РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационная среда начальной школы как условие развития способностей учащихся.

Информационная среда начальной школы как условие развития способностей учащихся.
Информационная среда начальной школы как условие развития способностей учащихся.

Современный ребёнок живёт в информационном обществе - исторической фазе развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

После семьи школа один из важнейших компонентов жизни ребёнка. Поэтому Стандарт и предусматривает создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения (ИОС ОУ), (слайд 1) которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Таким образом, ИОС начальной школы можно представить следующим образом (слайд 2)

Для подрастающего поколения информационное общество – это прежде всего доступность огромного числа информационных ресурсов: средства коммуникации, СМИ, электронные ресурсы, Интернет, книги, газеты, журналы, листовки, реклама.

Зачастую у родителей не сформирована чёткая позиция о правильном взаимодействие ребёнка с миром информации – так как этому либо не предаётся значительного внимания либо не хватает знаний по этому вопросу. Другая проблема заключается в небезопасности информации и информационной перегрузке. Таким образом, зачастую поток информации неконтролируем, случаен, бессистемен.

Задача учителя: формировать личную ИОС и ИОС ученика.

Федеральными стандартами на ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения программы «Формирование универсальных учебных действий» и её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», работа над которыми ведётся в ходе изучения всех предметов учебного плана, а так же во внеурочной деятельности. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. ИКТ – компетентность – это способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов информационно – коммуникативных технологий в соответствие с возрастными возможностями и потребностями младшего школьника.

Если расспросить ученика начальной школы, что он знает о компьютере и Интернете, то он вам расскажет о всевозможных играх, мультфильмах и социальных сетях. Дети испытывают восторг от новой игрушки, к которой их допускают родители, удерживающей их внимание. Постепенно эта традиция укореняется, и дети переходят жить в виртуальный мир друзей и развлечений.

Учитель должен стремиться воспитать информационно грамотного ученика, обладающего умениями и навыками работы с информацией. Без этих умений современный человек не сможет реализовать себя в обществе, развить свои способности и быть успешным. Педагог, используя возможности, которые даёт ИОС ОУ и ФГОС НОО, должен, идя по пути развития личности каждого ребёнка, развития его способностей и задатков, формирования УУД, учить детей правильному, благоразумному поведению в Интернете, использованию современных технологий для развития и самореализации.


Структура ИОС начальной школы в контексте развития способностей учащихся должна рассматриваться не только как обучающая (мы не будем рассматривать электронные образовательные ресурсы, созданные для детей), но и как развивающая среда. На её основе можно выстраивать дифференцированный подход для обучения талантливых и одаренных учеников. Способ дифференциации «по продукту» - разнообразие выбора способа демонстрации полученных знаний и учений.

Возможности компьютерных программ и ресурсов сети Интернет должны использоваться учителем в следующих целях:

  1. как источник информации, которую затем учащийся должен преобразовать, например, для выполнения проектной работы.
  2. как способ оформления результатов своей деятельности, например презентации в Microsoft PowerPoint или фото-фильма в Movie Maker;
  3. как способ поделиться результатом через публикацию на сайте, блоге;
  4. для участия в сетевых интеллектуальных играх, образовательных проектах, конкурсах;
  5. для создания игровых площадок – путешествий, приключений, соревнований внутри класса, школы, города…

Считается, что большинству игр присущи следующие главные черты:

  1. Свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
  2. Творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
  3. Эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
  4. Деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.
  5. Деятельность, имеющая имитационный характер. "Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она, скорее, выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую свою собственную направленность. Даже малое дитя прекрасно знает, что оно играет лишь «как будто взаправду», что это всё «понарошку».
  6. Деятельность, обособленная от «обыденной» жизни местом действия — игровой зоной и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определённых рамках пространства и времени. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок.
  7. Наличие минимальной игровой ситуации.

В результате подобной работы в начальной школе, постепенно появляется интерес и желание выходить за пределы учебника в поисках нужной информации, формируются метапредметные УУД и навыки работы с информацией. (Приложение 1). У детей завязывается виртуальное общение, основанное на познавательных мотивах, интернет воспринимается как образовательная среда.

Приведём один пример.

Раздел: Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации.

  1. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  2. понимать информацию, представленную в неявном виде
  3. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  4. делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;


Источники:

  • Соколова Т. Информационная грамотность // Начальная школа .– 2012. – № 8 – С. 4.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. [электронный ресурс] – М. 2012. – С.40. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/593/75593
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.14.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.101.
  • Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Межрегиональное исследование "Моя безопасная сеть: интернет глазами детей и подростков России" [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.fid.su/projects/school/mysafernet/

  • Формирование ИКТ – компетенции при освоении универсальных учебных действий
  • (по книге «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.101 – 102)


При освоении личностных УУД формируется:

При освоении коммуникативных УУД формируется:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • основы правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных УУД формируется:

  • оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
  • создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.


При освоении познавательных УУД формируется:

  • поиск информации;
  • фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  • структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
  • создание простых гипермедиасообщений;
  • построение простейших моделей объектов и процессов.

При освоении коммуникативных УУД формируется:

  • обмен гипермедиасообщениями;
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Потапенко Александра Владимировна09.12.2012 40540 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar