РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровье детей и школа

Здоровье детей и школа
Здоровье детей и школа.

Значительный отрезок жизни, который подрастающий и формирующийся человек проводит в школе, позволяет решить в ней наряду с образовательными задачами ряд важных задач обеспечения безопасности жизни, формирования индивидуального здорового стиля жизни. 

Как глобальные, так и региональные пути разрешения современных проблем состояния здоровья людей требуют своего внедрения в систему школьного образования. 

Деятельность учреждения образования в обрасти укрепления здоровья школьников ориентирована в своих конечных целях на индивидуализацию, личностную ориентацию процессов обучения и воспитания. 

Необходимо формирование ответственного отношения учащегося, учителя к своему собственному здоровью, что невозможно без междисциплинарного взаимодействия различных специалистов, без принятия протокола согласования действия всех работающих в образовательном учреждении, без определения здоровья как многогранного понятия. Последнее включает в себя духовную, эмоциональную, интеллектуальную, личностную, социальную, физическую составляющие. 

Важная роль в формировании здорового образа жизни отводятся школьным курсам биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности. 

Если взять для примера школьный курс биологии, а конкретнее, курс анатомии, физиологии и гигиены человека, то именно этот курс дает научное обоснование гигиенических норм поведения, способствует формированию у учащихся убежденности и необходимости выполнения гигиенических правил. 

Так, при изучении нервной системы, необходимо подвести учащихся к мысли о том, что от состояния нервной системы зависит согласованность функций всех органов, нормальная жизнедеятельность всего организма в целом, что нервную систему нужно охранять от переутомления, что достигается при соблюдении режима дня. Помочь учащимся выработать умение спланировать режим деятельности в период повышения нагрузки: во время экзамена. 

Одно из важных направлений химического образования – разработка и внедрение здоровьесберегающего подхода в школьное образование и воспитание. 

Химия-наука о веществах, поэтому при изучении свойств необходимо останавливаться на их физиологических действиях на организм человека, развитию интереса к предмету. 

Например, в теме «Хлор» знакомим учащихся его физиологическим действием на организм:
раздражает слизистые оболочки, поражает дыхательные пути и при длительном вдыхании приводит к смерти в результате разрушения легких. Хлор – ядовитый газ. Противоядие – пострадавшего немедленно вывести на свежий воздух. Чтобы защитить дом от этого газа, нужно повесить мокрую марлю в местах его прохождения, т.к. его свойства, как ядовитого газа, теряются при контакте с водой. 

Особое внимание следует обратить на подготовку и проведение практических работ, где серьезное внимание уделяется на правила техники безопасности. Это может быть устное объяснение учителя или карты-инструкции, которые учащиеся изучают самостоятельно.
Проблему оздоровления учащихся в школе учителям помогают решать и сами учащихся- создаются разновозрастные по составу, группы учащихся, которые увлечены биологией. В результате работы в творческой группе у учащихся появляется ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих людей, состояние окружающей среды. 

Усиливается стремление к получению знаний в различных областях наук, способность анализировать полученные знания и применять их в практической деятельности для решения жизненных проблем. Такая работа выходит за рамки обычного урока. На занятиях во внеурочное время ребята учатся основам эксперимента, работе с научной литературой, обобщению и анализу результатов, способам презентации проведенной исследовательской работы, от написания и оформления докладов по разрабатываемой теме до выступлений на конференциях различного уровня. 

Например, ребята, работая в микрогруппах, изучают и прорабатывают какую-либо проблему. Например, для учащихся 6-7 классов можно предложить тему «О питании». Ребята собрали обертки с различных продуктов питания, обрабатывали полученную информацию по интернет данным Министерства пищевой промышленности и здравоохранения «Пищевые добавки, используемые в пищевой промышленности». Итог- ребята научились отличать качественные продукты от сомнительных по тем компонентам, которые входят в его состав и как правильно должен печататься состав пищевого продукта. Какие продукты можно брать смело, а какие лучше не покупать. Можно ли доверять красочной упаковке. Учащиеся 7-8 класса могут работать над проблемой «Дом, в котором я живу». Здесь они знакомятся с влиянием комнатных растений на чистоту воздуха в кабинетах школы или в комнатах дома. Также можно предложить подборку «полезных» комнатных растений и их размножение для озеленения школьных кабинетов и рекреаций. Интересны также такие мероприятия как «Традиции чаепития», «Парад овощей» и т.д. 

Также одним из важнейших методов развития творческих способностей детей, сохранение эмоционального здоровья является использование элементов театрального искусства на уроках. 

Каждый вид искусства имеет свой выразительный язык. Нельзя представить произведение литературы без слов, произведения музыки без звука и ритма, произведения живописи без цвета… Так и театр не существует без действующего актера. В какой степени элементы театрального искусства должны присутствовать на уроке? 

Театр на уроках дает большую возможность развития навыков коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все - от него. Театр развивает творческую смелость детей, их веру в свои силы. Театр на уроке – это упражнения, тренирующие память , внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом учащихся, образность мышления. Театр учит детей правильно слушать и понимать музыку, любить изобразительное искусство, сопереживать увиденному и услышанному. Эти уроки учат беречь друг друга, учат сопереживанию, уметь ценить и понимать окружающих, доброте и заботе о людях и братьях наших меньших, а все только способствует сохранению здоровья ребенка. 

Нет большей радости для учителя, чем видеть, что твой ученик – нравственная, целеустремленная личность без страха и сомнения смотрящая в будущее, личность, которая не перестает совершенствоваться и расти здоровой и успешной.
Латфуллина Р.Н.31.01.2013 19290 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar