РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние младших школьников

Влияние методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние младших школьников.


Актуальность исследования:

важно определить значение методов поощрения и наказания в системе воспитательных воздействий, целесообразность и оптимальное соотношение использования данных методов для стимулирования социально желательного поведения детей младшего школьного возраста.

Цель исследования:

выявить влияние методов поощрения и наказания, применяемых в школе и семье, на эмоциональное состояние младших школьников.

Гипотеза исследования:

применение методов поощрения и наказания в семье влияет на эмоциональное состояние младших школьников в учебном процессе.

Поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Поощрение – это стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения. Оно закрепляет положительные навыки и привычки, вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение грамотами и подарками.

Наказание – это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, неодобрение, лишение удовольствия, ограничение в правах, лишение почётных обязанностей, наложение дополнительных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Отдельным видом является физическое наказание.
Диагностическая работа проходила на базе средней общеобразовательной школы № 4 имени А. С. Пушкина, ст. Каневской, Каневского района, Краснодарского края, во 2 «Б» классе, учитель – Коротченко Алевтина Алексеевна. Количество учащихся в классе – 14 человек,.из них трое воспитываются в полных семьях отчимами. Испытуемые: 14 учащихся, 5 – девочек и 9 – мальчиков, а также 14 родителей – 4 отца и 10 матерей.

Для достижения цели исследования мы использовали вопросники, тесты, анкеты для родителей и детей, составленные М.Р. Догонадзе и Дональдом Тенесси для установления стиля взаимоотношений между родителями и детьми. Эти методики сделаны в простой и доступной форме, не требует много времени на их выполнение, а также помогают достичь поставленной нами цели. Кроме того, нами была проведена работа по определению эмоционального состояния учащихся на уроке. Анализ результатов исследования семейных взаимоотношений, а именно какие методы поощрения и наказания преобладают в процессе воспитания детей в семьях, на основе вопросников, тестов, анкет для родителей и детей, составленных М. Р. Догонадзе и Д. Тенесси, помог нам установить стили этих взаимоотношений.

К родителям гуманно-сотруднического стиля мы отнесли тех, которые при анкетировании ответили, что наиболее часто поощряют одобрением хорошие поступки своих детей. Такие родители считают, что словесное поощрение вызывает положительные эмоции у ребёнка, а физическое наказание — метод, применение которого ничем не может быть оправдано. В воспитании своих детей они используют такие методы как, беседа, советы, разъяснения как надо поступать. В анкетах они выбирают утверждения: «С любым желанием ребёнка нужно считаться», «Существуют трудновоспитуемые дети, но и они поддаются воспитанию», «Ребёнок должен не бояться, а уважать своих родителей» (8, 10, 11, 14, 16 и т.п.) В тесте Дональда Тенесси преобладающими являются ответы «А». Таких родителей по всем методикам было отмечено 64% (9 человек).

Труднее оказалось выделить тип либеральных родителей, поскольку в отдельных случаях их ответы совпадают с ответами гуманных родителей, а в других отличаются от них в сильной степени. В основном они используют методы беседы и разъяснения, но могут и прибегать к физическому наказанию, к запретам без объяснений; могут поощрять покупками. В анкетах такие родители выбирают утверждения: «С любым желанием ребёнка нужно считаться», «Ребёнок должен подчиняться родителям», «Ребёнок любознателен, он любит задавать чрезмерное количество вопросов» (3, 4, 6, 8, 10 и т.п.) В тесте «Какой ты родитель?» выбирают ответы «Б». Таких родителей по всем методикам было выявлено 21% (3 человека).

К авторитарным родителям мы отнесли тех, которые считают, что дети должны беспрекословно подчиняться родителям. В воспитании детей чаще всего используют наказание, могут поощрять покупками, подарками за хорошее поведение. При анкетировании чаще всего выбирают утверждения: «Ребёнок должен подчиняться родителям», «Ребёнок должен верить, что родители всё знают», «Дети любят сердить родителей» (3, 4, 15, 17 и т.п.) таких родителей по всем методикам получилось 14% (2 человека).
Выделению типов родителей способствовало анкетирование, проведённое среди детей. У учащихся младшего школьного возраста уже есть определённый запас морального опыта, который в соответствии с тем, в какой семейной ситуации растёт ребёнок, может быть показателем наличия положительных или отрицательных эмоций у него.

Дети авторитаристов при анкетировании выбирают утверждения: «Мои родители требуют беспрекословного подчинения», «Мои родители считают, что я ни на что не способен», «Когда мне трудно, родители не догадываются об этом» (8, 13, 20, 24, 30). Детей авторитаристов по данным анкетирования было отмечено 21% (3 человека).
Дети гуманных родителей при анкетировании выбирают утверждения: «Я уважаю родителей», «Люблю рассуждать вместе с родителями», «Я и мама (папа) – друзья» (1, 3, 6, 11, 16, 25, 26). Детей гуманных родителей было выявлено – 57% (8 человек).

Дети либералов утверждения «я гуляю там, где захочется», «Родители уверены в моих способностях», «Если я попрошу родителей, они всё для меня сделают» (18, 28, 29). Детей либералов по данным анкетирования было отмечено 21% (3 человека).

С целью определения эмоционального состояния младших школьников на уроке в начале учебного дня каждому учащемуся были предложены карточки четырёх цветов. Каждый цвет соответствовал определённому настроению: розовый – радостное, жёлтый – приятное, зелёный – спокойное, голубой – грустное, плохое. До и после каждого урока дети выбирали одну карточку, цвет которой соответствовал их настроению на данный момент.

Настроение младших школьников меняется на протяжении учебного дня, в зависимости от ситуации появлялись положительные или отрицательные эмоции (см. табл. 7). К концу учебного дня настроение у половины класса изменилось с радостного или приятного на грустное в результате усталости. Трое учащихся были наказаны учителем за плохое поведение на уроке (приказание встать у парты). При этом у детей наблюдалось повышение эмоционального настроя на уроке при одобрении учителем верного решения задачи, примера, правильного выполнения задания, при поощрении подарком (картинкой, наклейкой, рисунком в тетради в виде солнышка) за аккуратность, правильность решения, активность на уроке, хорошее поведение.

В результате исследования было установлено, что дети гуманных родителей, для которых характерно уважение к личности ребёнка, проявление доброжелательности и внимания к нему, подчёркнутое доверие к нравственным силам и потенциальным возможностям ребёнка – эмоционально устойчивые дети. Метод одобрения, словесного поощрения вызывает у детей положительные эмоции, что отражается на их успехах в школе.

По характеристике детей, предоставленной нам учителем, следует, что эмоционально неблагополучный ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и может замолчать совсем. Внутри у него всё холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Это говорит о перенапряжении психофизических функций организма.

Эмоционально устойчивые дети уверены в себе, активны на уроке и в игре, на перемене, доброжелательны. Общительны. Легко приспосабливаются к новой обстановке, коллективу.

Исследовав влияние методов поощрения и наказания, применяемых в школе и семье на эмоциональное состояние младших школьников, мы определили, что неумелое применение этих методов в воспитании детей ведёт к формированию эмоционального неблагополучия у ребёнка, что сказывается на его успеваемости в школе. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Он не ставит себе высоких целей, не уверен в себе. У большинства таких детей низкий уровень успеваемости, им сложнее реализоваться в области общения с другими людьми.

Проведённое исследование показало, каким образом можно выявить неумелое использование методов поощрения и наказания в воспитании детей. Опираясь на результаты исследования данной работы, любой педагог, проведя тестирование, анкетирование, метод определения эмоционального состояния учащихся на уроке, использованные в нашей работе, и проанализировав его, сможет дать практические советы родителям по воспитанию детей, а также, выявить наиболее оптимальные виды поощрения и наказания, способствующие повышению уровня успеваемости учащихся.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены