожадничал? – Подари!
  • Сказал злое слово? – Попроси прощения.

Спешите делать ДОБРО!

- Посмотрите на экран. Перед вами картина «Раздумье». Как вы думаете, что тревожит девочку? (ответы детей)

- Какие думы печалят её? (ответы детей)

- Могут ли это быть муки совести? (ответы детей)

- С кем она может поделиться своими печалями, а может и тревогами? (ответы детей)

- У православных есть такое таинство – покаяние. Верующие люди ходят исповедоваться в храм.

Чтение детьми стихотворения о храме.

Как дерево может
Укрыть от дождя,
Так храм защищает
Пришедший народ
От жизненных бурь
И душевных невзгод!

- Православные считают, что прежде, чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирить свою гордыню, то есть спасти душу, очистить её от грехов, зла.

- Ребята, назовите самую простую молитву. (Господи, прости!)

- Скажите, ребята, когда раскаяние действительно придёт? Найдите ответ в учебнике на стр. 39. (ответы детей)

10. Закрепление.

- Ответьте, ребята, что такое совесть? (ответы детей)

- Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и бездушный? (ответы детей)

- Что такое раскаяние? (ответы детей)

- Меняет ли человека раскаяние? (ответы детей)

11. Домашнее задание.

- Сочинить стихотворение по теме «Совесть и раскаяние».
- Найти пословицы о совести и записать в тетради.

12. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Вы узнали, какое значение имеют совесть и раскаяние для человека. А какое значение имеют эти понятия для вас лично? (ответы детей)

- Давайте, ребята, послушаем и споём песню «Если добрый ты». 12 слайд.

- Ребята, спешите делать добр

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.