РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающий урок

Здоровьесберегающий урок

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.Нынешнее состояние здоровья детей представляет реальную угрозу для безопасности страны.

В этой связи всё больше вопросов предъявляется к системе образования: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся, в среднем, ухудшаются.

Факторы, представляющие угрозу для здоровья учащихся:

  • Гигиенические условия (шум, освещённость, воздушная среда, мебель, размер помещений, цвет стен и т.д.);
  • Учебно-организационные факторы (объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, расписание уроков);
  • Медицинское и психологическое обеспечение (микроклимат в классе, наличие эмоциональных разрядок, характер проведения опросов, проблема оценок, индивидуальный подход к ученикам, состояние здоровья учителя).

На первом месте по степени отрицательного влияния на здоровье стоит преподавание и обучение в режиме готового знания.Это значит, детям предлагается определённая информация для усвоения, запоминания и дальнейшего воспроизведения на уроке, причём она, как правило, уже сформулирована полностью и однозначно.

Такой подход к обучению зафиксирован в традиционной методике: на первом этапе овладения знанием учитель знакомит детей с новым материалом, используя различные монологические методы (объяснения, рассказ, лекцию, демонстрацию, иллюстрацию, репродуктивную беседу и т.д.) Затем учащиеся осваивают этот материал запоминая его и возвращают учителю полученное от него знание. Этот способ обучения ассоциируется с ситуацией, когда в рот человеку постоянно кладут хорошо измельчённую пищу. Можно предположить, что произойдёт в результате такого питания с жевательной системой человека: она просто атрофируется за ненадобностью. Нечто подобное происходит с природной активностью процессов познания и мышления у детей.

Такое обучение взращивает интеллектуальную, а затем и физическую лень, которая согласно концепции здоровья профессора Н.Г. Амосова, является одной из главных причин болезней человека.Для сохранения здоровья детей нужно строить учебный процесс на основе принципов проблемного обучения, которое предполагает организацию активной мыслительной творческой деятельности учащихся.Однако, обеспечивая полноценное, многостороннее развитие детей, развивающие системы приводят к ещё более плачевным результатам в плане здоровья, чем традиционная система, об этом свидетельствуют данные медицинских исследований.Почему же так происходит?

Строго ограниченный по времени урок становится тормозом для истинного развития учащихся, т.к. не позволяет высказаться всем. В результате дети вынуждены подавлять пробудившуюся в них познавательную активность, которая проявляется в виде напряжения их интеллектуальных и, следовательно, физических сил. От урока к уроку «неотработанное» напряжение копится и, в конце концов, вызывает перенапряжение, которое превращается в разнообразные стойкие телесные зажимы, провоцирующие соматические заболевания.

Возможно, для систем развивающего обучения единицей учебного времени должен быть не урок в его традиционном понимании, а поставленная перед учащимися проблема, учебная задача, поисковая или исследовательская ситуация. Тогда номинальное время развивающего урока может быть и 30, и 40 и даже 70 минут.

Другой путь преодоления разрушительного воздействия «готового знания» на здоровье учащихся – это внедрение в учебный процесс системы личностно-ориентированного обучения.Одним из важнейших свойств индивидуальности является фундаментальная ассиметрия мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Школьные методики тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных способностей ребёнка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

Проблема гендерного подхода к обучению.

При одной и той же методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Природа дала женским особям более широкую возможность изменяться под воздействием внешних условий. Особи мужского пола не могут быстро и сильно изменяться.Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми.Девочки сильны памятью, усидчивостью, склонны к повторению. Мальчики расценивают поступающую информацию как конструктор, который нужно разобрать и только потом осознать, как оно всё устроено, они более критичны.Время физминуток и время восприятия ключевого материала для мальчиков и девочек абсолютно разное.

Влияние интенсификации учебного процесса на здоровье детей.

Клетки головного мозга ребёнка обладают низкими функциональными возможностями, поэтому интенсивные нагрузки могут вызвать их истощение. Для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга, а младшим школьникам свойственна неуравновешенность нервных процессов.Чтобы ребёнок работал на уроке с хорошей отдачей и не испытывал перегрузок, плотность урока должна быть не более 75-80%. С другой стороны, плотность не должна быть ниже 60%.Мода на «плотные» уроки оказалась неоправданной – всё хорошо в меру. Уходит в прошлое и погоня за высоким темпом чтения: темп чтения не должен превышать скорость речи ребёнка, иначе не только возрастает утомление, нервное напряжение, но и возникают проблемы с осмыслением прочитанного.

О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:

  • Снижение продуктивности учебного труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий);
  • Ослабление внутреннего торможения (наблюдается внутреннее беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
  • Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
  • Появляется чувство усталости.

Двигательная активность ребёнка на уроке.

Двигательная активность – одна из основных генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма.Работая мышцами, ребёнок не только расходует, но и копит энергию, которая даёт ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему.

Помимо физкультминуток, на уроке есть и другие возможности для освобождения от статического напряжения позвоночника, мышц спины, брюшного пресса, шеи; улучшения кровообращения и работоспособности детей.Смена позы, направление взгляда, происходит, когда учитель во время объяснения материала находится не только в левом углу класса или перед доской, но и обращается к пособиям, иллюстрациям, расположенным на задней или боковой стене класса. Хорошо, когда в классе есть несколько досок. Учитель на 10-15 минуте подходит к боковой доске, затем, через 2-3 минуты к своему столу и так несколько раз.Следя за учителем, читая записи на разных досках, ученики вынуждены поворачивать голову и верхнюю часть туловища то в одну, то в другую сторону. Это полезно и для здоровья учителя, кроме того, сразу видно, кто включён в деятельность.

Влияние эмоционального напряжения на здоровье детей.

Для многих детей причиной переутомления является не сама учебная деятельность, а эмоциональное напряжение, боязнь допустить ошибку, необходимость сдерживать эмоции и движения.Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке, стоит с позиции здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Полезная для здоровья «встряска» происходит с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя. Каждое слово учителя влияет на ребёнка.

Доронина Елена Викторовна14.03.2015 11530 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar