РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика детской беспризорности

Профилактика детской беспризорности
Профилактика детской беспризорности. 


Эта тема январского педагогического совета ТОГБОУ « Жердевская школа- интернат». 

Очень много выражалось мнений по этому поводу - вот одно из них: 

Сегодня никто не оспаривает роль семьи в формировании социальной природы личности. Однако влияние семьи на растущего человека многогранно.

Не пытаясь выявить все факторы, порождающее «зло беспризорности», остановимся лишь на тех, которые зависят от родителей и которыми можно управлять. Таким фактором, составляющим одну из важнейших сторон жизни взрослых и детей, является взаимопонимание между родителями и детьми. Оно возможно только в ситуации взаимодействия друг с другом и рождает терпимость к слабостям и ошибкам как детей, так ..и взрослых. 

Однако сегодня мы все чаще наблюдаем нежелание родителей понять ребенка, его психологические особенности.
Ребенок — всегда тайна. Он состоит из сплошных дисгармоний. Сегодня сын весел, завтра ходит тучей. Управлять своим настроением не каждый может. А тут еще какие-то новые, непонятные ощущения, думается о том, о чем нельзя сказать. 

А поступки? Они никак не отвечают требованиям взрослых! А все потому, что подростку хочется все испытать, хочется, чтобы каждую минуту что-то происходило, чтобы не было скучно. Когда же он не может что-то самостоятельно осмыслить, идет к нам, взрослым. Если не оттолкнем, поможем разобраться, может быть, менее трудной станет и его, и наша жизнь. Но бывает, и довольно часто, когда взрослые не реагируют на позывные ребенка. Более того, грубо отталкивают: «Не твоего ума дело».

Вот несколько фактов. 30% учащихся начальных классов, как показал опрос, указывают на безразличие родителей к их жизни. А у подростков этот процент еще выше. 54% ребят уверены, что родители их не понимают. Вот они, кирпичики для фундамента непонимания и конфликтов. 

А потом родители удивляются: почему ребенок не любит дом, в который приходит только спать и есть? Почему ему улица, друзья дороже родителей? Да как тут не понять: дух сложившихся отношений к ребенку отталкивает его от семьи.
Если отношения родителей к ребенку характеризуются безразличием, холодностью, отсутствием общих интересов, трудно назвать внутрисемейный климат морально полноценным. В такой атмосфере ребенку душно и одиноко, а если к тому же он духовно неразвит, слаб душой, то и легче поддается дурному влиянию. 

Другая, не менее серьезная причина беспризорности - жестокость родителей. Из 100 опрошенных школьников начальных классов 36 написали, что родители бьют их за плохие отметки. Дети — мишень, на которую «сыплются шишки». Их наказывают за любой «неправильный» поступок, от них требуют точной копии родительского поведения, не считаясь с природой и индивидуальностью ребенка. Чуть что — отец берется за ремень. Жизнь в такой семье становится формой тягостного существования, она ожесточает сам дух семьи, ведет к роковым последствиям. Когда ребенок живет в атмосфере жестокости и враждебности, он учится жестокости или угодничеству. 

«Ну, наказываю, — с гордостью рассказывал отец третьеклассника, агрессивность которого стала предметом обсуждения на родительском собрании школы — С нами отцы не сюсюкались, драли как Сидоровых коз. И ничего, выросли не хуже других». «А вы знаете о том, что в школе ваш сын использует ваши же методы — грубит, на уроках мешает учителю, бьет одноклассников?» — справедливо заметили суровому папаше родители. 

Так некоторые отцы искажают характер, влияют на поступки ребенка.
И наконец, есть семьи, в которых ребенок живет в достатке, его гардероб ломится от «престижных» вещей. А ему все мало, он требует, чтобы у него был «свой» телевизор, «свой» компьютер. Отсюда -- совершенно особые отношения к родителям как к источникам удовлетворения растущих потребностей. 

Если родители «жмутся», а ребенку чего-то очень хочется, можно «добыть» самому. Как? Выбирается самый простой, но рискованный путь... Вот и получается, что одни дети бегут из дому, чтобы вырваться из нищеты, другие «с жиру бесятся». 

Конечно, формула: «во всем виновата семья» — самая простая, но не исчерпывающая именно потому, что слишком проста. Не менее существенную роль играет ближайшее внесемейное окружение, социальная среда. И все же предпосылки возникновения такого феномена, как детская беспризорность, закладываются в семье. Ни один отец или мать не просыпаются с намерением сделать своего ребенка несчастным. Тем не менее, поступают они часто вопреки своим благим намерениям, по причине безответственности, лени, по незнанию. Впрочем, даже родители «нормальных» и внешне благополучных детей испытывают огромные воспитательные затруднения в изменившихся социальных условиях. Например, желая воспитать у ребенка навыки надлежащего поведения, применяют методы наказания или ведут себя как безвольные люди. Кто научит? Кто поможет создать в семье ауру взаимопонимания, кто вооружит родителей педагогическими знаниями? Школа? Но она перестала быть непререкаемым авторитетом в воспитательном процессе. 

Здесь весьма уместно вспомнить В.А. Сухомлинского. Объясняя неудачи семейного воспитания, он подчеркивал, что доля учительской вины в этом «превосходит родительскую долю». Но ведь так и было, когда школа, учителя традиционно осуществляли помощь семье на профессиональном уровне. Тем более это важно сегодня в ситуации социальной напряженности, детской беспризорности, увеличения количества правонарушений. Отказ школы от помощи семье, воспитывающей детей, от педагогической подпитки родителей не только вреден, но и опасен. Об этом не только говорят, а буквально кричат данные о количестве детей, бросивших школу, детей с уже искаженной судьбой, страдающих от болезней и неадекватного обращения с ними родителей.
Многие учителя, несмотря на собственные материальные и иные проблемы, озабоченные судьбой своих питомцев, идут в семьи с помощью и советами, способствующими устранению родительских ошибок, изменению взаимоотношений в семье. А ведь это так важно сегодня — не опоздать, подсказать родителям педагогические знания, пока ребенок не стал подростком. Правда, и у этих учителей не всегда получается контакт с отцами и матерями школьников. Недостает профессиональных знаний по работе с семьями. И это неудивительно: в педагогических вузах вопросы семейного воспитания, профилактики работы с семьей практически не изучаются. 

Известно, что школа — это учителя. С чем же идут они иногда в семью, на что настроены? Первый вариант: «Мое дело учить, а уж вы, родители, о воспитании сами позаботьтесь». Второй: «Ваш сын хулиган и лживый человек, принимайте меры, иначе...» Есть и третий, требующий немалых душевных усилий, неослабного внимания, глубоко сострадающего сердца, ума, чтобы выразить эмоции такими словами, которые отвели бы беду, согрели душу, исцелили ребенка. Вот на таких учителей вся надежда. Им присуще волнение души за будущее детей. 

Наверное, громко будет сказано, но убеждена: учитель должен расходовать свои знания, здоровье с одной-единственной целью - чтобы создать радость тем, кого учишь и воспитываешь. Ведь учитель, по большому счету, — топливо, которое сгорает, чтобы человек согрелся. Сила, достоинство и профессиональное мастерство учителя лучше всего проявляются в ситуациях, в которых затрагивается интерес ребенка, где необходимо проявить сопричастность к судьбе воспитанника. 

Расскажу об одном эпизоде.
Перед началом урока в учительскую тихо вошла чем-то озабоченная, скромно одетая женщина. Оказалось, это мама третьеклассника Лени, чьи дерзкие выходки известны всей школе. То он окно в классе разобьет, то стол испишет нехорошими словами. А в последнее время стал сбегать из дома. К женщине подошла Галина Ивановна, учительница Лени.
А я вас ждала, — приветливо сказала она. - Давайте присядем вон там. чтоб нам никто не мешал. Скоро звонок на урок. но. думаю, мы успеем поговорит.
- Меня беспокоят не выходки Лени,-продолжала учительница, — с этим я как-нибудь справлюсь. Меня очень волнует состояние его души. В последнее время он будто окаменел. Сидит за партой, равнодушный ко
всему. Знаю, все знаю. Отец пьет. Этим все объясняется. У меня, кажется, созрела идея.

Ваш муж увлекался спортом, первый разряд имел? А что, если завтра я зайду к вам и мы поговорим с мужем? За чайком. Напомним ему о его спортивной молодости.
Что было дальше? Все не просто и не так легко, как может показаться. Не одну дорожку проторила Галина Ивановна к этой семье.
Недавно выхожу из школы и наталкиваюсь на мальчишку: Леня. Глаза горят, на щеках румянец.
- Ты куда это спешишь? — На секцию по карате. Там мой папа, — и он показал рукой на окна спортзала.
И сейчас уже твердо можно сказать — Галина Ивановна совершила чудо, сделала то, что мог сделать педагог-подвижник — помогла ребенку разогнуться через изменение домашней атмосферы в семье. 
Воспитательная эффективность «домашнего дня», как называют учителя школы-интерната посещение семей, очевидна. Именно в момент посещения семьи создаются условия для более глубокого и всестороннего ее изучения, для согласования действий учителя с действиями родителей. Это и самый верный путь педагогического руководства семейным воспитанием. Формировать личность, которую видишь только в школе, — это движение наугад. 

Но тут важно определить, с какой целью учитель посещает семью. Если он идет на встречу с родителями только для того, чтобы пожаловаться на ученика, рассчитывать на чудодейственный результат не стоит. Такая цель подрывает авторитет учителя. После такого «посещения» последует наказание ребенка. Это ли не причина многих бед: школьник будет люто ненавидеть учителя, потеряет интерес к учебе, может сбежать из дома. 

Не секрет, что не каждому педагогу удается расположить родителей к сближению, добиться их согласия, побудить к сотрудничеству, — это искусство, которому необходимо учиться. Количество «трудных», неустойчивых семей растет. Растет и число беспризорных детей. Следовательно, надо спешить. Тут нужны изрядные волевые импульсы, идущие от школы. 

Есть изречение о том, что для учителя родители — те же дети. Значит, и их, как детей, необходимо воспитывать, чтобы, по словам финского педагога Ю. Хямяляйнена, «правильно выполнять функцию воспитателя». Сегодня это интуитивно понимает каждый обеспокоенный судьбой детей педагог, стремящийся проявлять свои профессиональные способности на практике. Многие педагоги избрали такую форму работы по профилактике детской беспризорности, как консультации родителей на дому. 

Вот и учителей Жердевской школы- интерната жизнь заставила активно включиться в работу с неблагополучными семьями. Педагоги изучают семьи каждого их ученика, интересы, образовательный и культурный уровень родителей, степень их занятости, их воспитательные возможности, отношение к детям. Я начинаю эту работу с первого учебного дня своих первоклашек. Нет такой семьи, в которой не побывала . 

— Много раз убеждалась, — помогать родителям в их нелегком деле — значит помогать и себе. Когда знаешь отцов и матерей, легче с ними разговаривать, легче побудить их на откровенность.
Я не жду, пока в той или иной семье возникнут экстремальные ситуации. Чувствую настроение ученика: если пришел в класс
в подавленном плохом настроении, догадываюсь: что-то случилось дома. — О чем чаще всего приходится беседовать с родителями?
Темы бесед и консультаций вытекают опять-таки из наблюдений за воспитанниками. Замечаю ту или иную негативную черту в характере или поведении ученика, иду в семью, и вместе с родителями решаем, как избежать развития изъяна в привычку.
Говорят, что воспитывает воздух, которым дышат дети. В школе, это сразу замечаешь, царит атмосфера сердечности, доброжелательности и требовательности в отношениях педагогов и их воспитанников. Работу с семьей здесь ведут не по принуждению, а с увлечением. Учителя не жалеют времени для дополнительных занятий с трудными детьми в виде консультаций и собеседований. 

По-разному можно помогать семье. Но есть одна, не отраженная ни в планах воспитательной работы, ни в проводимых мероприятиях, но тем не менее ценная помощь.
К этому выводу подвел нас анализ работы учителей и воспитателей школы-интерната: это любовь к детям и принятие учителями и воспитателями родителей и школьников. В основе этой любви лежит особое педагогическое чувство, как выразилась известный педагог М.О. Кнебель, «жадный интерес». Любить детей — это значит их понимать. 

А можно ли любить всех одинаково? И ленивого, и дерзкого ученика, и мать-алкоголичку? Есть такое понятие, как «воспитывающая любовь». Любовь, направленная на помощь человеку, попавшему в беду. От такой любви детям будет уютно и надежно и в семье, и в школе.

Учитель начальных классов ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат»;
специалист службы сопровождения опекаемых семей
Стрельникова С.В.
Сирельникова Светлана Васильевна31.01.2013 24450 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar