РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интернет-зависимость

1.Введение.

Происхождение проблемы Интернет-зависимость 

В наше время, в век новых технологий, сложно представить свою жизнь без компьютеров. Компьютеры применяются везде, где это возможно. Но так ли безопасен компьютер для здоровья человека, ребенка, школьника? 

Хотя такое новшество как Интернет пришло в Россию сравнительно недавно, россияне освоили его легко и активно стали «заселять» это доселе неизвестное новое пространство. С каждым днём в интернете всё больше людей находят возможность удовлетворить свои потребности. Это позволяет взглянуть на интернет, как на новое культурное средство, определяющее современного человека и способное принять участие в формировании его психических функций. 

Рассматривая интернет как новое пространство культуры, анализируя его особенности, трудно не задаться вопросом, как влияет интернет на здоровье человека? его общественное развитие? и в первую очередь становлению его образа «Я». 

Информация в современном мире имеет огромное значение для человека – это неоспоримый факт. Компьютер и Интернет – огромные блага технического прогресса, мощные инструменты обработки и обмена информацией, благодаря которым различные виды информации стали общедоступными. Скорость передачи и объём информации гигантские. Одним нажатием клавиши можно купить любую вещицу на другом конце Планеты или пообщаться со школьным другом, который живёт, например, в Англии. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую информацию Вы можете получить, не отходя от монитора. 

Интернет завладел всей нашей жизнью. Наряду с достоинствами мировой сети, которая является скоростным информационным ресурсом, образовывающим и помогающим в работе, она порабощает людей, заменяя реальную жизнь электронной. Многие так увлеклись виртуальным пространством, что начали подменять реальность Интернетом, проводя за компьютером огромное количество времени. Отказ от Интернета вызывает у таких людей эмоциональное возбуждение, тревогу. Интернет-зависимость стала схожа с зависимостью вроде курения, алкоголизма или наркомании. Благодаря общению в Интернете, люди, склонные к зависимости, компенсируют потребности в общении и чувстве защищенности. 

Цели работы:
  1. Разобраться в происхождении и особенностях такого явления как интернет- зависимость 
  2. Выяснить особенность отрицательного воздействия на психику подростка 
  3. Найти пути решения проблемы интернет-зависимости у подростков 
Глава1. Понятие и критерии Интернет-зависимости 

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Болезненная неспособность вовремя выйти из сети. 

Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить о наличии Интернет – зависимости. К.Янг приводит четыре признака:
  1. Навязчивое желание проверить e-mail 
  2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет 
  3. Жалобы окружающих, что человек проводит много времени в Сети. 
  4. Жалобы окружающих, что человек тратит много денег на Интернет. 
По системе критериев И.Голдберга, можно констатировать Интернет–зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:
  1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения (иногда удовольствие от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает. 
  2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается. 
  3. Пользователь совершает попытки отказаться от Интернета, или проводить в нем меньше времени. 
  4. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет, приводит к плохому самочувствию: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет. 
Общими чертами компьютерной зависимости является ряд симптомов, тесно связанных между собой: 

Психологические признаки:
  • Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; 
  • отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); 
  • появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; 
  • использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; 
  • эмоциональная неустойчивость; 
  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т.д 
Социальные признаки: 

Возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость. 

Духовные признаки 

Потеря смысла реальной жизни - жизнь становится ненужной, пустой, лишенной смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Глава 2. Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода” от реальности? 
  • возможность анонимных социальных интеракций (особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.) 
  • возможность реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.) 
  • чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего любым критериям (нет необходимости удерживать внимание собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового) 
  • неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм”) (в основном опасность стать зависимым подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения) 
Интернет- зависимые пользуются сервисами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве. То есть пользуются сервисами, связанными с общением. К.Янг выделяет две группы интернет- зависимых: висящих на общении ради общения (91%) и висящих на информации. Интернет- зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность, доступность, безопасность и простота использования. 

Социальная поддержка осуществляется через включение в социальную группу (чат или конференцию) в Интернете. Как любое общество, культура киберпространства обладает набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. 

Глава 3. Причины формирования зависимости от Интернета у подростков 

Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте. Несформировавшаяся психика и эмоциональная нестабильность не позволяет подросткам комфортно чувствовать себя в реальной жизни. Современные дети проводят за компьютером намного больше времени, чем с родителями. 

У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, виртуальное общение, программирование и т.п. 

Круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета: потребность в самостоятельности (независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность; также владение знаниями способствует достижению признания сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых потребностей человека. 

Почему подростки проводят время в таком странном и необычном месте, как Интернет? 

Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в мире. Они задают "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Вопросы, на которые трудно дать ответы и некоторые могут быть найдены в Сети. 

Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где может испытать чувство принадлежности группе. Интернет предоставляет неисчислимое количество людей и групп, объединяющих членов по интересам, ценностям. 

Независимость от родителей. Поиски места в жизни и выстраивание отношений с людьми идут наравне с желанием отделиться от родителей. Подросток желает быть независимым и делать то, что хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет делать это одновременно. 

Подростковый возраст - сложный период, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от них, и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве. 

Факторы риска Интернет- зависимости связаны с личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной Сетью и находятся в одной группе риска. 

Стадии Интернет- зависимости.
  • Первая стадия — интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься. 
  • Вторая стадия — втягивание. Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум. 
  • Третья стадия — зависимость. Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики. 
Глава 4. Влияние Интернет- зависимости на личность подростка

Интернет-зависимость порождает психологические проблемы: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время за компьютером, дискомфорт при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности. 

Интернет-зависимость признается негативным направлением трансформации личности, посредством Интернета. 

Рассмотрим виды деятельности, способные вести к глобальным преобразованиям личности: 

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций, как крайний вариант, хакерство;
Увлечение поиском информации и применением этих знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Часто хакерами становятся в подростковом возрасте, компенсируя недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и порой криминальные действия. Хакерство - негативное направление личностного развития подростка.
Наиболее бросающиеся в глаза психологические особенности хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Деятельность хакеров подчиняется как познавательной мотивации, так и ряду других мотивов, среди которых корысть, стремление выразить себя и т.д. В крайних проявлениях хакерство является негативной личностной аномалией. 

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми, в частности, играми посредством Интернета, как крайний вариант, игровая наркомания;
В увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда игроки уходят от реального мира с его сложностью и проблемами. Вытесняется традиционная игра, необходимая для нормального психического развития ребёнка.

Одна из проблем - возможность переноса виртуального опыта в реальную жизнь, когда игроки входят в роль персонажа. Проявления переноса могут носить негативный характер. Например, попытка соотнести себя с агрессивным персонажем переноситься в реальный мир, в отношения. Стираются такие понятия как: «Нельзя и можно» « «плохо и хорошо», « зло и добро». Психические напряжения возникающие в процессе игровой деятельности вызывают массу стрессовых состояний, аффективных реакций, порождает конфликтность и вызывает психологическую зависимость. 

В связи с распространением компьютерных игр и отсутствием контроля, в частности, возрастного, среди населения России во всех возрастных группах началась своеобразная эпидемия игромании. Подростки не оказались в стороне от нее. Исследования показывают, что подростки играют в те же игры, что и взрослые. По данным исследователей, более 5 % подростков могут быть отнесены к проблемным игрокам. 

Исследователи указывают на факт игровой зависимости среди родителей, а также положительное отношение к игре в семье. 

Говоря о факторах, препятствующих подростковой игромании, отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет

1. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией, как крайний вариант Интернет-аддикция.
Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Происходят эксперименты с анонимностью, от предельного самораскрытия до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе. 

Большое значение имеет новизна опыта, позволяющего выбирать степень анонимности общения. Новизна привлекает подростков, которые активно экспериментируют с анонимными формами общения. Они ценят возможность нейтрализовать в ходе Интернет- общения препятствия, которые делают болезненными непосредственные контакты. Это может приводить к зависимости от Интернета, подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. 

К проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. Драматизм последнего вида в том, что он настигает подростков в переходном возрасте, либо в момент полового созревания, и тогда у него формируется асоциальное представление о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь.
Основные проблемы "жителя Интернета" - в области самопринятия. Подростки испытывают сложности в близком общении и самораскрытии, в принятии своего "Я" и своих телесных потребностей. Возможной причиной являются неразвитые механизмы самооценки, препятствующие формированию адекватных представлений о себе. Для части подростков чрезмерная вовлеченность в Интернет связана с готовностью контролировать работу компьютерных программ; эту склонность к контролю они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции. 

Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение имеет чувство безопасности и сознание анонимности. Во-вторых, это возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм

Глава 5. Интернет зависимость и проблемы в семье 

Проблемы в семье, как правило, возникают в результате недостатка внимания к тому или иному члену семьи. Ссоры и непонимание проблем зависимого человека только усугубляют положение отношений в семье. Так как интернет- зависимый человек поглощает много информации и, возможно, знаний, подобные изменения вызывают внутреннюю напряжённость и обеспокоенность. Семейные скандалы могут еще больше повредить психику человека. Лучший способ решить проблемы семьи — это любовь, и взаимопонимание, и мудрость домочадцев. Плавно выводить человека на семейное позитивное общение и, главное, увеличивать совместное общение с живой природой, к примеру: с помощью прогулок. 

Последствия Интернет-зависимости 

Интернет-зависимый человек вряд ли доставлял бы «проблемы» обществу, если бы он был в этом мире один. Сиди тогда у компьютера хоть неделями, ты никому не мешаешь, никого не напрягаешь, никто о тебе не беспокоится, главное, следи, чтобы глаза несильно уставали. Но это утопия.
 
Человек живёт в обществе, где многое построено на реальных человеческих отношениях, на чувствах, любви и общении, на контакте, но не на "Вконтакте". И удовольствие от жизни именно это живое и приносит. А виртуальные отношения – это лишь небольшая часть жизни, которая делает её чуть удобной. И когда человек ограничивает себя рамками виртуального общения, выбирает Интернет вместо встречи с друзьями, тогда сильно страдают его реальные отношения. Он «выпадает» из реального общения, как и при наркотической и алкогольной зависимости страдает сам человек, его ближайшее окружение, семья. 

Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека:

1. Ложь и даже криминальные действия типа просмотра и скачивания непристойных видео материалов.

2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (стресс, депрессия, беспокойство и др.) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, семье).
Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения, психологическое разногласие с окружающими.
Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий ежедневными делами, такими как стирка, уборка или посещения магазинов, люди сидят перед компьютером, игнорируя повседневные заботы. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешной реальности.

3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Любая киберзависимость негативно влияет на семейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых нередко заканчивается разводом).

4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают посторонние сайты, часами болтают в чатах, и играют в игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.

5. Низкий контроль количества времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
Интернет- зависимые "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность вне сети, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы на работе, финансовом статусе, а также социальные проблемы.

Глава 6. Пути решения проблемы 

Чтобы избежать Интернет- зависимости и пользоваться информационными технологиями во благо, необходимо заниматься воспитанием и самовоспитанием компьютерной культуры пользователей. 

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование как правило выводят человека из зависимости. 

Рекомендации родителям 

1. Пароль доступа 

Чтобы ограничить пребывание ребенка или подростка за компьютером, можно установить на нем пароль на вход. Как правило, ребенок возвращается из школы днем, задолго до родителей, и проводит уйму времени за компьютером, забыв о делах и обязанностях . Если на компьютере появится пароль, ребенок сможет приступить к любимым виртуальным играм только после возвращения родителей. А за время ожидания успеет сделать и уроки, и домашние дела, и только после этого сможет окунуться в свой любимый виртуальный мир компьютерных игр. 

2. Заманчивая альтернатива 

Если у ребенка единственное и любимое увлечение – компьютер, пора разнообразить его образ жизни, найти альтернативное занятие и увлечение, которое, возможно, затмит любимые компьютерные игры. Запишите его, например, в спортивную секцию, на плавание, фитнес, футбол, хоккей и т.д. Главное, чтобы занятия приносили ему удовольствие, и ребенок осознал прелести активного времяпрепровождения, нашел интересную сферу занятий и расширил круг общения. Альтернативой спортивному комплексу может служить театральный или танцевальный кружок, авиамоделирование.

Рекомендации подросткам 
  1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Жизнь – это освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершенней. 
  2. Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке. 
  3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»! 
  4. Компьютер – лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели. 
  5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни! 
  6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает иллюзию принадлежности к группе, не развивая действительных навыков общения. 
  7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками. 
  8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения. 
  9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности. 
  10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там». 
  11. Научитесь контролировать собственное время за компьютером. 
Интересно, что… 

В Китае спохватились раньше всех. Там открыли частные клиники по борьбе с компьютерной зависимостью. Курс стоит очень больших, по китайским меркам, денег — 400$. Лечение заключается в следующем: подростка запирают в железной клетке на две-три недели - пока не отвыкнет. 

Сегодня от компьютерной зависимости страдают не только дети и подростки, но и взрослые. Если и за вами водится такой грешок, пора изменить своему привычному образу жизни. Вместо того, чтобы просиживать вечера напролет за компьютером, лучше взять за правило совершать вечерние прогулки по городу в приятной компании. 

Вместо того, чтобы сочинять электронное письмо другу, который живет в вашем городе, сходите к нему в гости: сможете лично узнать, как у него дела, и поделиться с ними своими новостями. Это принесет гораздо больше положительных эмоций, нежели виртуальное общение. 

Если вы хотите с кем-нибудь познакомиться, то лучше всего отправиться в развлекательный центр, где есть боулинг или бильярд, попросить понравившегося вам человека сыграть партию. 

Живое общение намного приятнее и оставляет гораздо больше положительных эмоций, чем его виртуальная копия. А если погода не располагает для прогулок, можно взять в руки интересную книгу или посмотреть хороший фильм. В общем, удачного вам избавления от тягостной компьютерной зависимости и обретения нового интересного увлечения!

Итоги тестирования среди учащихся 9х-10х классов МОУ «Некрасовская СОШ»: 

Мною было проведено тестирование на наличие компьютерной и игровой зависимости среди учащихся 9х-10х классов. В тестировании принимали участие 28 человек. Результаты теста выявили следующую ситуацию:
Из 28 опрошенных для 20 проблема компьютерной зависимости актуальна. Для 2 – ситуация стабильна, но следует обратить пристальное внимание на подростков и их занятия за компьютером. И только результаты 6 опрошенных находятся в пределах нормы. 

По результатам теста игровой зависимости у 21 опрошенного выявлены серьезные проблемы с компьютерными играми, и только у 7 человек результаты в пределах нормы.


Заключение.

В ходе работы над темой своей работы я пришла к следующим выводам: 
  1. Благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном. Но кто знает, возможно, существование в параллельных мирах – наше будущее, и мы только готовимся к жизни в других измерениях. 
  2. Интернет не всегда вреден для психологического здоровья. Иногда людям просто негде самовыразиться и проявить свои творческие способности, многие используют интернет как источник информации. Но при неправильном использовании компьютера он может стать опасным и для физического здоровья. 
  3. Интернет – одно из лучших изобретение в мире. Но всему нужна своя мера, и не стоит быть фанатом чего-либо и культивировать Интернет, быть его рабом. Просто используйте Интернет, как средство для достижения ваших целей. Определитесь, что вы хотите от этого уникального средства коммуникации между людьми. 
Библиографический список

1. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2012 г
2. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. Опубликовано 14.02.2009 г. на http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.
3. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2012. Т.22. № 1. С.113-117.
4. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2011.
5. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2.
Электронные ресурсы:
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интернет- зависимость
7. http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html
8. http://psygrad.ru/slovar/i/internet-zavisimost.html
Всего комментариев: 1
avatar
1 Teacher3482 • 18:33, 09.12.2013

Полезная статья и для родителей , и для учителей.Почерпнула много интересного для себя.Спасибо!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены