РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Из опыта работы с одаренными детьми"

Учитель МБОУ СОШ №115,
г.Красноярска
Потапова Анна Павловна
 
«Из опыта работы с одаренными детьми»
 
Двадцать лет назад я, еще молодой учитель, ввела в свою практику уроки «Проба пера». Сколько удивительных работ создали мои ученики, сколько замечательных стихотворений было написано ими. И я решила: школа должна знать своих юных поэтов. Выпустила газету «Дебют», яркую, интересную. Хотела снять через неделю, но ребята постоянно собирались около неё. И не только читали, но и переписывали, заучивали.

Четыре года администрация школы приветствовала мои добровольные порывы, а на пятый поощрила. Предложили официально создать литературную студию «Дебют». Согласилась не сразу. Одно дело от случая к случаю встречаться с юными дарованиями, другое – разработать свою систему. «Смогу ли»,- спрашивала себя. Ведь работать с одаренными детьми значит находиться в постоянном творческом поиске. Скучную теорию, однообразную практику такие дети не приемлют. Понимала, что если возьмусь, то каждый шаг мой должен быть нестандартным.

Все сомнения отброшены. Я взялась за разработку программы «Развитие поэтических способностей учащихся» (программа литературной студии «Дебют»). Немного об этой программе. В основу её положена «концепция литературного образования на основе творческой деятельности учащихся». В соответствии с этим целью дополнительного образования становится развитие творческих способностей литературно одаренных детей. Учебно-тематический план рассчитан на 68 часов. Предлагаю ознакомиться с его фрагментами.
Часы Тема Дата
1 Лирическое Я и его воплощение в художественном тексте.
2 Творческий практикум Как я пишу стихи ( из личного опыта студийца).
3 Поэтическое самоопределение.
4 Творческий практикум Анализ собственного стихотворения.
5 Лирика. Оригинальность и самобытность.
6 Творческий практикум Дискуссия по одному из стихотворений.
11 Ритм и интонация в стихе.
12 Творческий практикум Сочиняем стихи вместе.
23 Метафоричность и образность языка.
24 Творческий практикум Выразительное чтение стихотворения.
31 Картины природы и их художественные функции.
32 Творческий практикум Создание мини-стиха по картинке.
51 Автор лирического произведения и лирический герой.
52 Творческий практикум Презентация стихотворения.
59 Сценарий литературного концерта.
60 Литературный концерт «Сам пишу и сам читаю».
62 Подготовка презентации « Творчество ребят литературной студии «Дебют».
65 Выпуск газеты «Дебют» ( печатаются произведения учащихся литературной студии «Дебют»).
67 Литературная гостиная « Юные поэты Красноярска».

Каждое занятие должно быть познавательно-развивающим. Обязательно теория, ненавязчивая, непринуждающая. Теория на ярких, близких детям образцах. Здорово сегодня помогают ИКТ. Объясняешь не на пальцах, как раньше. И если вы, дорогие коллеги, взялись за такую работу, помните, что компьютер – ваш первый помощник. И вы, и он сможете надолго увлечь ребят.

Вернемся к плану занятий. Непременным условием каждой встречи является творческий практикум. Столько лет я работаю по этой программе и, кажется, что все должно идти по накатанному пути, но нет постоянно ищу что-то новое. Сегодняшний практикум не должен быть похож на прошлогодний, потому что все ребята со своей индивидуальной одаренностью и всегда различаются по самостоятельности и художественному результату своего творчества.

Групповые практические занятия детям нравятся. Здесь они не только обучающиеся, но и уже коллеги «по цеху». Читают свои произведения, высказывают собственное мнение, дают советы. Вижу, как горят их глаза, как радуются появлению новой достойной творческой работы. Вместе они и поэты, и редакторы, и художники: готовят стихи к публикации в газете «Дебют», продумывают очередную страничку на школьный сайт, оформляют уголок «Проба пера», помогают другу создать презентацию творчества.
Работа над презентацией – дело трудное, требующее творческого подхода. Это не просто проиллюстрированные стихи. Это анализ произведения, его фрагментов. Это отзывы учителей и ребят. Все поступенчато: от первых несмелых шагов до последнего стихотворения. Очень люблю презентации творчества. Умиляет, как ребята рассказывают о своем творческом поиске, как взволнованно читают свои стихи и как переживают, когда слушают их в исполнении друзей.

Поощряйте одаренных детей. Выступайте с ними на школьных концертах. Пусть звучат их голоса из динамиков школьного радио. Публикуйте их работы. Участвуйте в творческих конкурсах. Помните, что двигателем всех достижений является мотивация.

Спросите, есть ли трудности в моей работе. Есть. И возникают они тогда, когда ученик начинает говорить, что не хочется писать, ничего не идет в голову. Что ж, поэтам это свойственно. Но как же быть, если все-таки хандрят?
- Дайте отдохнуть, но недолго.
- Скажите, что очень нуждаетесь в помощи.

Например, попросите поработать с младшей группой литературной студии; помочь в создании презентации; стать экспертом, отредактировать текст и др. (ситуаций необходимой помощи много)

  • Предложите новые темы.
  • Подарите первые строчки стихов.
  • Поиграйте в БУРИМЕ
  • Попросите оформить новую работу для школьного сайта.
  • Предложите посоревноваться с вами

Фантазируйте, ищите, будьте всегда рядом – ПОМОГАЕТ ТОЧНО

Не забывайте и о себе.
Чтобы легче работалось, создавайте копилки. Так как мы часто играем в буриме, коплю рифмы к разным темам. Зная, что с узкими темами работать интереснее, коплю их. Просят подарить первые строчки к стихам… И они у меня есть.

Предлагаю фрагменты из моих «сундучков».

« Рифмы весна »
1.По дорогам – в снегу 2. Снега - вода
шепчет – ухожу озорной – за собой
3. Пенёк – ручеёк 4. Вьётся - смеётся
луч – жгуч припекает - убегает
5.Удалась – грязь 6. Дорожка - красота
обратно - приятно вприпрыжку – весна
7.Звенит – льётся 8. Детвора - ура
играет – смеётся воробей - пригрей
9.Ярче – жарче 10. Бушует - ликует
поет – идёт принесут - увлекут

Узкие темы -яркие работы
к теме «Весна»
1. Первые ручьи. 2. Веселые лужи. 3. Весенние забавы. 4. Счастливые птицы. 5. Нежная зелень весны. 6. Зима украла солнце. 7. Ароматы весны. 8. Весенняя прогулка. 9. Весна меняет мир. 10.Чудеса весны 11. Кораблики весны.
к теме «Дружба»
1.Подружки-болтушки. 2. Помощь друга . 3. Не разлей вода . 4. Маме на ушко. 5. Дружба с бабушкой 6. Девочка и щенок. 7. За одной партой.
7. Новый друг.
Из копилки « Две строчки в подарок»
Принесла домой котенка.
Он мяукал долго-долго.
_______________________
Ёжик по лесу гулял.
Тихо песню напевал.
_______________________
Угадайте,что такое
В огороде у Ильи.
_______________________
Раз шажок, два шажок.
Ну, ещё один, дружок!
_______________________
Я мир отрыла добрый, яркий.
Заманчивый, влекущий за собой.
_______________________
для темы «Моя Сибирь»
Оглянись! Красота какая!
Расстилается снежный ковер.
_______________________
Моя Сибирь! Земля лесов могучих,
Где кедры шепчутся наперебой...
_______________________
Ты красоты такой нигде не увидишь.
От красоты такой слепит глаза.
_______________________
Эх! Сибирь! Красота какая!
Серебром покрылись поля.

Ко мне в литературную студию «Дебют» приходят ребята, начинающие писать стихи. Творческие способности у них разные. Но я убежденно говорю, что это одаренные дети. А одаренный человек «словно яркая звездочка на небосклоне, требующая особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены