РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности преподавания основ пожарной безопасности в специальных (коррекционных) класса

Особенности преподавания основ пожарной безопасности в специальных (коррекционных) классах

Бохан Ирина Константиновна,
классный воспитатель
МОБУ СОШ № 16
г. Таганрога
Ростовской области

Мы работаем в классе на третьем этаже. Идёт первый урок второй смены, тишина, не слышно звонка, хотя урок уже закончен. Ребята увлечены, заканчивают письменную работу.

- Пожар! Пожар! – к нам вбегает учитель из другого класса. – Быстрее вниз!

-Так… Значит, учения будут и во второй смене, - подумали мы.

Дело в том, что в этот день в школе 6 отряд ФПС по Ростовской области проводил плановое практическое занятие по формированию умения пользоваться первичными средствами пожаротушения. В первой смене занятие прошло отлично, во дворе школы пожарные на практике показали, как разжечь огонь, объяснили, насколько это опасно, и отработали практические навыки пользования первичными средствами пожаротушения с учениками школы.

Когда мы открыли дверь в коридор и увидели, что уже третий этаж весь в дыму, ещё думали, что идут учения с возгоранием, что работают пожарные. Интересно… Дальше было не до шуток. Сигнала тревоги автоматической системы предупреждения о пожаре, пять тревожных звонков мы не слышали, но ребята поспешили к выходу, соблюдая все правила выхода из помещения. На первом этаже вовсю горело, ничего не было видно из-за дыма, дышать нечем.

К счастью, все остались живы, обошлось без жертв и имущество школы пострадало частично. Почему же возник пожар? Как случилось, что после блестяще проведённых учений буквально через час школа загорелась? Ответ был ошеломляющий – школу поджёг ученик.

Необходимо отдельно остановиться на специфике контингента, с которым мы работаем. Особенностью нашей школы является то, что в 5-9 коррекционных классах VII вида обучаются подростки разного возраста, с большим перерывом в обучении (в 5-м классе учатся дети 11 – 15 лет), они приходят из разных школ города, из детских домов, из специальной школы закрытого типа. У учащихся класса не только разный возраст, но и разный уровень развития, разный опыт социализации в различных социальных средах.

Практически все ученики школы (86%) соматически ослаблены, быстро утомляются после длительной умственной и физической нагрузки. 100% контингента с ЗПР (задержкой психического развития). Для этих детей характерны сниженный уровень познавательной деятельности и неустойчивое, непродолжительное внимание (70%), низкая работоспособность и кратковременная, механическая память (84%), дезадаптивные формы общественного поведения (90%). У подростков нарушена эмоционально-волевая сфера, затруднено общение, понимание друг друга, педагогов и родителей, доминируют установки на силовое решение проблем, приняты ценности и стандарты асоциальных слоев общества.

Такие познавательные интересные практические занятия, приемлемые для учащихся других школ, воспринимающих действия сотрудников пожарной службы адекватно, для нас обернулись серьёзным происшествием. Ученик применил на практике всё то, что видел на учении, купив специальную жидкость для розжига костра, разжёг огонь, поджёг дверь, ведущую к запасному выходу.

Особенностью учащихся с ЗПР является перенос показанного действия на практику. Но подросток увидел только действие, а осознать, обдумать последствия в силу нарушения восприятия, задержки психического развития не смог. Могло сыграть свою роль и дезадаптивное поведение, и неприятие норм общественного поведения, и желание выделиться. Практическое занятие переросло в правонарушение, за которое в результате подросток понес юридическую ответственность.

Учитывая, что в школе обучаются подростки «группы риска» из асоциальных семей, родители которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, не имеют постоянного места работы, делаем вывод, что дома подросткам никто не объясняет правила поведения при пожаре. Тем более что сами родители показывают отрицательный пример, зачастую нарушая их, и в новогодние праздники в домах наших учеников почти каждый год происходят пожары из-за небрежного отношение к огню, игнорирования требований безопасности при пользовании газом и электричеством, печным отоплением, курения в нетрезвом виде, что не раз приводило к смертельным исходам.

Эта проблема давно вышла за рамки отдельной школы или города. Практика показывает, что информацией о мерах по предотвращению пожаров и методах спасения при пожаре население не владеет. Статистика утверждает, что из 63 стран Россия занимает первое место по количеству погибших при пожарах.

Проанализировав эту ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо перестраивать свою работу, использовать новые методы, осваивать известный алгоритм современного подхода к обеспечению личной безопасности «предвидеть – предотвратить - спастись». Подросток, подготовленный теоретически и практически к возможности возникновения пожара в своем доме, школе, вероятнее всего, этого пожара не допустит. А случись беда, он сможет правильно действовать и сохранить жизнь.

В программу ОБЖ для 5-9 классов введен раздел «Пожарная безопасность», предлагается проведение целого ряда занятий, изучающих различные темы: предупреждение пожаров в доме, школе, пришкольном лагере; пожароопасность веществ и материалов; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров.

Рекомендации по проведению занятий в коррекционных классах

Отличительной чертой нашей школы от других школ города является специфика контингента, поэтому усилия всего преподавательского состава сосредоточены на разъяснительной работе по предотвращению источника возгорания. На практических занятиях не демонстрируются процессы разведения огня и ликвидации пожара. Ежемесячно учитель ОБЖ и классный воспитатель проводят профилактические беседы с записью в классном журнале.

В коррекционных классах нашей школы используется опыт работы преподавателя-организатора ОБЖ специальной (коррекционной) школы № 522 г. Санкт-Петербурга И.И.Богданова, подробно описанный в журнале «Основы безопасности жизнедеятельности» № 4 за 2008 год. Ситуативный метод наиболее приемлем для детей с задержкой психического развития, т.к. во время анализа опасных ситуаций, приведших к происшествию, развивается мыслительная деятельность подростков, вырабатываются навыки целостного и осмысленного восприятия, развиваются воссоздающее воображение, концентрированное внимание, оперативная память, формируется социально-нравственное поведение.

Учащиеся нашей школы с интересом восприняли современный бренд – символ пожарной безопасности – кота Ваську. У многих ребят есть домашние животные, к которым они относятся с любовью, проявляют заботу, поэтому этот образ им близок, понятен и интересен.

В школе создан разновозрастной отряд ДЮП (дружина юных пожарных) из учащихся 5-9 классов, которые ходят на практические занятия в пожарную службу г. Таганрога.

В работе широко используются межпредметные связи. На уроках технологии (участок деревообработки) и изобразительного искусства учащиеся делали набор разделочных досок на кухню с элементами противопожарной пропаганды, применяя элементы рекламных технологий.

Учащиеся коррекционных классов не могут показать свои способности на олимпиадах по русскому языку и математике, зато с большим удовольствием ежегодно участвуют городском конкурсе агитбригад, школьных и городских конкурсах рисунков, плакатов, поделок, имеют грамоты и благодарственные письма.


Литература
1. Головина О.В. Программа учебного модуля «Пожарная безопасность» для 5-9 классов // Основы безопасности жизнедеятельности. - № 2, 2012. – с.30-34
2. Богданов И.И. Ситуативный метод обучения на уроках ОБЖ в специальных (коррекционных) школах // Основы безопасности жизнедеятельности. - № 4, 2008. – с.38-40
3. Ратникова О., Прытков Г., Комова М. Противопожарная пропаганда: недостатки, проблемы и возможные пути их преодоления// Основы безопасности жизнедеятельности. - № 3, 2009. – с.25-32
4. Комова М. Про кота Ваську, мальчика Мишу и пожарную безопасность. Часть 1. Часть 2. // Основы безопасности жизнедеятельности. - № 1, № 2, 2008. – с.40-43, с.53-57
5. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. // Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
Бохан Ирина Константиновна28.06.2012 24930 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar