РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активные формы и методы работы с учащимися с ОВЗ на уроках информатики

Активные формы и методы работы с учащимися с ОВЗ на уроках информатики

Лупик Надежда Владимировна
учитель информатики
КБОУ ШДО

Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Как сделать так, чтобы наши ученики, играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и показывать высокие результаты по предмету? Как сделать так, чтобы учащемуся было комфортно, интересно и понятно на уроке? [1].

Методологической основой стандартов общего образования нового поколения является системно-деятельностный подход. Уроки в рамках данного подхода предполагают использование активных методов обучения.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (далее – АМО) – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся [2].

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования [3].

Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса [3].

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Какие АМО можно применять на уроках информатики при обучении детей в дистанционной школе?

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с учащимися разного возраста, в разных условиях, и на различных этапах урока (занятия). Некоторые примеры использования АМО представлены в данной статье.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, что способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»:

Установка

Привели голову в порядок. (Погладили, причесали себя пальчиками )

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Эффективными являются минутки создания хорошего настроения в течение урока (особенно, когда заметили, что ученик утомился, или просто для переключения внимания и расслабления) [3].

Соприкасается пальчиками одной ладошки с пальчиками другой и говорит:

  • Желаю (большой)
  • Успеха (указательный)
  • Большого (средний)
  • Во всём (безымянный)
  • И везде (мизинец)
  • Здравствуй! (вся ладошка) [3].

Также на этапе Актуализация знаний используется Приём “Шаг за шагом”.

Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г. Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Так как мы проводим уроки дистанционно и не все наши ученики могут ходить, можно использовать изображение лестницы с большим количеством ступенек и, используя интерактивную среду www.twiddla.com, можно подписывать то, что назовет ученик. Можно устроить соревнование учащегося с каким-либо виртуальным героем (которым будет управлять учитель).

Пример. Тема урока «Растровая графика». Соревнуются ученик в паре с виртуальным героем. Побеждает тот, кто сделает больше шагов. Для повышения уверенности в своих силах и возможностях – создать ситуацию успеха, когда победит учащийся [2].

 

Приём «Объяснялки»

Используется для активизации полученных ранее знаний, проверки понятийного аппарата.

Эффективно проводить с группой учащихся. При проведении занятия через скайп учитель предлагает, кто из учеников будет распознавать, о каком понятии идет речь. Остальным учащимся в личные сообщения отправляет слово или словосочетание, обозначающее определенное понятие. И ребята начинают объяснять выбранному ученику, о каком понятии идет речь, описывая его так, чтобы можно было догадаться (но не называя самого понятия). Можно предусмотреть систему штрафов (в случае, если кто-то захочет подсказать) и систему поощрений (за наиболее точное определение понятия). Если выбранный ученик успешно распознал все предложенные понятия, учитель может поставить оценку за прохождение данного этапа урока.

 

Приём “Корзина идей, понятий, имен”


Прием позволяет выяснить, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме (в случае проведения группового занятия).

Пример. Тема урока «Алгоритм». Учитель предлагает учащемуся предположить, что такое алгоритм, привести примеры алгоритмов из жизни, а также примеры действий, которые не могут считаться алгоритмом [2].

 

Приём «До-После»


Прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на первом этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся, а также на этапе рефлексии.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, понятиях, о решении задачи. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученики сравнивают содержание "До" и "После" и делают выводы.

Пример. Используя данный прием, учитель выбирает понятия, знакомые ученикам из повседневной жизни, например, компьютерные вирусы, сети, алгоритмы, растровая графика, информация и т.п. [2].

 

Стратегия “Вопросительные слова”


Учащемуся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Учитель может попросить ученика ответить на несколько из составленных вопросов.

Пример.

Вопросительные слова

  • Как?
  • Что?
  • Каким образом?
  • Какая взаимосвязь?
  • Из чего состоит?
  • Каково назначение? И т.д.
  • Основные понятия темы
  • Информация
  • Преступления
  • Закон
  • Статья
  • Категории
  • Доступ и т.д.

Примеры вопросов: Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией? Какие виды преступлений в сфере компьютерной деятельности вы знаете? и т.д. [2].

Следующий этап урока - Постановка проблемной задачи

 

Приём “Удивляй!”


Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример. Тема урока «Процессор». Заинтересовать обучающихся можно следующими фактами: что было бы, если бы процессор работал не со скоростью сотни миллионов байтов в секунду, а в привычном для человека ритме? Как часто получал бы он сигналы? Сигналы от клавиатуры он получал бы один раз в десять лет. Обработка слова «компьютер» занимала бы почти 100 лет. Перемещение указателя мыши из одного угла экрана в другой заняло бы тысячелетие [2].



Прием «Отсроченная отгадка» формирует умения анализировать и сопоставлять факты, определять противоречие, находить решение имеющимися ресурсами.

Пример. Урок «Относительная и абсолютная адресация в Excel». Учащемуся предлагается найти цену в рублях, зная курс доллара и заполнить таблицу: (таблица представлена не полностью)
курс доллара 34,40 р.
товары цена в долларах цена в рублях
Телевизор $1040,00
Монитор $129,00
Компьютер $435,00
Сканер $87,00

Действуя по алгоритму, изученному на прошлом уроке, обучающийся быстро заметит, что его вычисления неверны. Далее следует обсуждение, в чем ошибка. Учащийся делает вывод и пытается сформулировать тему урока [2].

Следующий этап урока - Изучение нового материала

Один из АМО - Метод «Пометки на полях»

Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки должны быть следующие:

  • Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями [3].

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

 

Метод презентации учебного материала «Золотой ключик»

Учитель говорит учащемуся, что информация, о которой сегодня пойдет речь на уроке, очень ценная. Пока она скрывается за дверцей, и, чтобы получить к ней доступ, ребятам надо будет найти ключик. Таким ключиком станет ответ на загадку. Далее учитель загадывает загадку. Правильный ответ записывает на доске. После этого учитель спрашивает учащегося, с чем ассоциируется у него загадка. Выслушивает ответы обучающегося. Поскольку ключик найден, можно открыть дверку к важной информации. Учитель раскрывает тему и на доске записывает (печатает) наиболее существенные моменты первого раздела, подчеркивая совпадения с ассоциациями, названными учащимся. По завершении первого раздела, требуется найти ключик к следующей комнате с ценной информацией, поэтому учитель задает вторую загадку, записывает ответ, выясняет ассоциации и раскрывает тему второго раздела, записывая ключевые моменты на доске.

Схема представления материала повторяется необходимое количество раз (по количеству разделов интерактивной лекции). Все загадки должны быть подобраны так, чтобы их ответы были ассоциативно связаны с разделами темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме, и, при наличии вопросов у учащегося, учитель дает ответы на них.

Необычная форма представления нового материала привлекает внимание учащегося. Необходимость найти ответ на загадку активизирует мыслительную деятельность. Правильный ответ на загадку «открывает» новый раздел презентации. Это интригует, привлекает внимание и повышает мотивацию к узнаванию нового. За счет включения ассоциативного мышления разделы нового материала более прочно закрепляются в памяти. Отчетливое разделение, структурирование общего потока информации обеспечивает лучшее восприятие, запоминание и последующее использование нового материала [1].

На этапе закрепления учебного материала, проверки сформированности понятий можно использовать игровые задания со словами.

 

«Слова с компьютерной начинкой»

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также те компьютерные термины, которыми они «начинены» [4].

1)

МА_ _ _ _ (транспортное средство).
КРУ_ _ _ _ (кустарник с черными несъедобными плодами).
ВЕР_ _ _ _ (точка пересечения двух лучей, образующих угол).
СТАР_ _ _ _ (воинское звание)
ГОРО_ _ _ _ (средство для узнавания настоящих принцесс)

Ответ: ШИНА.

2)

_ _ _ _ ОН (область пониженного давления в атмосфере).
_ _ _ _ОП (мифологический одноглазый великан).
ЭН_ _ _ _ОПЕДИЯ (научное справочное издание).
МОТО_ _ _ _ (транспортное средство).

Ответ: ЦИКЛ.

 

«Поиск терминов»


В приведенном тексте идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найди их [4].

 

Элементы ПК


Этот процесс орнитологи называют миграцией. (Процесс орнитологи – процессор.)
Потом они торжествовали и радовались, как дети. (Потом они торжествовали – монитор.)
Его феска не раз падала с головы. (Феска не раз – сканер.)
Река Днепр интересна тем, что на ней имеется несколько электростанций. (Днепр интересна – принтер.)
По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол. (Мы шкаф – мышка.)
Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки. (Комод ему – модем.)

Этап подведения итогов урока.

 

Метод «Наш новый компьютер»

Сущность: подведение итогов работы, определение того, что было полезным, а что оказалось бесполезным.

Форма выражения: контуры технических устройств с записями учащегося.

Что развивает: метод развивает умение осмыслить свои собственные действия, позволяет оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Пример: «Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции. Всё зачитывается [5].

Этап Постановка домашнего задания

Один из наиболее распространенных АМО, который можно использовать с учащимися нашей школы на данном этапе, баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале [6].

В результате использования АМО на уроке учащиеся сами доходят до сути изучаемого материала, решают проблемные задачи, становятся активными участниками урока.

Основная задача учителя – сопровождать учащихся на пути решения поставленных проблем.

Активные методы, которые позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

 

Упражнение для релаксации “Дирижер”

Откиньтесь на спинку стула или кресла, потянитесь, закройте глаза и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – представьте себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт [3].

Медитативно-релаксационное упражнение – «Четыре стихии» [7].
(Музыка для релаксации, 5 мин)

• Огонь. -Активно двигай руками, изображая языки пламени. Ощути энергию и тепло в своем теле.

• Вода. - Представь себе, что комната превращается в бассейн, и делай мягкие, свободные движения в «воде», следи за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти.

• Земля (если у ребенка ноги чувствительны) – Устанавливаем контакт с землей, «заземляемся» и почувствуем уверенность. Сильно давим на пол или подставку под ногами.

Можно потереть ногами пол.

Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Если ребенок не чувствует своих ног, можно «заземлиться» руками – подавить с силой руками на поверхность стола.

• Воздух. - Дышим глубже, чем обычно. Делаем глубокий вдох, а затем выдох. Представьте, что ваше тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

Старайтесь услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученик делает несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок.

Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: первый раз вы можете предложить зевать сознательно, чтобы быстрее «взбодриться»).

Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями [5].

Список использованных источников

  1. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО/ Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. (Серия «ЭТО – ТО!»)
  2. Харлова Е.В. Активные формы обучения на уроках информатики. [Электронный ресурс] / Харлова Е.В. – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/aktivnye-formy-obucheniya-na-urokakh-informatiki.html
  3. Тычинина Г.А. Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе. [Электронный ресурс] / Тычинина Г.А. – Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/03/25/aktivnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-s-ovz-v
  4. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Использование активных методов обучения на уроках информатики. [Электронный ресурс] / Интернет-библиотека учебно-методических материалов – Режим доступа: https://educontest.net/ru/220257
  6. Гавинович А. Ю. Активные методы обучения на уроках информатики. [Электронный ресурс] / Гавинович А. Ю. – Режим доступа: https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-na-urokah-informatiki-1099518.html
  7. Миколайчук О.А. Трениговое занятие с элементами тренинга: «Путь к успеху при подготовке и сдаче ГИА » для учащихся 9 класса. [Электронный ресурс] / Миколайчук О.А. – Режим доступа: https://infourok.ru/psihologicheskoe-zanyatie-s-elementami-treninga-959102.html
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.