РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Прусаков Илья Владимирович. Попробуй таких неучей, повоспитывай!

Прусаков Илья Владимирович
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №47 с.Озерное Красноярского края
Попробуй таких неучей, повоспитывай!

Часто слышу фразу в учительской: «Попробуй таких неучей, повоспитывай!»
Не знаю как кто, а я считаю, что не бывает проблемных детей. Бывают трудные по разным причинам ребята (из-за семейных обстоятельств, среды обитания, черт характера и т.д.)
Воспитанник А.С. Макаренко С. А. Калабалин (в «Педагогической поэме» - Карабанов) так говорит о трудных детях: «Значит, ты (учитель – примеч. автора эссе) трудный, у тебя еще недостаточен уровень педагогического мастерства, раз не знаешь, что с ним делать».
А не прав ли С.А.Калабалин? А может, действительно, нам не хватает форм, методов, способов общения и работы с такими детьми?
Над этими вопросами я задумался не впервые. Вот представилась возможность высказаться, предложить свой вариант работы с «особыми» детьми.
Двое мальчиков из моего класса (условно буду называть их А. и Е.) не хотели ни учиться, ни слушаться.
Оба выросли в семьях, в которых господствует безнадзорность.
С чего мне, молодому специалисту, нужно было начинать?
Конечно, с дисциплины.
Я пришёл к выводу о том, что А. и Е., по сути, неуспешны в плане учёбы и общения со сверстниками в школе; были отвергнуты детским коллективом ещё в начальной школе.
Их эпатажное поведение – это вызов на реакцию, провоцирование окру-жающих, привлечение внимания к себе.
Выход был один – занять их полезным делом. И такие полезные дела в нашем случае нашлись! Приведу только несколько примеров из практики.
Начнём с недели, в которую дежурит по школе наш класс. У моих особых детей, к моему удивлению, проявился большой интерес к дежурству по школе, в том числе, в любимом детьми месте - в столовой.
Дежурят у нас учащиеся только на добровольной основе. Добровольность – основа основ.
В конце дежурной недели на линейке А. и Е. подводят итоги дежурства с использованием компьютерной презентации. Информатику эти дети любят, по-этому составить для них презентацию не составляет особого труда. Но теперь их труд стал видимым, заметным для всей школы.
В обычные дни (когда не дежурим) мы с классом и педагогами также придумали для них Дело.
Вариант №1.
В огромном фойе школы собираются дети и играют по очереди в пинг-понг. Мои А. и Е. сегодня учат азам этой игры учеников начальной школы. Мои ребята – наставники. Оказывается, они могут чему-то научить!
Конечно, за одну перемену не сыграешь даже партию в эту настольную игру. Это и привело к тому, что во внеурочное время стали проводиться в на-шем образовательном учреждении турниры по настольному теннису. Е. и А. принимают в них активное участие.
Зимой этого года, во время районной Спартакиады среди учащихся Ени-сейского района, Е. занял 1 место среди юношей нашей территории Краснояр-ского края.
А вот вариант №2. Рыбак и рыбка…
Именно эта старинная русская игра! Моим А. и Е. нравится быть рыба-ками: они крутят скакалку по кругу в разные стороны, а все желающие малыши, и что самое интересное, даже старшеклассники(!), прыгают над ней. Кого задел рыбак – тот выбывает. Обычно один является рыбаком, а другой следит – кому выбывать. Особые дети чувствуют себя уверенно, ведь они – ведущие.
Для интереса можно сделать «банк» конфет. Один из ведущих принимает в «сейф» по две конфеты от каждого игрока. При выбывании игрок забирает обратно только одну. Выигрыш достаётся победителю.
Соглашусь с А.С.Макаренко (работа «О моём опыте») в том, что всё-таки «...нельзя говорить о дисциплине как средстве воспитания». Я тоже пришёл к выводу о том, что дисциплина - результат воспитания.
Наша школа – сельская. На мой взгляд, сельские люди во многом отличаются от городских. Отличаются привычками, поведением, отношением к окружающим. Речь идёт о менталитете жителя сельского и городского, об их складе жизни.
Немного осталось в нашем селе ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны.
Мои Е. и А. стали бригадирами одного из отрядов школьников по оказанию помощи ветеранам.
Естественно, ребята делают всё вместе с классным коллективом: чистят снег зимой, носят дрова, вскапывают огороды. Всё делают на доброволь-ных началах.
В прошлом учебном году школьной командой единомышленников в рамках районной акции, посвящённой годовщине Великой Отечественной войны, был создан видеоролик «Мы все в ответе за Россию». В нём и есть видео- и фотоматериал, демонстрирующий Е. и А. за работой во дворе одного из ветеранов.
Ученик А. в итоге нашёл себя в школьном проекте «Школьное телевидение» в качестве фотокорреспондента.
Показательно, что оба мои особые дети были сняты с учёта в ОДН.
Но что пришлось пережить мне с ними (или им со мной!) за пять лет!
И ведь сдали они САМИ экзамены в 9 классе на «3», и поступили в одно училище.
Недавно идут по другой стороне улицы, машут рукой, кри-чат:»Здравствуйте!» А мне приятно так стало…
Получается, что можно и таких неучей воспитывать!
Всего комментариев: 10
avatar
1
1 anizotrop • 14:06, 01.10.2011

В поздравительных открытках учителям пишут их настоящие и бывшие ученики: желаем успехов в вашем НЕЛЁГКОМ труде. А из-за кого он нелёгок-то, нахалы? Не понимают, что ли? Понимают, всё понимают, только у детей эмоции часто пересиливают разум. Все хотят быть хорошими, но не у всех получается. Вот и приходится помогать неучам изо всех учительских сил. Придёт время - поймут, может еще и спасибо скажут.
avatar
2 Илион • 13:59, 02.10.2011

Спасибо за комментарий.
Всё равно, чисто по-человечески, таких детей жалко. Они не сами становятся такими. Виноваты в их поведении их семьи. Один год мне пришлось быть с моим учеником в суде. Его избил родной отец. Столько мерзости пришлось увидеть и услышать...Действительно, наш труд совсем НЕ ЛЁГОК! Кстаи, всех с наступающим Днём Учителя!!!
avatar
3 Илион • 14:04, 02.10.2011

Спасибо за комментарий! Жалко таких детей, ведь они растут в большинстве своём в неблагополучных семьях. Их эпатажное поведение - шанс привлечь к себе внимание. Однажды мне пришлось летом ходить с моим учеником в суд:его избил родной отец. Столько там было вывернуто наизнанку! Действительно, труд наш совсем НЕ ЛЁГОК...С наступающим нас, коллеги, ДНЁМ УЧИТЕЛЯ!
avatar
1
4 Ирина_Евгеньевна • 14:51, 04.10.2011

Илья Владимирович, ваше эссе очень умное, простое и понятное. Без витиеватых избитых фраз о воспитании, на конкретном примере вы показали, КАК надо из неучей делать воспитанных людей. Конечно, выход только один - искать то хорошее, на что можно в них опереться и на чем можно выстроить потом целый дворец из светлого и доброго. Если ребенка только бранить, толку не будет. Как говорил мне в шутку мой сын, когда я его ругала, - если человека все время называть свиньей, он в конце концов захрюкает. Браво! Тем более впечатляет, что вы - молодой сельский учитель, мужчина, а это сейчас большая редкость! Желаю вашему эссе победы! Пять с плюсом!
avatar
5 Илион • 17:15, 04.10.2011

Ирина Евгеньевна, спасибо большое за тёплые слова! С Днём Учителя Вас! Новых творческих успехов! Приятно очень, что опытный педагог написал такой отзыв мне! biggrin
avatar
6 julijap • 10:22, 10.10.2011

Какой молодец вы! Нужны нашей современной школе учителя-мужчины! Всего вам лучшего, желаю победы! Это эссе мне понравилось тем, что здесь есть КОНКРЕТНЫЕ ПУТИ решения проблемы! А не пустая болтовня! И пусть вас нигде и никогда "не съест" женский коллектив! biggrin
avatar
7 капа • 10:39, 11.10.2011

присоединяюсь к последнему посту.
avatar
8 • 18:17, 12.10.2011

Конечно,с этими мальчишками не могло быть иначе,ведь вы с нами,учениками,говорите на одном языке!Спасибо вам! удачи вам во всём,что бы вы не делали!В частности в этом конкурсе!
avatar
9 Ishina • 19:54, 15.10.2011

Уважаемый Илья Владимирович! Ваше эссе написано на примерах перевоспитания «заядлых» троечников, с добрыми, человечными качествами в душе. В которых, Вы сумели открыть отличных помощников и друзей детского коллектива. Да, согласна с Вами, что сельские ребята отличаются своей самобытностью, которая ещё есть в наших населённых пунктах, от городских жителей, которые развиваются в несколько ином темпе. Возможно, из-за обилия «продвинутости».
Один нюанс, который меня удивил: учитель русского языка и литературы допускает грамматические ошибки и немного нелогичное повествование, т.е. сумбурное. В целом, эссе заинтересовало! Спасибо Вам!
avatar
10 Илион • 18:01, 16.10.2011

ishina, спасибо за комментарий. История представленной работы необычна. Я вёл дневник наблюдений за моими двумя "необычными" детьми. Записывал факты, анализировал их поступки и т.д. В сентябре узнал про конкурс; он меня заинтересовал, ведь мне было о чём написать. Но сложилось так, что набирать текст с дневника, структурировать работу "пришлось" моей жене; я с дочерью в сентябре ездил в краевую больницу. Супруга мне звонила, спрашивала: как лучше написать, что убрать, а что оставить. Поэтому спасибо ей, что она вообще смогла разобраться в моих записях! За грамматические ошибки, конечно, обидно мне, ведь работа, получается, моя. Но "наборщику текста" выговора не сделал. Вам большое спасибо за то, что кроме, как вы выразились, "нюансов", вы смогли понять суть материала!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены