РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Пятое колесо

Пятое колесо
ПЯТОЕ КОЛЕСО. 

Зачем ты родился, человек? Кто ты в этом мире? Как ты живёшь? Странно, самые сложные вопросы, на которые приходится отвечать всю жизнь, формулируются и звучат так просто...

Родился человек. Скрипнуло, покатилось колесо времени, колесо жизни. Мир, огромный, непознанный, смотрит с ожиданием на это новое движение.

Первый вопрос ребёнка- это начало его осознанных отношений с окружающим миром.
Почему на смену дню приходит ночь? Замерзает вода, пищит комар- почему? Летит птица, лежит на воде лист, сорванный осенью? Вопросов так много, но не искать на них ответы нельзя: это необходимое условие существования, договор, заключённый между миром и человеком в момент рождения последнего.

Взгляд со стороны. Мама.

Женечка рос спокойным, уравновешенным мальчиком. Всё что-то разбирал, чинил у себя в уголке. Но эти вопросы! Почему солнышко светит, поёт магнитофон, растёт трава? Почему? Почему? Я так порой от него уставала, что, бывало, отмахивалась: подрастёшь- сам узнаешь.

В детстве мне казалось, что настоящая, большая жизнь стремительно летит мимо меня. Я постоянно боялся что-то упустить, потерять, не заметить. Каждый учебный предмет представлялся мне крепостью, за стенами которой хранятся самые главные, самые важные ответы. И на штурм каждой крепости я бросался с открытым забралом. Занимался спортом, пел, танцевал в самодеятельности, был комсоргом - искал повсюду.

Взгляд со стороны. Одноклассник.

Как-то на уроке химии добывали водород. Женьке показалось, что он чего-то не доложил, и, конечно, решил дозу увеличить. Рвануло так, что вся школа вздрогнула, и ему пришлось объясняться в кабинете директора.

Может быть, я разбрасывался. Но я понял, что и сам мир, и скорость его движения зависят, прежде всего, от человека, его внутреннего мира- какой человек, такой и мир вокруг. Раздвинуть окружающий мир, сделать его богаче способен только совершенствующийся человек.

Взгляд со стороны. Супруга.

У него на всё хватает времени: быть любящим, заботливым мужем, внимательным отцом троих детей, работать в школе. Я, жена, порой удивляюсь: когда успевает?

Почему я когда-то пришёл в школу и остался в ней навсегда? Вопросы, которые ставит перед тобой жизнь, разные. Один и тот же может и пугать, и беспокоить, но одновременно и радовать, волновать,будить скрытые возможности. Путь познания каждого- это личное открытие мира, основанное на общем человеческом знании.

В какой-то момент я понял, что одним из способов постижения мира является помощь в этом другим. Помогать искать другим, быть товарищем, наставником- это всегда что-то открывать и для себя.

Ньютон не открыл бы свой закон, если бы на его голову однажды не упало яблоко. Учитель на этом примере- то самое ( не в буквальном, разумеется, смысле!) яблоко, которое поможет ученику сделать своё маленькое открытие. В другой ситуации учитель- сон, который должен приснится будущему Менделееву, и тогда будет открыта, в который уж раз, периодическая система элементов...
Совместный поиск истины, не отштампованный ответ- вот главное, к чему я стремлюсь на своих уроках физики.

Взгляд со стороны. Ученик.

С Евгением Николаевичем и сложно, и легко. С ним необычно. Его о чём-нибудь спросишь- редко сразу ответит. Тут же начнёт сам вопросы задавать. Ответишь на один, второй, и получается, ты сам на свой вопрос уже ответил. Он, оказывается, вовсе и не трудный был, мой вопрос.
Колесо времени уверенно стучит по жизни. Спицы в нём- вопросы, на которые мы нашли когда-то ответы. Чем их больше, тем крепче колесо.

Но иногда вдруг тряхнет на кочке, ухабе (дороги у нас не для всякого колеса!), и спросишь у себя с тревогой: а так ли ты необходим, учитель физики, своим талантливым ученикам? Не найдут ли они свои ответы без тебя? Не то ли ты пятое колесо у телеги, без которого вполне можно обойтись?

А если даже и так? В каком-то смысле это неплохое объяснение нашей профессиональной педагогической роли. Пока четыре колеса не набрали оборотов, не притёрлись к оси, не встали в колею, мы рядом: направляем, помогаем, страхуем. А когда повозка уверенно покатилась вперёд без нас, мы останавливаемся и провожаем её взглядом, грустным, но светлым. Так и должно быть! Именно для этого мы и работаем: только помогаем ученику найти себя в бесконечном жизненном движении.
Что же остаётся мне, учителю? Я возвращаюсь в класс, к ученикам, которые интересны мне в своём поиске и которым, надеюсь, интересен и я. Будем искать вместе. Всё будет хорошо!

Взгляд со стороны. Директор. 

Поживем-увидим.

Поживём-увидим. Колесо жизни вращается.

Харитоненко Евгений Николаевич23.02.2013 11310 Коллеги о коллегах
Всего комментариев: 0
avatar