РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сценарий воспитательного мероприятия для детей 8-10 лет "Рождественские посиделки"

Управление образования администрации городского округа город Выкса МБОУ ДОД Центр детского технического творчества

Воспитательное мероприятие: «Рождественские посиделки»

Составил:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Сапегина Елена Васильевна
г. Выкса
2012г.



«Изготовление мини-панно «Рождественская ёлка»

Форма организации: посиделки
Возраст: 8-10 лет
Цель:
Формировать интерес к народным традициям и декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
  • Обучить приёмам изготовления мини-панно.
  • Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, художественный вкус аккуратность, точность, творческое   отношение  к выполняемой работе;
  • Воспитывать духовно-нравственные качества у детей, интерес к народным традициям и творчеству.

План мероприятия.

1. Вводная часть.
1.Знакомство с педагогом, детьми.
2. Краткое ознакомление с историей празднования Рождества в России.
2. Основная часть
1. Объяснение выполнения работы.
2. Т.Б., инструменты.
3. Самостоятельное выполнение работы.
4. Индивидуальная помощь.
5. Физкультпауза.
3. Заключительная часть.

1. Выставка работ, подведение итога.

Оборудование и инструменты:
лавка, рисунок печки, угольный утюг, швейная машинка, половик, выставочные работы мастериц из лоскутков, детские работы, нитки, ножницы, иглы, игольницы, заготовки из ткани: контур снеговика, контур ёлки, прямоугольник для ведра, мелкие лоскутки ткани для украшений.
Дидактический материал:
музыка, таблицы по технике безопасности, образцы работ.
Методы обучения:
рассказ об истории Рождества, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ приёмов, самостоятельная работа.
1. Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут – Елена Васильевна. Моё имя написано на медальоне, я прошу каждого из вас написать своё имя на заготовленном медальоне и назвать его.

Дети: выполняют и называют имена.

Педагог: Спасибо. Теперь мы знакомы. Сегодня мы поговорим о православном празднике Рождество.

Тихо падают с неба снежинки,

Вот настало опять Рождество,

В высь взлетает душа, как пушинка,

В моём сердце светло и тепло…

Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевником. Сочевник происходит от слова «сочиво», что означает буквально – «растительное масло». Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос. С утра, в Сочельник, убирались в избах, парились в банях. Хозяйки готовили обрядовую пищу – кутью и взвар. Кутья – это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар – напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара – символ вечности жизни, рождения и смерти Спасителя, непрерывности рода человеческого. Вечером ждали появления Вифлеемской звезды – только после этого можно было приниматься за еду. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них – рождественские колядки . Молодежь собиралась компаниями, ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги, и пели колядки.. Колядки - обрядовые песни, в которых восхваляли, величали хозяев, в чей дом пришли, его семью, желали богатства и хорошего урожая, получая от них подарки: конфеты, выпечку, денежки.

Коляда, Коляда

Подай пирога.

Не подашь пирога –

Мы корову за рога.

А подашь пирога –

Полный дом живота.

А дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста.

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытиём,

И богатством.

И создай вам, Господи,

Ещё лучше того!


А вы знаете какие Колядки?


Господин, господа, господинова жена,

Двери отворите и нас одарите!

Пирогом, калачом или чем-нибудь ещё!


Коляда, коляда, накануне Рождества!

Тетенька добренька, пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай, поскорее подавай,

Поскорее подавай, двоим, троим.

Давно стоим да не выстоим!

Печка-то топиться, пирожка-то хочется!


Коляда, коляда, ты подай пирога,

Или хлеба ломтину, или денег полтину,

Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки, вынимайте пятачки.

По копейке давайте Колядовщикам!


На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в 10 веке, когда на русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков(святками). Поэтому в празднике Рождества сохранились «святочные» обряды, которые продолжались до Крещения (19 января). В первый день Рождества, ранним утром до рассвета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны горсть зерна с приговором: «На живущих, на плодящих и на здоровье».

Второй день Рождества, который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии. Прославляя Марию, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Оно было вызвано тем, что царь Ирод, узнав о Рождении Христа и поклонении ему волхов, разгневался и повелел избить в Вифлееме всех младенцев, надеясь погубить и Спасителя. Но ангел явился Иосифу и повелел скрыться в Египте. После смерти Ирода Иосиф с Семейством возвратился и поселился в Назарете.

Хождения ряженых по домам и девичьи гадания продолжались до самого Крещения. Ряженые ходили по домам , распевали песни, разыгрывали различные представления, сцены за соответствующее вознаграждение. Девушки гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал. Например, девушке нужно в темноте войти в дровяной сарай и взять в руки первое попавшее полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый, если с сучками , то и муж будет злой да вредный.

2. Основная часть.

Педагог:

В старину молодежь собиралась в избе у одиноких стариков, где пели песни, слушали бабушкины сказки да занимались рукоделием: шили, вязали, вышивали. Вот и мы устроим такие посиделки. Рождественские посиделки.

Предлагаю вам изготовить украшение для дома.

Посмотрите на доску. Здесь образцы изделий. Изготовлены из одного и тогоже материала, а панно получились все разные. Почему?

Дети: Ответы

Педагог: Сейчас и вы выполните такое украшение.

Перед вами на столе заготовки из ткани: прямоугольник - для основы, фона, треугольники разного цвета. Игольницы с иглами и нитками разного цвета, ножницы.

Иголки пусть пока остаются в игольницах. Выбирайте треугольники того цвета, который вам необходим. Расположите инструменты и заготовки рядом со своим рабочим местом так, чтобы вам было удобно и безопасно их брать. Не забывайте о технике безопасности. Послушайте меня.

В любом месте, где бы вы не находились: на улице, дома, в школе – необходимо быть очень осторожными. На посиделках мы будем пользоваться различными предметами, инструментами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным.

Во время работы содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте

  • Загромождения его инструментами, отходами и мусором;
  • ни в коем случае не берите в рот иголки и булавки;
  • храните иголки и булавки в игольнице, не оставляйте их на рабочем столе;
  • будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
  • не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;

положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см.

По окончанию работы приведите в порядок рабочее место:

  • инструменты и материалы уберите в определенное место;
  • мусор и отходы соберите и уберите в урну.

Вспомнили правила техники безопасности? Заготовки выбрали? Инструменты приготовили? Приступаем к работе.

Сегодня я вас познакомлю с выполнением аппликации из кусочков ткани.

Посмотрите, как я располагаю свои заготовки на основе. Закрепляю булавками. Вот моя красавица ёлка. Осталось только прошить швом «вперед иголку» и украсить. Беру иголку с ниткой нужного цвета и завязываю узелок. Посмотрите (показ). Закрепляю между двумя тканями – прячу узелок, и прошиваю, отступив от края 0,5 см, по стороне треугольника швом «вперед иголку», закрепляю нитку (показ). Затем повторяю тоже и с другой стороны треугольника (показ). Я вам показала как закрепить на основе деталь аппликации. Вам всё понятно? Приступайте к работе. Кому нужна помощь – помогу.


Во время самостоятельной работы детей оказывается индивидуальная помощь, напоминаются правила техники безопасности.


На посиделках девушки шили, вязали, а когда уставали, то вставали в круг и танцевали. Давайте и мы отдохнем. Потанцуем да покалядуем.

Звучит русская народная мелодия. Дети выполняют движения. Колядуют.

А теперь продолжаем нашу работу и завершаем композицию.


3. Заключительная часть.


Давайте поместим ваши изделия на выставку.

( Дети вывешивают изделия на стенд).

Сколько красивых Рождественских ёлок! И все разные!

(Дети рассматривают работы)

Как называется данная техника выполнения? (Ответ)

Каким швом выполняли аппликацию? (Ответ)

Понравилась вам работа с лоскутами? Чем?

(Дети отвечают, педагог уточняет)

Смотрите, выполняли одной техникой, использовали тот же материал, а работы получились разные. Почему?

(Дети отвечают, педагог уточняет)

Правильно. Все старались, у каждого был свой творческий замысел. Молодцы! У вас появилась первая вещь из лоскутков. Берите на память, украшайте свои комнаты или дарите близким.

У нас есть готовые «йошки». Я попрошу вас расположить их на основе. Кому понравилось на наших посиделках? (Красная йошка)

Кто сможет научить выполнять такую работу других?(Зеленая)

Кто хочет прийти на наши посиделки ещё?(желтая)

Спасибо.

В старину, когда девушку уходили с посиделок, они благодарили хозяев, хозяева благодарили их. Вот и мы сейчас сделаем это. Спасибо вам, добрые люди, здоровья вам и счастья! Приходите к нам еще! (поклон) И вы тоже поблагодарите нас.


Приложение 1
Коляда, Коляда
Подай пирога.
Не подашь пирога –
Мы корову за рога.
А подашь пирога –
Полный дом живота.

А дай Бог тому,
Кто в этом дому. 1
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытиём,
И богатством. 2
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Господин, господа, господинова жена,
Двери отворите и нас одарите!
Пирогом, калачом или чем-нибудь ещё!

Коляда, коляда, накануне Рождества!
Тетенька добренька, пирожка-то сдобненька 1А
Не режь, не ломай, поскорее подавай,
Поскорее подавай, двоим, троим.

Давно стоим да не выстоим!
Печка-то топиться, пирожка-то хочется! 2А

Коляда, коляда, ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину, 3А
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки, вынимайте пятачки.
По копейке давайте Колядовщикам! 4А
Сапегина Елена Васильевна16.06.2012 90000 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar