РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мое педагогическое кредо

Мое педагогическое кредо Что такое человек? Какой должна быть личность? Какую роль играет она в развитии общества, государства? Что сделать, чтобы будущее было хотя бы чуть лучше, чем сегодняшний день? Эти вечные вопросы всегда волновали и лучшие умы человечества и простых смертных, хоть на минуту задумывающихся о значении и смысле жизни. 

Русский юрист, философ, П. И. Новгородцев писал: «Личность – это бесконечность возможностей, это безграничность перспектив». Каким же образом определить эти возможности и перспективы, как не сломать грубым вмешательством, а создать почву для проявления личностных особенностей, дать импульс для всемерного развития, а не растоптать ростки, данные человеку природой. Какова роль в этом процессе школы и учителя, системы образования в целом? 

В традиции русской культуры размышлять и находить нестандартные решения этих сложных вопросов. Кроме П. И. Новгородцева мы знаем такие имена, как Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, П. Флоренский. Предметом своих размышлений они делали вопросы воспитания. 

На мой взгляд, особое место в образовательном процессе занимает начальная школа. Сегодня не требует доказательств положение о том, что для успешного и максимального развития умений и навыков существует определенный период. То же можно сказать и о нравственности и о характере. Упущенная в детстве мелочь в воспитании или образовании может перерасти в «пробел» или недостаток у взрослого человека. В то время как вовремя замеченное и правильно «взращенное» зерно таланта или добродетели дает богатые и совершенные всходы. 

Говоря о школе и ее роли в обществе, невозможно не обратить внимание на значение личности учителя в образовательном процессе. Учитель – в его руках будущее человечества, ведь это его усилиями человек поднимается все выше и выше, делается достойнее и мудрее. К сожалению, в сфере образования, как и в любой другой, есть непрофессионалы, которые не только не имеют достаточных знаний по предмету, но что, может быть, еще важнее, не владеют элементарными навыками по педагогике и методике преподавания. Причем, если первое качество восполнимо за счет труда, усердия и самообразования, то второе может быть недоступным, каким бы энциклопедически наполненным ни был ум человека. Об этом писали лучшие представители педагогической мысли. Немецкий педагог А. Дистервег когда-то сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». 

На мой взгляд, чтобы быть учителем, нужно иметь особый талант, нужна большая любовь к детям, благородство души, чистота помыслов. Однако нельзя забывать, что учительская профессия очень трудная и сложная, требующая полной самоотдачи делу воспитания и обучения детей. А значит, к этой профессии нельзя допускать любого, нужен тщательный отбор. А для этого нужен большой конкурс, чтобы можно было отобрать для работы в школе наиболее талантливых людей. Но это возможно лишь тогда, когда в обществе будет создано очень уважительное отношение к школе и к учителю, когда престиж учителя будет поднят на высоту, достойную этой благородной и сложной профессии. 

Мне показались драгоценными слова выдающейся гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать Великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с Великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого Учителя? Именно эти слова живут в моем сердце, когда я вхожу в класс. 

Для одного учителя важно научить ребенка трудиться. Для другого большое значение имеет интеллект. Третий выбирает интерес к учению. 

Каждый ребенок – это индивидуум в самом глубоком разностороннем значении этого слова. Для меня важно увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Любой ученик (и сильный, и слабый) должен почувствовать себя в ситуации успеха. 

Хочется надеяться, что мы справимся со всеми сложными задачами сегодняшнего периода, что учителя в наших школах будут профессионалами и, честно и добросовестно выполняя свой долг, смогут вырастить не только умных людей, но воспитать патриотов, способных на самоопределение, готовых заботиться не только о себе, понимающих свое назначение в этой жизни. Конечно, хочется рассчитывать на дальнейшую всемерную поддержку государства, ибо все эти задачи решаемы только в том случае, когда в обществе есть потребность в умных, талантливых, способных вести за собой людях. 

Как жить? Куда идти? К чему стремиться? – сегодня выбор остается за нами, ибо как сказал австрийский ученый В. Э Франкл: «У человека можно отнять все, кроме одного – …выбирать собственный путь».
Богданова Наталья Владимировна02.12.2013 15740 Коллеги о коллегах
Всего комментариев: 0
avatar