РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Воспитай себя и ты научишь и воспитаешь класс"

Куничник Марина Владимировна.
МОУ СОШ п.Горноправдинск, ХМАО-Югра
Учитель русского языка и литературы.
Воспитай себя и ты научишь и воспитаешь класс.

Вот еще, воспитай себя: позади детство, когда тебя воспитывали мама и папа, учителя и прочие взрослые товарищи. Давно уже прошли юность и молодость. И вдруг оказывается: пора перевоспитываться? Наверное, многим учителям, как и большинству взрослых, кажется это ненужным морализаторством. А, может, нужным?

Поучая детей, как правильно поступать, говорить, думать, стоит ли забывать о своем воспитании?

Когда ученики маленькие, авторитет учителя велик без особых усилий. Малыши, а для меня это пятиклашки, обнимаются, заглядывают в рот, многого не подвергают сомнению.

Но попробуй общаться со старшеклассниками, обучать их так, чтобы они не подвергали твой авторитет сомнению. Взрослые ребята многое видят, замечают, понимают. И если учитель сам необязателен, лжив, ленив, никогда он не добьется от учеников выполнения требований, честности, трудолюбия.

Именно учитель должен стать примером для детей, чтобы в продолжение школьных лет добиться результата. В моей школьной жизни был такой учитель русского языка и литературы, деловые качества которого не могли не поражать: всегда требовательна к себе, пунктуальна, трудолюбива. Могли ли мы, ученики, усомниться, что она слишком многого от нас хочет, чересчур строга? Да, мы ее уважали и даже где-то побаивались, но знания, которые Нина Семеновна вложила в наш класс, были настоящими, глубокими. Я тоже стала филологом и в отношениях со своими учениками часто равняюсь на пример Нины Семеновны, которой давно уже нет в живых. Если нас, бывших ее учеников, спросишь про давно умчавшиеся школьные годы, сразу вспоминается она, наша строгая учительница.

Воспитывать себя не ленились и многие великие люди, ученые, писатели, художники… А уж учителю сам бог велел заниматься самовоспитанием.

Есть свод правил, которые надо принять за образец каждому взрослому человеку, занимающемуся с детьми. Не надо требовать с учеников то, чего сам не делаешь; не нужно говорить неправду. Совсем не лишним будет уважение к ребенку, терпение, умение простить. Непременно учитель должен быть внимателен к ученикам и неравнодушен к ним.

Перечислено, конечно, не все. Но все же, если соблюдать хотя бы эти правила, учение пойдет на лад. «Чистейший образец» учителя точно понравится ученикам. К такому учителю потянется детская душа, наладится общение, взаимопонимание, а уж в учебе это точно не лишнее.

В этом году я выпустила одиннадцатый класс, очень любимый класс. Я не была их классным руководителем, а преподавала русский язык и литературу. За долгие семь лет между нами наладились замечательные отношения, поэтому на последнем звонке мы с ними чуть не утопили школу от слез: жалко расставаться. Слова благодарности, услышанные мною от выпускников, были искренними, как и наши отношения: «Учителя отругают наш класс, скажут, что мы никуда не годные, а мы знали, придете Вы и скажете: «Вы самые лучшие». Я не подыгрывала классу, а всегда была искренней с ними. Ребята хорошо сдали экзамены, поступили в институты и колледжи. Хочется надеяться, что - мои уроки и наше и ними общение не прошли бесследно и будут дальше давать плоды.

Воспитывать себя учителю приходится каждый день и нельзя сделать послабление или отступление от правил. Пытливые ребячьи глаза все подмечают, теперь уже и маленькие ученики приходят все более раскрепощенными, чем раньше. Попробуй, спроси с них то, что сам не делаешь, не соблюдаешь! Ничего не получится. А без обоюдного доверия трудно добиться результата в воспитании и учении.

Всего комментариев: 3
avatar
1
1

У каждого из нас был Учитель, и не один. Каждый из нас в некотором роде учитель, но не каждый - Учитель.
avatar
0
2

Уважаемая Марина Владимировна! В Вашем эссе, мне понравился фрагмент: передачи Вам эстафеты – той маленькой искорки – любви к учительской стезе от яркого факела, учителя – филолога Нины Семёновны. Благодаря её интересным урокам, Человеком строгих правил, возможно, Вы стали, достойным подражателем и продолжателем учительского дела. Но, к сожалению, я не увидела в Вашем эссе, в чём заключается Ваше самовоспитание. Только перечисление, как нужно воспитывать детей, как себя вести в определённых ситуациях, каким должен быть учитель. А хотелось бы пример из жизни, который перевернул ваше понятие, что нужно не только воспитывать, но и перевоспитываться самой. Спасибо Вам за работу!
avatar
0
3

Да,Вы правы,что в тебя не вложили,уже не сможешь вложить ты,хотя и хочется.Трудно с этим бороться,но горько это осознавать.
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.