РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Повышение родительских компетенций, как форма профилактики жестокого обращения с детьми-инвалидами в семье

Повышение родительских компетенций, как форма профилактики жестокого обращения с детьми-инвалидами в семье

Вишнякова Наталья Николаевна
учитель истории и обществознания,
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей - интернат»,
Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов,
г. Барнаул, Алтайский край

Жестокое обращение с детьми, это, безусловно, одна из основных опасностей на сегодняшний день для благополучия общества. Дети, а тем более дети - инвалиды наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны защищать себя и свои права. Рождение в семье ребенка – инвалида или ребенка с ограниченными возможностями создает дополнительное напряжение, укрепляет чувство несостоятельности родителя и может вызывать реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему. В связи с этим дети – инвалиды входят в группу высокого риска по жестокому обращению и часто становятся жертвами.

Дети-инвалиды с физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только не оправдывают ожидания родителей, но и требуют за собой специального ухода, что может раздражать и обременять их родителей. Часто они рассматриваются родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения. Так же в случае с детьми – инвалидами дополнительными факторами риска могут быть отсутствие родительских компетенций по воспитанию особенного ребенка, отсутствие мотивации родителей выполнять свои функции, а так же стигматизация, дискриминация и невежество в отношении инвалидности.

Педагоги, работая с детьми – инвалидами с использованием дистанционных технологий регулярно «бывают» у каждого ученика дома, видят какая там обстановка, как общаются дети и родители друг с другом. Каждый день, включая программу Skype и говоря очередному школьнику: «Добрый день! Я рада тебя видеть!» сразу попадаешь в атмосферу семьи, чувствуешь настроение в доме. Это позволяет выявить малейшие признаки жестокого обращения с детьми в той или иной семье, увидеть риски внутри семьи.

Система профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, который предполагает ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлен на формирование семейных ценностей и социальной активности в отношении благополучия семьи и детей. В этой связи, ключевым элементом профилактики жестокого обращения является комплекс мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью. Приоритетное направление профилактики по защите детей от жестокого обращения - это работа с родителями. В Центрах по дистанционному образованию она ведется, так же как и обучение школьников, с применением дистанционных технологий.

Работая на профилактику необходимо в первую очередь повышать компетенции родителей. Каждый воспитывающий ребенка – инвалида должен знать, как общаться с таким ребенком, как помочь ему в том или ином вопросе. Родитель, поддерживая своего особого ребенка должен быть гибким по отношению к нему, эта гибкость обеспечивается принятием ребенка, пониманием, что и как необходимо делать с ним. А это и будет повышением родительских компетенций, что снижет риск жестокого обращения. Педагоги, работающие в дистанционном образовании, помогают родителям повысить свои родительские компетенции, причем делается это не только по запросу родителя, но и в ненавязчивой форме, тогда, когда учитель посчитает необходимым это сделать. Так же важно и психолого – педагогическое сопровождение каждого ребенка – инвалида в процессе обучения. Именно там заложен блок по повышению компетенций родителей в отношении воспитания и обучения ребенка – инвалида с целью улучшения их педагогических навыков. А это и есть ни что иное, как профилактика жестокого обращения.

Использование программы Skype не только в обучении ребят, но и в работе с родителями является удобным. Во - первых педагогам можно инициировать работу самим, видя, что мама, папа, бабушка не справляется с помощью своему ребенку (не могут помочь с выполнением домашнего задания, не могут организовать работу на уроке), или работать по запросу родителя. Во - вторых – дистанционные технологии дают возможность проводить работу с родителями в удобное для них и педагога время, это может быть и «горячая», здесь и сейчас необходимая помощь, совет, использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы. Обеспечение доступности и легкости оказания помощи в повышении родительских и педагогических компетенции – немаловажно для детей, родителей и педагогов. Профилактическая работа направлена не на нравоучения, а на помощь родителя, формирование позитивного настроя, делается акцент на успехи и достижения ребенка.

Формы организации работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми используются разные. Отдельно хочется отметить использование анкет по выявлению компетенций воспитания детей – инвалидов, которые обеспечивают построение продуктивной работы, как узких специалистов, так и классных руководителей и педагогов-предметников, помогают выстраивать правильный диалог между ними. Важным является и участие в различных конкурсах, это не может не отразится на повышении компетенций родителей, когда они вместе со своими детьми включены в одну деятельность.

Помимо работы с использованием дистанционных технологий можно сказать о таких формах работы, как организация летнего отдыха, куда основная масса детей едет в сопровождении родителей, которые могут по-другому взглянуть на своего ребенка, увидеть в нем то, чего не замечали раньше. А круглосуточное сопровождение педагогов и узких специалистов позволят вовремя приобрести определенные навыки воспитания и общения. Увидеть что твой ребенок успешен – важно для каждого родителя, в этом помогает участие детей – инвалидов в различных мероприятиях наравне со здоровыми сверстниками. Все это определенно снижает уровень риска по жестокому обращению в семье.

Подводя итог можно смело заявить, что использование дистанционных технологий в профилактике жестокого обращения с детьми является тем самым сопровождением детей – инвалидов, что на сегодняшний день является актуальным в системе образования, согласно Федеральному законодательству. Повышая компетенции родителей мы, таким образом, снижаем риск жестокого обращения с детьми – инвалидами в семье!

Вишнякова Наталья Николаевна26.11.2015 6630 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar