РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Виды самостоятельных работ на уроках в начальных классах

Полученные детьми на уроке знания и умения должны быть хорошо закреплены. Прочное закрепление пройденного является одним из основных условий, обеспечивающих полноту и устойчивость приобретаемых детьми знаний и навыков. Лучший способ закрепления знаний и проверка их это самостоятельная работа.

Нельзя давать детям самостоятельно читать по учебнику о том, что излагалось на уроке, если они многого не поняли из рассказа учителя, или нельзя упражнять детей в каком-либо математическом действии, если они не усвоили, как и в каком порядке, оно производится. Поэтому первым моментом в закреплении материала должно быть воспроизведение детьми того, о чём сообщалось в беседе или о чём рассказывал учитель. Так, прежде чем начать упражнения по учебнику математики, необходимо, чтобы дети под руководством учителя самостоятельно повторили решение тех примеров, на материале которых давалось объяснение; или, например, перед самостоятельной работой по учебнику природоведения следует повторить по вопросам всё то, о чём рассказывал учитель. Особое внимание при этом должно быть обращено на слабых и средних по успеваемости учеников, так как степень усвоения ими нового материала и может быть показателем готовности класса к проведению работ по закреплению пройденного. Если при воспроизведении окажется, что дети недостаточно ясно представляют себе материал или совершенно не усвоили отдельных вопросов из него, то учителю необходимо ещё раз изложить тему урока целиком или частично, а затем снова воспроизвести с детьми сообщённые им знания.

После этого следует перейти к дальнейшему закреплению материала урока путём различных упражнений или повторения по учебнику. Первые упражнения для закрепления пройденного должны проводиться под непосредственным руководством и наблюдением учителя. При этом необходимо организовать работу так, чтобы, она охватывала весь класс, чтобы каждый ученик действительно упражнялся. На уроках у неопытного учителя это обычно не наблюдается. Например, по математике упражнения часто проводятся так: учитель предлагает детям достать тетради, вызывает одного ученика к доске, даёт пример для решения и предлагает всем его решить. Ученик у доски решает пример под руководством учителя, остальные же дети просто переписывают с доски готовое. Правильнее было бы в таком случае после объяснения нового материала и его воспроизведения детьми дать пример для самостоятельного решения всему классу и только по истечении нескольких минут работы вызвать одного из учеников к доске и провести с ним решение примера перед классом. Так же следует решить ещё два-три примера, после чего дети могут работать самостоятельно. При таком проведении первых упражнений дети не только хорошо усваивают сущность заданий, но и приобретают некоторые навыки правильной организации самостоятельной работы. Последнее особенно важно, так как упражнения и повторение по учебнику проводятся главным образом путём самостоятельной работы детей. Поэтому овладение детьми формами этой работы является непременным условием продуктивности занятий, которые проводятся учителем с целью закрепления знаний.

Некоторые самостоятельные работы очень просты, и дети легко их усваивают без каких-либо предварительных упражнений с учителем. Так, решение примеров по математике, списывание с доски или из учебника какого-либо текста, чтение лёгкого рассказа и т. д. являются понятными формами работы, не требующими особых разъяснений или первоначального их освоения под руководством учителя. Другие же формы самостоятельной работы, как, например, списывание или чтение, осложнённые заданиями, решение сложных задач, работа с контурной картой и т. д., требуют не только подробного объяснения учителя, но и обязательного проведения их под его руководством.

Например, при закреплении пройденного по учебнику, когда даётся задание самостоятельно прочитать статью и ответить на вопросы, учитель должен указать детям, что вначале необходимо прочитать вопросы, а потом уже всю статью, и только после этого найти в статье то место, где даётся ответ на первый вопрос. Прочитав это место, надо составить полный ответ на данный вопрос, после чего переходить ко второму, третьему и остальным вопросам. Этот порядок работы полезно показать детям практически, на непосредственном разборе с ними двух-трёх статей.

Перед некоторыми самостоятельными письменными работами необходимо проводить предварительную устную работу. Так, например, письменные упражнения по русскому языку в первых двух классах и наиболее сложные упражнения в III и IV классах следует сначала выполнять устно; составление письменных ответов на вопросы предваряется составлением устных ответов и т. д. В этих случаях работа детей может быть разделена на две части.

Каждая работа, которая даётся для закрепления знаний, должна соответствовать силам детей. Она должна быть не очень лёгкой и не очень трудной по отношению к уровню знаний и развитию данного класса. Работы могут быть подразделены в отношении их объёма сообразно индивидуальным особенностям и успеваемости детей; слабые ученики вначале не могут сделать столько же, сколько сильные; с другой стороны, ученикам-отличникам должна быть предоставлена возможность выполнить больше того, что требуется от всего класса.

В процессе самостоятельного выполнения упражнений или повторения по учебнику учителю необходимо внимательно следить за работой детей, направляя и поддерживая её. Не следует подавлять своим вмешательством самостоятельность детей при выполнении ими заданий, но надо во время приходить им на помощь в преодолении трудностей работы.

Если учитель замечает, что дети повторяют одну и ту же ошибку или испытывают одно и то же затруднение, то следует прервать работу и дать всему классу соответствующие указания. Особенно внимательно следует относиться к слабым ученикам. Учитель должен всемерно предупреждать их ошибки, давая дополнительные разъяснения, облегчая им в том или ином отношении задания, вооружая их различного рода справочным материалом, образцами правильно выполненных примеров.

Проводя закрепление знаний во второй половине урока, учитель должен иметь в виду, что работоспособность детей к концу урока понижается. Это обстоятельство должно быть учтено при определении не только объёма самостоятельной работы, но и при определении формы задания. Однообразные формы работы утомляют детей скорее, чем разнообразные.

Ну, а теперь приведём несколько примеров видов самостоятельных работ, которые можно применять на разных уроках.

На уроках чтения можно применять выборочное чтение, жужжащее чтение, чтение в парах, чтение на скорость, самостоятельная подготовка к выразительному чтению, деление текста на части, составление плана.

На уроках русского языка можно дать для самостоятельной работы выборочную работу, вставить пропущенные буквы или слова, определить род, число, падеж, найти ошибку.

На уроках математики не только самостоятельное решение задач и примеров, но и заполнение таблиц, решение блиц-турниров.

На уроках природоведения: подготовка докладов, деление статьи на части, составление плана статьи, нахождение ответов на вопросы, решение кроссвордов.

На всех уроках сейчас очень популярна такая работа как тестирование. По тестам можно быстрее определить уровень усвоения учащимися пройденного материала.

Однако не следует чрезмерно увлекаться введением разнообразных форм самостоятельных работ на одном и том же уроке. В течение урока можно провести не более двух-трёх различных упражнений. Иначе закрепление сообщённых детям знаний может оказаться поверхностным.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены