РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровые ситуации как одно из условий формирования интереса младших школьников к чтению

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до регулярного чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой.

В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя.

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Приёмы, которые перечислены, являются важным средством формирования мотивации обучающихся, развивают навыки правильного осознанного чтения.

  • Создание игровых ситуаций.
  • Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
  • «Диалог с автором».
  • Метод проектов
  • Технология развития критического мышления

Сегодня я хочу рассказать об игровых ситуациях на уроках литературного чтения.

Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут использоваться при приобщении младших школьников к чтению, я выделила игровые ситуации на уроках литературного чтения. Игра – привычная и желанная форма деятельности для ребенка. Объединив игру и учебный процесс, данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения. В своей деятельности я использую различные игры в практике приобщения младших школьников к чтению.

1. Чтение строчек, наоборот, по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

«Какая бывает роса на траве»

Алмазы видны траве в, полях на то, лес пойдёшь летом утро солнечное в когда. Синим и, красным и, жёлтым и- цветами разными переливаются и блестят эти алмазы все. Солнце на блестят и травы листах треугольных в собрались росы капли это что, увидишь то, такое это что, разглядишь и ближе подойдёшь когда.
Бархат как, пушист и мохнат внутри травы этой листок, его мочат не и листку по катаются капли и.
Мимо стебля проскользнёт как, увидишь не и светлый шарик как, скатится капелька то, росинкой с листок сорвёшь неосторожно когда. Кажется напитка всякого вкуснее эта росинка и, росинку выпьешь и рту ко поднесёшь потихоньку, чашечку такую сорвёшь, бывало.
Л.Н.Толстой

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

2. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Мышонок Пик.

Ребята илаксуп по екер кораблики. Тарб вырезал хи ножиком зи хытслот кусков йовонсос коры.Акнёртсес прилаживала асурап из кечопярт. На йымас большой килбарок понадобилась яаннилд мачта.
В.Бианки

Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

3. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

«Лев и собачка»

В Лондоне _____  диких зверей и за ______ брали деньгами или собаками и кошками на _______ диким зверям.
Одному _______ захотелось поглядеть ______: он ухватил на улице собачонку и принёс её в ________. Его _______ смотреть, а собачонку взяли и _____ в клетку ко льву на _______.
Собачонка поджала _______ и прижалась в угол ______. _____ подошёл к ней и ________ её. Собачонка легла на _______, подняла ________ и стала, махать ________.
Л.Н.Толстой

Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста, способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска слов возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

4. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Ночевала тучка зОлОтАя
На груди УТЁСА-великана;
Утром в путь она умчалась РАНО,
По лАзУрИ весело играя;
нО остался вЛаЖнЫй след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стОит, задумался гЛуБоКо,
И тихонько плачет он в пустыне.
М.Ю.Лермонтов

Это упражнение формирует внимание, развивает зрительную память, помогает лучше осознать прочитанное.

5. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу и расставить по порядку.

«Акула»

Наш корабль стоял на якоре но потом стал отставать.
Один мальчик сначала перегнал товарища, два мальчика.
Перед закатом солнца и побежал к пушкам.
На корабле с нами было жёлтое брюхо мёртвой акулы.
Он сорвался с места у берега Африки.
По волнам колыхалось капитан вышел на палубу.
Л.Н.Толстой

Это упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

6. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

Это упражнение формирует словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)

7. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте.

Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой Юхименко и говорит:
- Хочешь, я тебе обезьянку дам?

Я не поверил - думал, он мне сейчас штуку какую-нибудь устроит, так что искры из глаз посыплются, и скажет: вот это и есть "обезьянка". Не таковский я.
- Ладно, - говорю, - знаем.
- Нет, - говорит, - в самом деле. Живую обезьянку. Она хорошая. Её Яшкой зовут. А папа сердится.
- На кого?
- Да на нас с Яшкой. Убирай, говорит, куда знаешь. Я думаю, что к тебе всего лучше.

Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

8. Бюро находок.

Обучающимся предлагается определить героя, которому принадлежат, представленные на доске вещи.

Это упражнение способствует формированию познавательного интереса. А так же формирует умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом(Почему ты думаешь, что этот предмет принадлежит именно этому герою? Можешь ли ты подтвердить свой ответ словами из текста?)

Басни Крылова («Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Зеркало и обезьяна», «Лисица и виноград», «Стрекоза и Муравей»)

9. «Найди лишнее слово»

Скороговорка, прибаутка, пословица, рассказ.
- Присказка, зачин, пестушка, концовка.
- Рассказ, поэма, сказка, роман.

Обучающимся предлагается выбрать слово и объяснить, почему оно лишнее.

Это упражнение позволяет тренировать аналитическое мышление, формирует умение выделять общие признаки путем сравнения.(Чем оличется рассказ от скороговорки, прибаутки, пословицы?)

10. «Шифровки»

  • креанвупанвлмкузжха

1,4,8,9,12,15,18,19

  • л-ст-п-дн-ч-к

Вставьте пропущенные гласные.

Такие игровые ситуации можно использовать для определения темы урока. После того как слово будет названо, можно предложить детям поразмышлять над тем о чём будет произведение. Это упражнение формирует умение прогнозировать, какие события будут происходить в тексте, выдвигать предположения.

Заключение

Данные игровые ситуации превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки правильного, сознательного и выразительного чтения.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)

Фото: pixabay.com

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.