РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внеурочная деятельности в начальной школе как один из способ воспитания гармоничной личности младшего школьника

Внеурочная деятельности в начальной школе как один из способ воспитания гармоничной личности младшего школьника
Фролкова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов СП 1
МБОУ СОШ № 17 «Юнармеец»
г. Мичуринска

Внеурочная деятельности в начальной школе как один из способ воспитания гармоничной личности младшего школьника


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (слайд №2).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
  • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребёнка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по таким направлениям развития личности, как(слайд №3):
  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.
Могут быть использованы следующие формы:
  • экскурсии;
  • кружки;
  • секции;
  • круглые столы;
  • конференции;
  • диспуты;
  • школьные научные общества;
  • олимпиады;
  • соревнования;
  • поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики и др.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Выделяют следующие виды внеурочной деятельности (слайд №4):
  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • техническое творчество;
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.
Таким образом, очевидно, что внеурочная деятельность способствует закреплению и практическому использованию отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель (слайд №5), где внеурочная деятельность может осуществляться через:
  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продлённого дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
  • Опираясь на данную базовую модель, можно выделить несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности (слайд №6):
  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  • инновационно-образовательная модель.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою модель организации внеурочной деятельности.

Эффективность любой деятельности человека или сообщества людей измеряется по двум основным критериям:
1) продуктивность деятельности;
2) удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами.
Эти же критерии можно взять и для выявления эффективности внеурочной деятельности. Показателями и методиками для изучения продуктивности деятельности, организованной во внеурочное время обучающихся, могут стать следующие:
1) знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;
2) достижения обучающихся в культивируемых видах внеурочной деятельности.
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы (слайд №8), как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребёнка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.
Второй критерий – удовлетворённость обучающихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельностью и её результатами.

Проблема заполнения свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программе внеурочной деятельности для младших школьников, воспитательных программах классных руководителей.
Это стало возможным, т.к. в практике прошлых лет в школе сложилась прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности.

Воспитание в школе - это не специальные разовые мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), это «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников. Это приводит к снижению жизненного потенциала ребёнка, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям».
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
В этом учебном году мы работаем, используя оптимизационную модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель ГПД и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями первых классов был проведён мониторинг родителей будущих первоклассников с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе. По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а учителями были составлены рабочие программы по своему направлению. (слайд №9) Мининой Галиной Александровной было разработано положение о внеурочной деятельности и составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы из детей разных классов и некоторые дети были записаны на несколько занятий.
Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.

Проведя анкетирование среди родителей первоклассников, мы предложили определить приоритет того или иного направления и получили следующие результаты(слайд №10):
Так за спортивно-оздоровительное направление отдали голоса 43% родителей.
За художественно-эстетическое направление – 89%
За общеинтеллектуальное – 44%
Для примера общественно-полезное направление отдали свои голоса только 12% родителей, за патриотическое – 5,5%.

Итак, внеурочная деятельность составляет 20% всей учебной деятельности, поэтому, выбирая программы внеурочной деятельности по направлениям, мы учитывали:
-возрастные особенности первоклассников;
-пожелания родителей;
-возможности, особенности нашего образовательного учреждения.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в первых классах нашей школы(слайд №11):
- запросы родителей, законных представителей первоклассников;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Таким образом, включение ребёнка в систему общешкольных дел воспитательной системы, позволяют реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю.
В нашей школе внеурочная деятельность состоит из 4 направлений, представленных программами(слайд №12).
№ п/п Название модуля Количество часов в неделю

1. Спортивно-оздоровительное направление 2
2. Художественно-эстетическое направление 4
3. Духовно-нравственное направление 2
4. Общеинтеллектуальное направление 2
1. Спортивно-оздоровительное направление. Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, получение теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие. Это направление у нас реализуется через работу кружка «Народные игры «Час досуга». Русские народные игры, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребёнка как личности.

2. Художественно-эстетическое направление представлено театральным кружком «Лицедеи» - руководитель Марина Александровна Третьякова (слайд №13, 14).
Цель:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества
кружком ИЗО «Волшебная палитра» - руководитель Лариса Николаевна Попова(слайд №15, 16). Цель:
- развитие творческих способностей младших школьников, детского сплочённого коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослых, любви к родному краю и себе.
вокальным кружком «Колокольчики» - руководитель Ольга Владимировна Фролкова (слайд №17) . Цель:
- развитие вокальных данных;
- развитие умения слушать, понимать и исполнять вокальные произведения;
танцевальным кружком «Экспрессия» - руководитель Наталья Анатольевна Трусова (слайд №18, 19, 20).
Целью этих кружков является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляет свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

3. Общеинтеллектуальное направление представлено кружком «Юный исследователь» - руководитель Светлана Вадимовна Стрельникова(слайд №21, 22). Цель:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска
Ведущей идеей работы данного кружка является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Формы организации занятий кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только преодолел сложности (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Особенности СП 1 МБОУ СОШ № 17 «Юнармеец», учитываемые при организации внеурочной деятельности(слайд №23):
- Школа – социокультурный центр
- Необходимость охвата всех выбранных направлений внеурочной деятельности
- Недостаточно возможностей для привлечения специалистов дополнительного образования
Педагоги школы стараются сделать пребывание ребёнка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребёнка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников(слайд №24)
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
(слайд №25) Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Фролкова Ольга Владимировна06.06.2012 152980 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar