РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль дополнительного образования детей в современном обществе

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 

Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого человека в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении модели образования.
Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную модель образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования, неотъемлемой частью которого является система дополнительного образования.
Нестандартность, вариативность воспитательно-образовательного процесса позволяют сохранить главные составляющие системы дополнительного образования - возможность выбора и желание детей обучаться. Оно направленно на развитие личности ребёнка, его творческого потенциала, становление индивидуальности в комфортных для ребёнка условиях, практическое применение знаний и способностей.

Дополнительное образование – особая сфера образования, существующая вне рамок основных образовательных программ. При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
Известно, что отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей. Учреждение дополнительного образования детей представляет собой особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована.

Особенности системы дополнительного образования детей позволяют ей быть мобильной, динамичной и открытой, что помогает учреждениям дополнительного образования сохранять свои традиции, воспитательный и образовательный потенциал, значимость и востребованность. Благодаря многогранности, разносторонности сферы деятельности, в объединениях учреждений дополнительного образования дети участвуют в поиске путей реализации своих возможностей в социально значимой деятельности, что помогает формировать и развивать у подрастающего поколения гражданское сознание. Занятия в учреждении дополнительного образования выступают компенсирующим фактором, создают дополнительные возможности для педагогически управляемого развития личности ребёнка, регулируемой социализации подростков. Ведь помимо школьного пространства существует пространство жизни, в котором дети не будущие, а реально действующие персонажи, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие в отношения, далёкие от имитационно-игровых или воспитывающе-целесообразных. Именно в этом пространстве они приобретают первый жизненный, а не учебный опыт.

Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.

Пелевина Татьяна Васильевна – методист МБОУ ДОД «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены