РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Помощь психолога педагогам

Зачем школьному психологу проводить занятия с педагогами школы?...


Уже известно, что одну треть своей жизни мы проводим на работе. И эта жизнь неотделима от общей земной жизни человека. Как научиться получать удовольствие от любого взаимодействия? Как сделать для себя эту часть жизни счастливой? Эти вопросы были актуальны всегда, но в настоящее время сфера образования вышла на новый виток развития, а именно введение ФГОС и пилотного проекта новой оплаты труда педагогов.

В условиях модернизации системы образования, когда приоритетной целью образования провозглашается развитие личности учащегося, особую актуальность приобрела проблема сохранности эмоционального и психологического здоровья педагога. Известно, что при описании профессионального развития педагога негативное влияние особенностей профессиональной деятельности на личность учителя рассматривается в контексте профессионального выгорания и снижения эмоциональной устойчивости. Эмоциональную устойчивость следует понимать, как способность осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения эмоциональной сферы личности, в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья, как учителя, так и учеников. Людям, посвятившим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.

На мой взгляд, критериями готовности участников образовательного процесса к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:
1. Разработка модели психолого-педагогического сопровождения педагогов и формирование ключевых предпосылок подготовки школьного учителя к внедрению ФГОС;
2. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – знание программ учебных и внеучебных курсов);
3. Разработка и демонстрация приёмов и методов организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования и введение интегрированных уроков с участием педагога-психолога;
4. Психологическая помощь: для организации самостоятельной индивидуальной и коллективной продуктивной мотивированной деятельности участников образовательного процесса.
5.Демонстрация компетентного поведения:
- собственной ответственности за результат, способность к кооперации и диалогу;
- осваивание проектной, исследовательской деятельности путём участия в проектировании и реализации проектов;
- включение участников образовательного процесса в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.
- планирование своей деятельности, ориентируясь на образовательные результаты, формулируемые в идеологии ФГОС и социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника:
- определение эффективных психологических и педагогических средств достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…), составление сценариев учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД (универсальных учебных действий), осуществление рефлексии проведённого занятия Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагогах, которые должны хорошо чувствовать необходимость перемен и готовиться к их проведению.
На мой взгляд основной задачей психологического сопровождения процесса внедрения ФГОС в нашей школе является помощь педагогам в формировании эмоциональной компетентности, тренировки и поддерживании эмоциональной гибкости. Это и явилось предпосылкой создания нами тренингов «Стабилизация и коррекция психоэмоционального состояния педагогического состава ООУ»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. По данным статистики состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со со стажем работы от 5 до 10 лет чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1-2 раза в в течении года. По длительности протекания состояний «эмоционального выгорания» большинство педагогов (69% из 100% опрошенных) определяют срок от 3 до 5 и от 5до 7 дней.

В ряде современных теорий эмоции рассматриваются как особый тип знания. В соответствии с данным подходом важным становится понятие "эмоциональная компетентность” (эмоциональный интеллект), который характеризуется как:
-способность действовать в соответствии с внутренней средой своих чувств и желаний;
-способность понимать отношение личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Сегодня увеличивается не только учебная нагрузка, а вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности педагога, общее переутомление. Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, большое количество времени в сутки, проводимого на работе и к, сожалению, ещё много факторов. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Нельзя забывать также о том, что педагоги – это в первую очередь наши современники. Просто люди, живущие здесь и сейчас, и переживающие личные непрофессиональные моменты своей жизни не менее остро и ярко, чем люди, не занимающиеся педагогической деятельностью. Поэтому, не пренебрегая всеми видами деятельности психолога:
- психологическим просвещением (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
- психологическим консультированием (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Я предлагаю делать основной акцент на психологической профилактике (групповой и индивидуальной работе с педагогами – тренинги, психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация), так как именно профилактика даёт возможность стабилизировать психоэмоциональное состояние ещё поддающееся коррекции и обучить эмоциональной саморегуляции.
На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. И большинство исследователей сходятся в одном: наилучший способ снижения уровня СЭВ – профилактика данного состояния. Необходимой и базовой частью профилактики СЭВ является личностная психологическая подготовка специалиста. А именно не столько теоретическое обучение основам психологии (получаемое в педагогических ВУЗах), сколько практическое, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.
Развивать стрессоустойчивость можно самостоятельно, используя методы саморегуляции и самопомощи: ведение психологического дневника, анализ своих сновидений, практика медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Эти методы помогают осознать внутренние ресурсы личности.
Практические психологи в работе с учителями традиционно используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ.

Психокоррекционная работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе.
Традиционные виды тренингов: социально-психологические; гештальт-терапия; группы тренинга умений; группы психодраммы; группы телесной терапии; группы встреч.
Каждая группа организуется по определенным правилам для решения конкретных задач. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч с психологом.
По мнению Яковлевой Е.Л. "развитие личности не представляется возможным без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания: чем больше познание с сердцевиной "Я”, тем в большей мере в нем задействованы эмоции”.
Горшкова Г.Г. подчеркивает, " что необходимым условием эмоциональной компетентности является понимание эмоций субъектом” . В отличии от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связь с поведением личности и взаимодействием реальностью.
Развитие эмоциональной саморегуляции весьма актуально, так как:
- эмоции играют адаптивную роль. Эмоции способствуют выживанию индивида на всех уровнях; следовательно, развитие эмоциональной саморегуляции повышает адаптивные возможности и способствует гармоничному взаимодействию личности с обществом;
- эмоции связаны с личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в эмоциях представлены личностные смыслы. Таким образом, развитие эмоциональной саморегуляции способствует гармоничному личностному развитию, позволяет создавать дополнительные мотивирующие факторы;
-люди, с трудом выражающие и переживающие эмоции в большей мере подвержены психосоматическим заболеваниям;
-эмоция признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем общий интеллект.
Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль над формой проявления. Осознание эмоций - это:
-отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля над этим состоянием;
-способность выразить это состояние в знаковой форме.
Именно на уровне осознания возможен контроль над эмоциями, то есть способность предвидеть их развитие и понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия. При коррекционной работе следует учитывать, что не осознаются:
-эмоциональные стрессы, которые возникли и формировались в раннем возрасте;
-ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется тесная связь;
-эмоциональные реакции и состояния, осуждаемые или не принимаемые в данной культуре.

Взаимодействие интеллекта и эмоции способствует эмоциональной саморегуляции, снижению интенсивности негативных эмоциональных переживаний, т.е формированию мотивированных регулятивных .компетенций.
Работая над этой проблемой, изучая теоретический материал, и, внедряя собственные наработки, я пришла к выводу, что чем с меньшим количеством препятствий и быстрее осуществляется процесс распространения информации, тем эффективней процесс обучения, и тем выше конечная ценность тренинга. Исходя из этого, мною разработан блок тренинговых занятий, позволяющих опосредованно обучать педагогов саморегуляции, посредствам внедрения в каждое тренинговое занятие одновременных воздействий на все модальности, а именно:
-Аудиальное – музыкальное, шумовое сопровождение видеоряда;
-Визуальное – видеоряд, созданный нами по теме проводимого занятия, в виде слайд шоу, или созданный нами видеофильм;
- Кинестетическое – возможность создания эмоционально-чувственного ассоциативного индивидуального ряда каждого участника и проявление эмоций и чувств в виде рефлексии.
Во время тренингового занятия четко можно проследить заявленную цель тренинга и опосредованно воздействуя на каждого участника получить положительно подкрепленный личный опыт.

При занятиях с коллективом школы, по моему мнению, необходимо учитывать возрастную категорию педагогов, влияющего на создание общего микроклимата для комфортного самочувствия в рабочее время, а также важность формирования эмоциональной компетентности для каждого из них.
Цель тренингов:
-обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
После года апробации тренинговых занятий можно говорить о первых позитивных результатах:
-значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
-повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);
-сформировались начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
-повысилась мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
График сравнительных результатов СЭВ до начала тренинговых занятий и после

Темы этих встреч самые разнообразные:
- «Эмоциональная культура педагогического общения»
- «Психологическое самочувствие педагога. Профессиональные деформации. Синдром эмоционального выгорания»
- «Счастье в рабочее время. Психологический микроклимат»
- «Толерантность. Лестница духовного роста»
- «Релаксация – полезная привычка»
- «Личность педагога – инструмент воспитания»
Один из разработанных тренингов я привожу какпример:
Тренинг «Счастье в рабочее время. Психологический микроклимат» представляет собой работу, состоящую из нескольких блоков:
1. Слайд-шоу, содержащее научную и статистическую информацию по заявленной теме;

2.Игровое слайд-шоу с музыкальным добавлением для создания настроения «Мой день»;

2. Шуточный когнитивный тренинг с ответами на предлагаемые вопросы и обсуждением.

3. Упражнение на высво¬бождение сознания, про¬буждения внутренней жизненной силы и к открытие духовного центра, стимулирование процессов в высших сферах нашего сознания;

4. Закрепляющие релаксационное слайд-шоу «Вспомнить всё…».

Педагог – психолог ГБОУ г. Москвы СОШ № 430 Рябчикова Н.А.

Литература:
Аргайл М. Психология счастья. М., Прогресс,1990
Берг В. Карьера – супер игра. М., Интерэксперт, 1998
Бойко, В,В. Энергий Эмоций в общении: Взгляд на себя и других/ В.В. Бойко// «Филинъ».: М., 1996.
Гнездилова, О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя/О.Н. Гнездилова// М., 2005
Ибарра Э. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру. СПб.: Стокгольмская Школа экономики в С-Петербурге, 2005
Карабекова, Н.В. психологические аспекты профессиональной культуры учителя/ Н.В. Карабекова// педагогика и психология: курс лекций/ Под ред. Л.И. Гриценко. – Волгоград: Из-во ВГАПК РО, 2009.
Коклова. М.О., Феактистова Я.С. Психъологическая поддержка эмоционального здоровья педагогов в рамках внедрения ФГОС второго поколения
О,Кифф Дж. Бизнес-прорыв. Восемь стратегий достижений выдающихся результатов. М., ЭКСМО, 2005
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1992
Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя/ Митина Л.М.// «Академия». М., 2004.
Пономорева, Г.А. синдром «эмоционального выгорания» у педагогов работающих с особыми детьми и способы его профилактики в условиях образовательного учреждения: (из опыта работы)/Г.А. Пономарева// специальная психология. 2006.
Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М., ЮНИТИ, 2009
Самоукина Н. Карьера без стресса. СПб.: Питер, 2003
Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. М., Прогресс, 1990
Хилл Н. Думай и богатей. М., Парадокс, 1995
Чернов А. Карьера как образ жизни // Ведомости, 22 ноября, 2002
Шаповалов В., Минкина О. Консультирование по карьере. М., Академический проект, 2008
www.standart.edu.ru
Рябчикова Наталия Анатольевна30.03.2012 61870 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей